Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народный театр.
Одновременно с религиозным в Средние века развивался народный театр. к нему можно отнести французские фарсы, немецкие фастнахтшпили, постановки майстерзингеров, нидерландские клухты и эсбатементы, а также шутовские общества и соревнования нидерландских камер риторов, сценки комического содержания, разыгрывавшиеся во время праздничных городских шествий во всех странах. Гистрионы-жонглеры. Большую роль в становлении народного театра сыграли гистрионы, упоминавшиеся в письменных свидетельствах раннего Средневековья с 7 в. В разных регионах Европы их называли жонглерами, джулларами, мимами, шпильманами, скоморохами, подразумевая лицедеев, основное занятие которых – развлекать. Эти профессиональные потешники вели странствующий образ жизни, за редким исключением оседая при феодальных дворах. С развитием и увеличением городов они стали принимать деятельное участие в праздничной жизни. особенно тесно связаны с кукольным театром. Фарс. Фарс (от лат. «фарш, начиняю») занимает центральное место в народном театре Средневековья. Наибольшее распространение – в 14-16 вв. Берет начало в языческих обрядах и народный играх. Так, в языческих играх-прениях Жизнь и Смерть вступали в перепалку, стараясь перехитрить друг друга, и победу всегда одерживала Жизнь. На городских ярмарках и праздниках горожане затевали аналогичные комические перепалки, которые постепенно обрели свою интригу, сохранив центральным сюжетным событием «комический спор». Раньше других фарс развился во Франции. В 13 веке фарс обособляется от обряда и превращается в представление народного театра. Основа фарсовых сценок – события реальной жизни французского города, однако древние корни ощущались в сюжетном строе и характерах комических персонажей. Фарсы разыгрывались в дни праздников на временной сценической площадке: дощатом помосте с занавеской сзади, открытом с трех сторон для публики. Исполнители – фарсеры – белили лицо мукой, превращая его в некое подобие маски. Фарсеры наделяли своих персонажей какой-либо одной, но очень яркой чертой, определявшей их поведение и не менявшейся на протяжении всего представления. Персонаж превращался в маску-тип. В постоянном ходу – импровизация. В фарсе не читали морали, а восхищались плутовством – оно приветствовалось и прославлялось, героя-плута одобряли. Фарс играли любители в так называемых шутовских обществах. Одно из самых старейших комических братств средневековой Франции называлось «Базошь» (возникло в конце 13 в.). Другой комический городской союз – «Орден дураков» (1381) и пр. Шутовские братства подразделялись на два вида: 1) цеховые кружки ремесленников одной профессии, 2) общегородские союзы, принимавшие всех желающих. Соти. В конце15 – начале 16 вв. во Франции новый вид развлечений – соти, не имевший аналогов в других странах. Как жанр народной культуры связан фабулой и персонажами с Праздником Дураков, одним из самых любимых в Средневековой Франции. Центральная мысль жанра в том, что миром правит глупость и населяют ее глупцы. Как и другие средневековые спектакли, соти начинались с парада участников. Дураки танцевали, проделывали комические трюки и замысловатые прыжки. Завершалось представление пародийной молитвой. В начале 16 века соти сближаются с политической сатирой, построенной на хорошо известных современникам политических аллюзиях. Однако уже к концу века теряют актуальность и сходят со сцены. Фастнахтшпиль. Представление, разыгрывавшееся в дни масленицы. Укоренен в низовой культуре Германии 14-15 вв. и тесно связан с комическими жанрами средневековой городской культуры, в первую очередь со шванком. Он отличается разнообразием и представляет собой то бытовую сценку или игру нравоучительного характера, то инсценировку анекдота про крестьян и монахов, или эпизод из жизни евангельских персонажей и т.д. Фастнахтшпиль появился в конце 14 в. на фоне мистериального театра, но развивал собственные приемы. Разыгрывались группой горожан в частных домах, пивных, в городской ратуше. отличались от мистерии отсутствием машинерии, реквизита, роскошных костюмов. Характерны экспромты, импровизация на злободневные темы, обмен репликами со зрителями. Дожил до конца 16 века. Майстерзанг. В Германии 14-16 вв. были распространены школы майстерзингеров, состоявшие из ремесленников – любителей стихосложения и пения. «Школьные пения» проходили по праздникам в форме состязаний на сюжеты из Библии в ратуше или в церкви. В начале 16 в. перешли к сочинению драматических произведений, а школы майстерзанга постепенно стали самодеятельными театральными кружками. Сюжеты брались из фольклора, шванков, античной мифологии и переводились в бытовую плоскость. Жанр – фастнахтшпиль. Сценическая площадка близка ярмарочной площадной сцене. Дощатый помост с занавесками, разделявшими сцену на переднюю и заднюю, окруженный с трех сторон зрителями. Такой помост мог выстраиваться как на площади, так и в ратуше или церкви. Камеры (общества) риторов. Нидерландские любительские кружки, в которых занимались устройством праздничных представлений. Преимущественно разыгрывали клухты и эсбатементы (фарс, шутка, забава). Возникают в начале 15 в. в больших городах. Расцвет – 16 в. по всей территории Нидерландов. Самое главное лицо – фактор – поэт, драматург и постановщик в одном лице. В состав камеры непременно входили шут и посол. В основе состязаний камер риторов – четко разработанный сценарий. Сценическая площадка – двухэтажное строение, нижняя часть которого, снабженная раздвижными занавесками, использовалась для разыгрывания основного действия, а верхняя, также с занавесками, предназначалась исключительно для демонстрации аллегорических «живых картин» (иногда восковые куклы или полотна), возникавших по ходу действия. Соединение театрального действия с «живыми картинами» выглядело естественно, так как исполнителями и декораторами и тех и других являлись одни и те же лица. Моралите. Самый поздний жанр средневекового театра – моралите (от лат. «нравственный) возник в начале 15 в. и наибольшее распространение – во Франции, Англии и Нидерландах. Промежуточное положение между религиозным и народным театром. Это поучительная пьеса аллегорического характера. В основе сюжета – борьба доброго и злого начал в мире или в душе человека, которая завершается или спасением, или гибелью души. Действие показывает события земной жизни человека, постоянно подвергающегося греху и соблазну. Герой окружен плотным строем аллегорических фигур. Один из самых распространенных мотивов – покаяние и прощение грешной души. Представления моралите сопровождались музыкой, пением, танцами. В поздних моралите действующие лица постепенно теряли условный характер и аллегорический смысл, приобретая все более узнаваемые бытовые черты. Тексты моралите были рассчитаны на публику, достаточно искушенную в театральных тонкостях, поскольку содержали большое количество намеков на современную театральную ситуацию.
Средневековый театр оказал ощутимое воздействие на дальнейшее формирование европейской сцены. Мистериальный театр очевидно повлиял на елизаветинскую драму, на трагедии Шекспира. аллегории моралите ожили в пьесах Сервантеса и Мольера. Активное воздействие на европейскую театральную культуру оказал фарс. Его уроками пользовались итальянская комедия, комедии Шекспира и Лопе де Веги. У него учился Мольер – создатель «высокой комедии» Нового времени. Таким образом, традиции средневекового театра стали одним из мощных источников последующего развития европейского сценического искусства.
|