Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театральный календарь.
Хронологически он обрамлен датами начала Персидской войны и завершения Пелопоннесской. Так, вторжение персидского войска в Элладу произошло в 500 г., а в 499 состоялся дебют Эсхила; Софокл и Еврипид умерли в 406/405, в 405 Аристофан поставил " Лягушек" - последнее произведение в эстетической системе " древней комедии", а в 404 Афины потерпели окончательное поражение от спартанского войска. К середине 5 в. до н.э. уже можно говорить о формировании аттического " театрального сезо-на": Сельские Дионисии, или Малые Дионисии (декабрь-январь нашего календаря) - Ленеи (январь-февраль) - Городские Дионисии, или Великие Дионисии (март-апрель). Сезон составляли театральные состязания и оживленная подготовка к ним. Особую активность проявляли и театралы. Пик театрального сезона и одновременно его завершение - Городские Дионисии, понимавшие-ся афинянами как конец зимы и начало весны. В них состязались десять афинских фил, на сцене было занято в общей сложности тысяча человек. Значительная часть первого дня отводилась жертвоприно-шениям и приготовлению священной трапезы, которая происходила одновременно с выступлениями хоров на орхестре. Драмы - трагедии и комедии - организовывались как выступления хоров после жертвоприношений и пиршеств. Так как день дифирамбов был посвящен знаменитому афинскому винопитию в честь Диониса, оно шло по нарастающей с утра до вечера, завершалось за полночь и венчалось похмельем наутро сле-дующего дня. Когда на орхестре театра начинались состязания в комедиях. Вечер второго дня тоже со-провождался возлияниями. Три дня трагедий были по преимуществу трезвыми, и лишь в конце пятого дня праздник победителей вновь завершался возлияниями и пирами в домах. Важно заметить разницу между театральными состязаниями и атлетическими. Атлетические игры были всегреческими и служили идее объединения эллинского мира, а центры их проведения ста-новились культовыми центрами всех эллинов. Театр же, даже обретя всегреческую славу, оставался ме-стным институтом и служил славе Афин как столицы театра, побуждая других не к объединению, но к подражанию. Если на Панафинеях союзники участвовали в праздничном шествии под водительством афинских архонтов и жрецов, то на Дионисиях гости могли лишь смотреть на такое шествие: к участию допускались только коренные жители Афин. В начале года (июль-август) в должность вступал новый архонт и назначал хорегов (20 - для дифирамбов, 5 - для комедий, 3 - для трагедий). Архонт и хореги отбирали трагедии и комедии. ото-бранных поэтов по жребию распределяли между хорегами. Каждая пара " поэт-хорег" по жребию полу-чала флейтиста, а три поэта трагедий - еще и по одному-протагонисту (с ним партнеры - второй и тре-тий актеры). Миниск - актер Эсхила, Калиос (сын Эсхила) - играл у Софокла, Каллипид - у Еврипида. Число взрослых граждан, занятых в репетициях - около 750 мужчин (4% от гражданского населения всей Аттики) и 500 мальчиков. В состязаниях первоначально принимали участие только поэты (они же часто были протагони-стами), затем, не позднее 502, к ним добавились хореги и лишь начиная с 449 было введено состязание трагических актеров. Первые состязания комических поэтов - не позднее 486, а о состязании комиче-ских актеров известно лишь из 4 века до н.э. Хорегия была тяжелым финансовым бременем. Многие хореги разорялись, и в пословицу во-шло, что хореги рядили своих актеров в золото, а сами носили рубище. Но хорегия была делом столь высокого общественного престижа, что добровольцев было достаточно.
|