Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Городской транспорт, пешеходы и машины






«И какой русский не любит быстрой езды!» Николай Гоголь, поэма «Мертвые души»

Жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных горо­дов России по праву гордятся своим метро. Это самый быстрый и удобный вид городского транспорта, способный перевозить 60 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Каждый день мил­лионы людей пользуются его услугами.

На европейском континенте парижское метро — одно из са­мых старых, построенных чуть не век назад (1900 г.). Неудиви­тельно, что московское метро, появившись на свет спустя по­чти 30 лет, до сих пор выглядит технически более современным и просторным. И что еще немаловажно — оно поражает иност­ранцев своей красотой и чистотой. Ведь в создании московского метро принимали участие не только инженеры и специалисты по подземным коммуникациям, а самые лучшие скульпторы, архитекторы и художники того времени. Каждая станция имеет свой неповторимый архитектурно-художественный облик и тему в оформлении. Не зря станции метро называют подземными двор­цами. Так было с самого начала строительства метро, но эта тра­диция внимательного отношения к интерьеру сохранилась и при проектировании новых станций.

Второе по величине и значимости в России — ленинградское метро из-за войны было построено еще на 20 лет позже — в 1955 г. Оно отличается от московского строгостью и простотой инте­рьеров. Новая эпоха диктовала новые формы выражения архи­тектурных идей. Вместо монументальности и пышности новые станции отличаются строгими линиями. Сегодня буква «М» го­рит красным светом не только на улицах Москвы и Петербурга. В Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ульяновске, во всех больших городах России работают станции метро. Каждый день в 6 часов утра они открывают свои двери и до 1 часу ночи с интервалом в две-три минуты развозят пасса­жиров. Это действительно самый массовый и динамичный вид городского транспорта в России.

Иностранцев поражают богатство и красота, чистота и от­сутствие «граффити» на стенах станций метро, что типично для Европы. Сами же москвичи, например, все равно вздыхают: ну да, красиво, ну и что? Зато народу слишком много, и в «часы пик» дышать невозможно, очень душно. К красоте их глаз при­вык, они полагают, что именно такое метро — «нормальное». Но зато как же они бывают потрясены, впервые увидев аске­тическую архитектуру, варварски размалеванные стены, грязь и специфические запахи в европейском метро, не говоря уже о Нью-Йорке!

Кроме метро в больших городах развита система и надземно­го транспорта: трамваи, троллейбусы и автобусы. При советской власти система городского транспорта была отлажена и работала четко, а билет стоил совсем дешево: нужно же было гарантиро­вать гражданам, чтобы они вовремя и без лишних мук попадали на свои рабочие места и трудились. Личные автомобили для боль­шинства граждан были недоступны.

Сегодня ситуация резко изменилась: купить автомобиль для средней российской семьи вполне под силу. Такая ситуация обо­рачивается растущими год от года автомобильными пробками на дорогах. Если учесть, что только частных автомобилей (по дан­ным московской мэрии на 2003 г.) насчитывается 2 млн 600 тысяч, да еще автобусы, грузовики, такси, то можно себе только пред­ставить, какие грандиозные пробки образуются на московских магистралях — на несколько часов! Средняя скорость автомоби­ля может при этом составить не более 10 км в час! Поэтому многие избегают пользоваться надземным транспортом. Как и в Европе, желая быть уверенными в том, что не опоздают на встречу, люди предпочитают спускаться в метро.

Количество личных автомобилей в крупных городах России резко возросло, зато государственная система городского транс­порта частенько в кризисе: то нехватка рабочих рук из-за низ­ких зарплат водителей, то нехватка бензина. Некоторые марш­руты автобусов аннулированы, а другие работают не совсем ре­гулярно, что вызывает бессильное негодование граждан. В таких видах транспорта сейчас вы заметите в основном пожилых людей, поскольку пенсионеры, во-первых, располагают свободным временем и терпением, а во-вторых, в Москве они имеют право бесплатного проезда в городском транспорте.

На помощь привычным видам городского транспорта пришел новый — маршрутные такси, маршрутки. Они работают по от­дельным автобусным линиям, как бы дублируя их маршрут, но он гораздо короче: довезти 10—12 человек от метро до какого-то микрорайона. Такой маршрут занимает не больше 10 минут и стоит приблизительно $0, 5. Для пожилых людей это немалень­кая сумма, поэтому в маршрутках вы встретите другую публи­ку: в основном это небогатые и динамичные люди молодого и среднего возраста: студенты, преподаватели, врачи, домохозяй­ки с тяжелыми сумками.

Такси есть в любом городе, но особой популярностью они не пользуются, потому что гораздо дороже «леваков». «Леваком» же в России становится любой водитель (даже не личной) ма­шины, если он хочет подзаработать. Эта традиция «черного так­си», как его называют французы, имеет давние корни. Она ро­дилась в советские времена, когда такси было очень мало, «ле­ваками» выступали чаще всего личные шоферы номенклатурных чиновников.

