Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование ответственности всего государства и общества за работу по охране здоровья.
Потенциал стратегического руководства в интересах здоровья: с участием всего общества и всего государства и путем учета вопросов здоровья во всех стратегиях - взгляд через призму управления. Ответственность всего общества и всего государства за охрану здоровья будет опираться на прочную политическую приверженность, рациональное государственное управление и поддержку со стороны общества. Для того чтобы эта ответственность была значимой и действенной, необходимы конкретные структуры межсекторального стратегического руководства, которые будут обеспечивать принятие необходимых мер в целях отражения интересов здоровья во всех соответствующих направлениях политики, деятельности секторов и в конкретных условиях. Структуры межсекторального руководства равным образом применимы в отношении исполнительных органов государственного управления, парламентов, местных органов власти, общества, заинтересованных сторон и индустрии. Цель принципа участия всего общества заключается в расширении общегосударственного подхода за счет усиления роли частного сектора и гражданского общества, а также широкого круга лиц, принимающих политические решения, таких как депутаты парламента. Стратегические сети, изначально возникшие в рамках структур государственного управления, все в большей мере выходят за их пределы, вовлекая другие общественные силы. Принцип участия всего общества подразумевает появление нового, дополнительного потенциала коммуникации и сотрудничества в комплексной и разветвленной среде сетевого общения и подчеркивает важную роль медийных средств и новых форм обмена информацией. Каждая сторона должна вкладывать свои ресурсы, опыт и знания. Благодаря привлечению частного сектора, гражданского общества, местных сообществ и отдельных граждан, принцип участия всего общества повышает устойчивость сообществ по отношению к угрозам их здоровью, безопасности и благополучию. Как было отмечено Paquet (287), «сотрудничество - это новый безоговорочный императив». Подход на основе участия всего общества не ограничивается формальными структурами: он оказывает мобилизующее влияние на местную и глобальную культуру и средства массовой информации, сельские и городские сообщества и все стратегически важные для здоровья секторы политики, включая образование, транспорт, охрану окружающей среды и даже градостроительное проектирование, что иллюстрируется на примере проблемы ожирения и глобальной продовольственной системы. Подходы на основе участия всего общества - это форма коллективного руководства, при которой особое внимание уделяется координации деятельности путем использования нормативных ценностей и укрепления взаимного доверия среди разнообразных действующих субъектов в обществе. Эти подходы обычно подразумевают использование инструментов руководства, которые имеют менее предписывающий характер, менее ориентированы на единообразие методов, с меньшей степенью централизации и иерархичности. Хорошей отправной точкой для них является постановка совместных стратегических задач и целевых ориентиров, как, например, в стратегии США «Здоровый народ-2020» (288). Аналогичную основу имеют под собой многие стратегии ЕС, поскольку их принятию предшествует процесс широких консультаций, в котором обычно участвуют все заинтересованные стороны, как государственные, так и частные, хотя и с разным уровнем влияния. Вместе с тем, государство должно по-прежнему нести конечную ответственность и проявлять приверженность делу защиты и укрепления здоровья и благосостояния людей и общества, которым служат государственные органы и которым они подотчетны. Для того чтобы поставить ответственность и подотчетность за улучшение здоровья и благополучия во главу угла на всех уровнях общества, важнейшим и непременным условием является политическая приверженность. Таким образом, для обеспечения стратегического руководства и социальной справедливости в отношении здоровья государство должно обеспечить максимальную согласованность стратегий, инвестиционной деятельности, услуг и практических мер, осуществляемых различными секторами и заинтересованными сторонами. Требуется комплекс дополняющих и усиливающих друг друга стратегий, часто за рамками сектора здравоохранения, подкрепленных структурами и механизмами, способствующими сотрудничеству и создающими для него необходимые условия. Многие детерминанты здоровья и социальной справедливости в отношении здоровья являются общими приоритетами для ряда различных секторов; к таким приоритетам относятся повышение качества образования, содействие социальному приобщению и сплоченности, сокращение масштабов бедности, и повышение устойчивости и уровня благополучия местных сообществ. Они служат объединяющей платформой для практических действий в разных секторах, способствующих улучшению здоровья населения и укреплению социальной справедливости в отношении здоровья (289). Важная роль в приведении в общие аналитические рамки параметров здоровья и конечных результатов реализации других направлений политики принадлежит методике оценки воздействия на здоровье. Обеспечение эффективного общегосударственного стратегического руководства в интересах здоровья может быть сопряжено с трудностями и препятствиями. Для этого требуется гораздо больше, чем просто мандат (290). Фактические данные в поддержку межсекторального стратегического руководства нередко носят скудный, фрагментированный, недостаточно убедительный или эпизодический характер. Тем не менее, как показывает опыт реализации программ в области устойчивого развития, прогресс в этом направлении возможен. Одним из ключевых направлений деятельности является создание новых или совершенствование существующих инструментов и механизмов, обеспечивающих равное право голоса для всех и учет всех точек зрения в процессе принятия решений. При эффективном стратегическом руководстве в интересах здоровья модели совместной работы используются для решения следующих задач: увеличение ресурсных потоков; оптимизация распределения детерминант, определяющих возможность поддержания здоровья; сокращение типичных проявлений и масштаба имеющихся несправедливостей в отношении здоровья; снижение рисков и ослабление последствий заболеваемости и преждевременной смертности в масштабах всего населения. В отчете Целевой группы по механизмам руководства и практического решения задач (291) - одной из целевых групп, относящихся к Европейскому обзору социальных детерминант и разрыва по показателям здоровья (17), -указано, что вмешательства, воздействующие на социальные детерминанты здоровья и направленные на сокращение несправедливостей в отношении здоровья, обычно требуют наличия улучшенных систем стратегического руководства и практического достижения полезных результатов. Они должны действовать на всех уровнях руководства, вовлекая все общество и всю структуру государственного управления, и обеспечивать национальный и местный контекст для действий в поддержку здоровья. Целевая группа сформулировала ряд основных причин несостоятельности систем стратегического руководства и практического решения задач в сфере воздействия на социальные детерминанты здоровья и вытекающие из них несправедливости в отношении здоровья: - несостоятельность концептуализации и действий по всей цепи причинно-следственных связей, ведущих к желаемому результату - сокращению несправедливостей в отношении здоровья (концептуальная несостоятельность); - несостоятельность в отношении формирования эффективной цепи практических мер и поддерживающих стимулов, а также организационных механизмов, способных достичь улучшенных результатов в плане социальных детерминант здоровья и несправедливостей в отношении здоровья (несостоятельность цепи реализации); - несостоятельность в плане разработки стратегии контроля, которая призвана обеспечить мониторинг всего процесса реализации (несостоятельность стратегии государственного контроля). Последняя несостоятельность часто связана с низким потенциалом для выявления и оперативного исправления широкого круга дефектов, таких как организационные, финансовые и законодательные несоответствия и другие причины сниженной эффективности. Таким образом, государства-члены могут рассматривать ряд предварительных условий и мер, необходимых для успешной реализации и повышения эффективности стратегического руководства. Обзор исследований, в которых анализируется прогресс в данной области, проливает свет на важные уроки и возможности сокращения риска вышеуказанных неудач (291). В настоящее время имеется ряд инновационных методов и инструментов для эффективного вовлечения всего общества и применения общегосударственного подхода к реализации действий по сокращению несправедливостей в отношении здоровья. Страны могут рассматривать и адаптировать эти методы к своим конкретным условиям на национальном и субнациональном уровнях.
|