![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II. Методы статистического вывода: проверка гипотез
при помощи которых соответствующие этим категориям явления (агрессивность, внешний вид и т. д.) могут быть измерены. Затем исследователь организует выборку и проводит соответствующие измерения. Результаты измерения преобразуют с использованием описательных статистик к виду, допускающему статистическую проверку научной гипотезы. ПРИМЕР 7.1 Изучая влияние на агрессивность подростков демонстрации сцен насилия, исследователь измерил агрессивность на двух выборках, различающихся частотой и длительностью просмотра телепередач со сценами насилия. Далее он вычислил средние значения агрессивности для этих выборок: Мх в 6, 3—для тех, кто чаще смотрит такие телепередачи, и Мг = 5, 9 — для другой выборки. Какой вывод в отношении гипотезы можно сделать на основе такого различия? Будут ли подобные различия наблюдаться в генеральной совокупности? Любое исследование сводится к выявлению связи между переменными. В приведенном примере, в частности, исследуется связь между просмотром телепередач со сценами насилия и агрессивностью подростков. Связь эта может выражаться в величине и направлении различий между сравниваемыми группами или в знаке и величине коэффициента корреляции. То есть связь характеризуется своей силой и направлением. Однако есть еще одна не менее важная характеристика связи — ее надежность, «истинность». Надежность связи непосредственно связана с репрезентативностью выборки, с тем, насколько уверенно статистики выборки позволяют судить о соответствующих параметрах генеральной совокупности. Ведь связь, обнаруженная в выборке, интересует исследователя лишь в той мере, в какой она позволяет судить о связи, которая существует в генеральной совокупности. ПРИМЕР Возвращаясь к предыдущему примеру 7.1, обратим внимание, что исследователь действительно обнаружил различие между выборками, свидетельствующее о справедливости его гипотезы. Однако смысл статистической проверки не в том, «различаются ли результаты двух выборок...», а в том, насколько вероятно, что существует различие между всей совокупностью одних и других подростков, которые могли попасть в выборку. Надежность связи определяется тем, насколько вероятно, что обнаруженная в выборке связь будет вновь обнаружена (подтвердится) на другой аналогичной выборке, извлеченной из той же генеральной совокупности. Очевидный способ проверки надежности обнаруженной в исследовании связи — это многократное проведение аналогичного исследования на разных выборках. Однако это и трудоемко и не всегда возможно. Но можно сформулировать вопрос по-другому. Если в генеральной совокупности связи нет, то какова вероятность случайного получения данного результата исследования? Иначе говоря, какова вероятность, что полученный результат является слу-
|