Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам в интересах здоровья.
Цели политики Здоровье - 2020 будут достигаться сочетанием индивидуальных и коллективных усилий. Ключом к успеху в реализации политики Здоровье - 2020 будет тесное сотрудничество государств-членов с ВОЗ и их активная работа по привлечению других партнеров. Находящиеся в центре политики Здоровье - 2020 общегосударственный подход и принцип участия всего общества в деятельности по улучшению здоровья и благополучия находят свое отражение в стратегиях, укрепляющих объединенное и согласованное руководство, улучшающих координацию и интеграцию и способствующих рассредоточению ответственности за охрану здоровья по всей системе государственного управления и по всему обществу. Для решения сложных современных проблем здравоохранения необходим многоуровневый общегосударственный подход с вовлечением всего общества, при котором в этой деятельности, помимо государства, участвуют гражданское общество, частный сектор и средства массовой информации. Непременные условия для успеха - наличие общей задачи и широкие совместные усилия в каждой стране: речь идет о правительствах, неправительственных организациях, гражданском обществе, частном секторе, науке и академической сфере, работниках здравоохранения, сообществах и всех отдельных гражданах. Сегодняшние лидеры в борьбе за охрану и улучшение здоровья должны отстаивать необходимость партнерств в интересах здоровья и создавать такие партнерства. Эти партнерства являются одним из стержневых элементов общесистемного подхода, заложенного в основах политики Здоровье-2020. Создание полноценных партнерств с учреждениями, гражданами и местными сообществами, гражданским обществом и заинтересованными сторонами из государственного и частного сектора на нескольких уровнях чрезвычайно важно для более глубокого понимания местных детерминант здоровья, завоевания поддержки на всех уровнях общества и содействия развитию местных общин. Отчасти речь идет о том, чтобы улучшить качество общегосударственного и межсекторального стратегического руководства в интересах здоровья, а отчасти - о том, чтобы создать широкие международные, национальные и местные группы поддержки здоровья. Партнерства внутри системы государственного управления и вне ее зависят от наличия общих интересов, доброжелательных личных отношений, а также благоприятной среды для деятельности. Имеется множество типов партнерств, строящихся на различных формах взаимоотношений; так, партнерства могут быть формальными и неформальными либо носить преимущественно технический характер. Фактические данные демонстрируют чрезвычайную важность таких параметров, как прочность, качество и прозрачность связей между партнерами, механизмы распределения сфер ответственности, а также, что имеет особое значение, правила формирования бюджета и отчетности. Эти характеристики партнерств оказывают определяющее влияние на конечные результаты и эффективность их работы. На всех уровнях структур необходимо учитывать важные вопросы, касающиеся асимметрии власти. Несмотря на то, что многие организации одобряют партнерства и признают важность взаимного учета интересов сторон, данные исследований и другие формы анализа убедительно демонстрируют, что участники порой не полностью следуют принципу добросовестных партнерских отношений, не всегда учитывают особенности корпоративной культуры партнерской организации, соблюдают провозглашенные ими самими принципы или приемы надлежащей операционной и управленческой практики. Решение многих наиболее трудных проблем требует наличия механизмов или процедур для урегулирования вопросов, связанных со скрытыми намерениями, или потенциальных конфликтов интересов, а также для достижения договоренности об основных положениях партнерства. Партнерства занимают важнейшее место в системе межсекторального стратегического руководства, но то, каким образом партнеры вносят свой вклад в информационную и ресурсную базу для принятия решений, может иметь скорее иерархический, чем горизонтальный характер. Поддержка гражданского общества укрепляет информационно-агитационную работу в интересах здоровья и социальной справедливости. Принципы и ценность вовлечения местных сообществ и расширения их прав и возможностей признаны повсеместно, и поддержка гражданского общества во всем его многообразии - общества людей, которые часто добровольно и бесплатно отдают свое время и силы для участия в важных вмешательствах и в реализации принятых подходов - имеет ключевое значение. Дополнительное преимущество организаций гражданского общества заключается в их способности поддерживать неформальное общение с людьми. Государственным ведомствам и официальным органам принадлежит важная роль в донесении до людей точной и заслуживающей доверия информации, однако восприниматься такая информация от государства и от гражданского общества может совершенно по-разному. При решении сложных, деликатных или стигматизированных вопросов структуры гражданского общества нередко располагают возможностями, которые отсутствуют у официальных органов. Речь может идти, например, об укреплении взаимодействий с маргинальными группами, которые до этого оставались без внимания, или о привлечении частного бизнеса с соблюдением норм этики. Добровольные организации и группы взаимоподдержки вносят свой важный вклад и оказывают практическую помощь нуждающимся. Новую и постоянно растущую роль в формулировании и распространении сведений и установок по различным вопросам здоровья играют онлайновые социальные сети. Партнерства с международными организациями, действующими в Европейском регионе, имеют важнейшее значение в реализации целей политики Здоровье-2020. Роль ВОЗ и ее взаимосвязи с этими организациями основаны не только на ее стремлении к