![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерий t-стьюдента дня независимых выборок
Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга. Допущение независимости предполагает, что представители двух выборок не составляют пары коррелирующих значений признака. Это предположение нарушилось бы, если, например, 1-я выборка состояла из мужей, а 2-я — из их жен, и два ряда значений измеренного признака могли бы коррелировать. Проверяемая статистическая гипотеза Н0: М1 — М2. При ее отклонении принимается альтернативная гипотеза о том, что М1 больше (меньше) М2. Исходные предположения для статистической проверки: - одна выборка извлекается из одной генеральной совокупности, а другая выборка, независимая от первой, извлекается из другой генеральной совокупности; - распределение изучаемого признака и в той, и в другой выборке приблизительно соответствует нормальному; - дисперсии признака в двух выборках примерно одинаковы (гомогенны). Структура исходных данных: изучаемый признак измерен у объектов (испытуемых), каждый из которых принадлежит к одной из двух сравниваемых независимых выборок. Ограничения: распределения признака и в той, и в другой выборке сущеcтвенно не отличаются от нормального; в случае разной численности сравниваемых выборок их дисперсии статистически достоверно не различаются (проверяется по критерию F-Фишера — при вычислениях «вручную», по критерию Ливена — при вычислениях на компьютере). Альтернатива методу: непараметрический критерий U-Манна-Уитни — если распределение признака хотя бы в одной выборке существенно отличается от нормального и (или) дисперсии различаются статистически достоверно. Формулы для эмпирического значения критерия t-Стьюдента: Формула (11.3) применяется для приближенных расчетов, для близких по численности выборок, а формула (11.4) —для точных расчетов, когда выборки заметно различаются по численности. ПРИМЕР 11.3 ____________________________________________ Предположим, изучалось различие в интеллекте студентов 1-го и 5-го курсов. Для этого случайным образом были отобраны 30 студентов I курса и 28 студентов 5 курса, у которых интеллект определялся по одной и той же методике. Были получены следующие результаты:
Гипотеза о различии интеллекта проверялась на уровне α = 0, 05. Ш а г 1. Вычисляем эмпирическое значение критерия t-Стьюдента по формуле 11.3: tЭ = 2, 06 (по формуле 11.4: tэ= 2, 17); df= 56. Ш а г 2. Определяем по таблице критических значений критерия г-Стьюдента (приложение 2) p-уровень значимости. Для df = 56 эмпирическое значение находится между критическими для p = 0, 05 и р = 0, 01. Следовательно, р< 0, 05. Ш а г 3. Принимаем статистическое решение и формулируем вывод. Статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: интеллект студентов 5 курса статистически достоверно выше, чем у студентов 1 курса (р < 0, 05),
|