Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация театральных состязаний в Афинах.Стр 1 из 36Следующая ⇒
Зарубежный театр. Лекция 1. Театр Античности и Средних веков. Театр Древней Греции. Формирование театра и культ бога Диониса. 534 г. до н.э. - первое состязание трагедий на празднике Городских Дионисий в Афинах. Отсюда и начинается история древнегреческого театра. Победитель - Феспис. Древние его - актера и поэта - считали изобретателем трагедии. Награда - козел. Поэт-победитель приносил полученного козла в жертву и устраивал пир. " Трагедия" - " козлопение" или " песнь козлов". Постановки трагедии в 5 веке стали неизменной частью аттических праздников в честь бога Диониса, считавшегося покровителем театра. Таким образом, театр начал развиваться, заняв свое место в праздничном ритуале, а затем стал для граждан античной Греции новым и небывалым явлением, по-тому что отвлекся от ритуала; и в этом самостоятельном развитии следует искать его сущность и смысл. Однако сама античная эпоха признавала, что отношение театра к Дионису установить весьма непросто. Из тридцати четырех сохранившихся трагедий лишь одна основана на мифе о Дионисе - " Вакханки" Еврипида, трагедия поздняя. Комедия и сатировская драма дают гораздо больше свиде-тельств их связи с Дионисом. Слово " комедия" происходит от названия группы подгулявших участни-ков праздничного шествия - " комос". Сатировская драма, или по-гречески просто " сатиры", свое на-звание получила от хора сатиров, неизменных спутников Диониса, действовавших на сцене под води-тельством Селена. В целом у истоков античной драмы наблюдается сочетание трех элементов - хора, актеров-солистов и масок, и ни один из этих элементов не является специфически дионисовским. В эллинистическую эпоху объединения греческих актеров называли себя " Дионисовы умель-цы". В классические времена актеры после театральных состязаний приносили свои маски в храм Дио-ниса в дар богу. Для культа Диониса также было характерно переодевание в неподобающую одежду: мужчин - в женскую, взрослых - в подростковую; поэтому Дионис в " Лягушках" Аристофана носит женских цветной хитон и туфельки. В позднюю эллинистическую и особенно в римскую эпоху связь драмы и актеров с культом Диониса, многократно переосмысленная и стилизованная, остается по-прежнему в основе эстетики те-атра. Организация театральных состязаний в Афинах. Классический период древнегреческого театра сосредоточен в Афинах 5 в. до н.э. и представлен деятельностью трех великих трагиков - Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. В дни театральных состязаний каждый год на Городских Дионисиях игрались три крупных премьеры трагедии и пять комедий. Каждая трагическая постановка состояла из четырех новых пьес, образуя тетралогию. При этом все произведения участвовали в предварительном конкурсе, что как ми-нимум удваивало ежегодное число новых сочинений. Известны многие имена и названия сочинений других поэтов. Однако сохранилось всего 34 цельных трагедии и 11 комедий, принадлежащих назван-ным четырем авторам. Хотя известны имена предшественников, Эсхил (525-456) считается " отцом трагедии". сохра-нилось только 7 его пьес. Их действие основано на величественных мифологических сюжетах, близких к гомеровскому эпосу. Только трагедия " Персы" (472) показывает современные события Греко-персидской войны. " Прометей прикованный". От Эсхила сохранилась единственная цельная трилогия " Орестея" (458): Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды. Второй трагический поэт - Софокл (496-406). Сохранилось 7 пьес. Наиболее прославился тра-гедией " Эдип царь" (428). Антигона (442), Эдип в Колоне (401), Электра, Филоктет. Софокл был выра-зителем идеалов афинской демократии в период ее расцвета. Он усовершенствовал и отшлифовал сце-ническую форму трагедии. Образцы его сочинений послужили основанием для теоретических размыш-лений Аристотеля об эстетике и поэтике театра. Еврипид (485-406) - " трагичнейший из поэтов", по словам Аристотеля, - был оценен позднее, чаще ставился и цитировался, в результате чего уцелело 17 пьес. Электра, Орест, Ифигения в Авлиде (404), Медея (431), Ипполит (428) - первая в истории драмы трагедия о любви. В трагедии " Вакханки" использован миф о Дионисе, показана грозная и покоряющая стихия дионисийского культа. Если между Эсхилом и Софоклом существует плавная эволюционная преемственность темати-ки и последовательное совершенствование драматической формы, то Еврипид резко отступает от сло-жившейся традиции. Он меняет идейно-философские и религиозно-этические точки зрения (его мифо-логические герои приобретают более конкретные человеческие черты), а также отказывается от апробированных приемов построения действия, использует новые (иногда менее совершенные) подходы к решению сценических задач. Согласно Аристотелю (384-322), основным жанром серьезной поэзии является трагедия. Катар-сис - результат воздействия театра на зрителя. Классическая трагедия имела особое строение. Пролог - в форме монолога, реже диалога, и ис-полнялся актером. Парод - вступительная песнь хора во время выхода на игровую площадку (орхестру), которую хор больше не покидал до конца игры. Эписодий (эпизод, явление) - явление актера в роли (актеров в ролях). Основная форма - диалогическая. В трагедии было от трех до семи эписодиев, которые перемежались стасимами (песнь хора " на месте", состояли из парных строф и антистроф, которые исполнялись поочередно двумя полухориями и завершались эподом (заключением) всего хора). стасимов было столько же, сколько эписодиев. Коммос - " общий плач" хора и актеров, входил в последнюю часть спектакля. Эксод - заключительная песнь хора, с которой он уходил с орхестры. Аристофан (446-385) - " отец комедии" - являет и вершину, и финал развития древней комедий-ной сцены Афин (предшественники - " флиаки" и " мимы" - нелитературные комические представле-ния). Сохранилось 11 пьес. Его комедии - отчетливо выраженный тенденциозный политический характер. Большинство пьес посвящено вопросам войны и мира (Ахарняне, Мир, Лисистрата…) и многим другим (Всадники, Птицы, Облака, Осы). В нескольких пьесах затрагиваются проблемы искусства и театра. Особенно зна-менита " театральная" пьеса " Лягушки" (405). Основные черты композиции комедии. Пролог - игровой и состоит из нескольких эписодиев. Парод - выход хора. Сразу после него - парабаса (" выход вперед"). Хор снимает маски и приближается к зрителям. В этой партии хор может развивать тему, имеющую значение, не зависимое от содержания комедии ни по смыслу, ни по настроению. Кроме основной в комедии может быть еще и малая параба-са. Далее эписодии чередуются с выступлениями хора по сюжету. Среди эписодиев бывает самая острая часть комедии - агон - спор, нередко разрешающийся дракой. Финальная часть комедии также называется эксод и тоже связана с уходом хора с орхестры. Цель комедии, по Аристотелю: " воспроизводить людей худших, но не во всей их порочности, а в смешном виде".
|