техническому совершенству, научно обоснованной практике и управлению, ориентированному на результаты, но также на ее приверженности совместной работе по оказанию помощи государствам-членам в полной реализации их потенциала здоровья. Сотрудничество между ВОЗ и другими международными организациями постоянно укрепляется. Среди них такие структуры, как специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, Всемирный банк и региональные банки развития, ОЭСР, Европейский Союз, Совет Европы, Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, агентства и фонды в поддержку развития, а также ведущие неправительственные организации. Во многих ключевых областях общественного здравоохранения важнейшим партнером является ЮНИСЕФ. Совместно с этой организацией проводится работа по таким направлениям, как охрана здоровья матери и ребенка, иммунизация, содействие улучшению здоровья и профилактика болезней путем укрепления систем здравоохранения, совершенствование мониторинга разрыва по показателям здоровья. Прочный фундамент, большие возможности и дополнительные выгоды принесет сотрудничество с ЕС. Европейская комиссия выпустила «белую книгу», в которой предложены фундаментальные принципы и сформулированы стратегические задачи Комиссии в ее работе в области здравоохранения (22). Изложенные положения вытекают из статьи 168 Договора о функционировании Европейского союза с поправками в соответствии с Лиссабонским договором (112), где констатируется, что «при планировании и реализации всех стратегий и мероприятий Союза должен гарантироваться высокий уровень защиты здоровья людей». Страны-кандидаты на вступление в ЕС, потенциальные кандидаты и страны, сотрудничающие в рамках Инструмента Европейской политики соседства и партнерства, также активно приводят свое законодательство и практику в соответствие с правилами ЕС. Эти процессы могут сыграть важную роль в реализации политики Здоровье-2020. Важным шагом по пути укрепления партнерства в деле улучшения информации здравоохранения, укрепления безопасности общественного здоровья, улучшения финансирования здравоохранения, снижения неравенств в отношении здоровья, проведения научных исследований и улучшения сотрудничества внутри отдельных стран является совместная декларация Европейской комиссии и ВОЗ, которая включает шесть «дорожных карт» для развития более тесного сотрудничества. Отдельные инициативы Европейской комиссии, такие как Европейское инновационное партнерство, по вопросам активной старости и здорового старения (286), открывают дополнительные возможности для сотрудничества. Еще один важный источник поддержки - развитие связей с новыми и возникающими типами партнерств в интересах здоровья, которые проводят активную деятельность на различных уровнях стратегического руководства в масштабах Региона. Значительный полезный вклад вносят инновационные механизмы сотрудничества, в том числе следующие: Евразийское экономическое сообщество; Сеть здравоохранения Юго-Восточной Европы и «Северное измерение»; сети по конкретным направлениям политики, такие как Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города» и «Регионы за здоровье»; субрегиональные сети в пределах СНГ; общерегиональные сети ВОЗ по укреплению здоровья в различных средовых условиях, включая школы, рабочие места, больницы и пенитенциарные учреждения. Важными потенциальными партнерами являются академические и профессиональные учреждения, включая медицинские профессиональные ассоциации, сотрудничающие центры ВОЗ и сети общественного здравоохранения на региональном и страновом уровнях. Необходимо изыскивать пути рационального и этически приемлемого сотрудничества с частным сектором, включая фармацевтическую индустрию, которая проводит все более активную деятельность в различных странах Европейского региона. В разных странах и внутри одной и той же страны имеются разные отношения к частному сектору. Однако частный бизнес (от местного до глобального) все больше проникает во все аспекты жизни людей. Коммерческие структуры присутствуют во всех сообществах и на всех уровнях, и их знание и понимание местных условий является ценным ресурсом, который часто остается невостребованным и который, при его правильном использовании, может внести значительный вклад в здоровье и благополучие. Многие малые и крупные частные предприятия выступают в роли основных спонсоров проводимых на уровне местных сообществ мероприятий, и в дальнейшем использовании их в этой роли кроется реальный потенциал. Совершенно очевидно, однако, что их влияние может как способствовать охране здоровья, так и подрывать его. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в статье 44 своей политической декларации по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями (180) призвала частный сектор увеличить вклад в профилактику и борьбу с неинфекционными заболеваниями и выдвинула повестку дня из пяти следующих пунктов: следование рекомендациям ВОЗ по сокращению вредного воздействия рекламы продуктов питания на детей; производство пищевых продуктов более здорового состава (включая снижение содержания соли); обеспечение более здоровой рабочей среды; совершенствование снабжения и повышение ценовой доступности основных лекарств и медицинских вмешательств. Создание и поддержание партнерств в интересах здоровья требует новых подходов к решению вопросов их организации, структуры и функционирования. Ключевое значение имеют рабочие взаимоотношения между партнерами, которые должны носить открытый и уважительный характер. Более приемлемыми могут быть структуры сетевого типа, нежели традиционные бюрократические формы. Методы принятия решений, распределения ресурсов и подотчетности должны быть видимыми для всех и открытыми для изучения таким образом, чтобы каждый мог влиять на них.
|