Стоит особо остановиться на российском феномене: отноше­ниях между водителями и пешеходами. Причем в России их ан­тагонизм проявляется открыто. Здесь не пропустят автомобиль из бокового проезда. Грузовики будут угрожающе «зависать» над маленькими автомобилями. На «зебре» ни один водитель не при­тормозит, завидев пешехода, не пропустит ни женщину, ни старика, ни ребенка. Увы, европейская вежливость пока в дефиците. На дорогах происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий (на 100 000 жителей — ПО случаев), и 50% из них — это наезды на пешеходов. Погибает огромное количество людей.

Как все это можно объяснить?

Во-первых, плохое состояние давно не ремонтированных до­рог, возможно, вызывает стресс водителей. Во-вторых, недав­ние традиции массового вождения автомобилей: большинство сидящих за рулем новички, и у них просто нет длительного опыта вождения и корректного поведения за рулем. В-третьих, имеет место психологическая проблема самоутверждения: машина лю­бой марки для ее владельца подсознательно — знак престижа, успеха в жизни, «продвинутости». А те, кто идут пешком, — не столь преуспевшие люди, и в таком случае к чему с ними «ки­тайские церемонии»? Владелец машины чувствует себя «хозяином жизни», поэтому он не пропустит пешехода, а может и гря­зью обрызгать. В-четвертых, вплоть до недавнего времени в силу «неработающих» законов и коррумпированности милиции мож­но было в подземном переходе купить любые бланки докумен­тов, в том числе и водительские права. Первые поколения «но­вых русских» не унижали себя изучением правил дорожного дви­жения и ездили «в свободном полете». Насколько опасен такой «полет» и сколько трагических исходов он определил, можно только догадываться. Еще несколько лет назад во многих газетах часты были заметки о том, что вот погиб очередной «новый русский», которого занесло на тротуар на стайку бабушек, ожидавших ав­тобуса. Сейчас такие случаи редки: даже «новые русские» меня­ются. И все же на улицах больших городов российские пешехо­ды проявляют максимум внимания и осторожности. На дороге, да и на тротуаре (!) не стоит очень расслабляться.

До сих пор машина для каждого россиянина — это голубая мечта, преследующая с самого детства, страсть, мания, цель жизни. Хотя, по данным АиФ-опроса16, в марте 2002 года на вопрос «Есть ли у вас собственный автомобиль?» положительно ответи­ли 42%, а 17% россиян собирается его купить. Значит, почти половина населения России или имеет автомобиль, или собира­ется его иметь. Эта цифра приближается к европейским стандар­там, тогда как только 8 лет тому назад эта цифра была в 7 раз ниже17. Только 23% респондентов ответили, что автомобиля у них нет и они не собираются его приобретать. Кажется, что среди этих 23% очень большая часть — пожилые люди, которые с выходом на пенсию и потерей своих сбережений из-за много­кратных экономических кризисов не могут рассчитывать и в будущем на такую покупку. А вот 16% населения, конечно, из крупных городов, имеют в одной семье несколько автомобилей.

Даже при поверхностном взгляде каждый может заметить, что на дорогах России, особенно в провинции, где жизнь бед­нее, представлены главным образом автомобили отечественного производства, устаревшие «Лады» и «Москвичи». Голубая мечта каждого автолюбителя — приобретение «иномарки», что буквально означает «иностранная марка», т.е. машина иностранного произ­водства. Это машина чрезвычайно высокого класса, престижная по Сравнению с любой другой, даже «правительственной» ма­шиной, даже с «Чайкой», на которой до перестройки ездили бонзы из Кремля. Здесь, как и в случае со словом «евроремонт», рос­сияне не скрывают своего почтительного отношения к матери­альной культуре Запада.


Откровенные признания разбогатевших людей убеждают еще больше, что «иномарка» — мечта любого уважающего себя «дело­вого человека». Она настолько прочно укоренилась в общей шка­ле ценностей, что сама, в свою очередь, породила шкалу. Еще несколько лет назад «иномарка» звучала для каждого русского уха как торжественная музыка, даже без вопроса «А какая именно " иномарка"!» это было не так важно, поскольку еще не было опыта. Главное, чтобы машина была иностранная. Сейчас уже народ привык и научился разбираться, какая именно машина имеется в виду, какие марки выше или ниже по своим качествам.

Результаты продаж автомобилей иностранного производства в России в последнее время выглядят просто впечатляюще. На­пример, в 2000 г. продажа «иномарок» по сравнению с предыду­щим годом выросла на 5%, в 2001 г. — на 100%, а только ре­зультаты начала 2002 г. говорят об увеличении продаж инома­рок на 300%18. Столь успешное продвижение иномарок на российский рынок объясняется экономическим подъемом регионов России. Так, доля регионов в структуре продаж у некоторых компаний достигла 30% и продолжает возрастать.

Здесь уместно одно уточнение: в России покупают не все марки подряд, а недорогие и экономичные машины, так сказать, «ра­бочие лошадки», с не слишком оригинальным дизайном, но достаточно комфортные и надежные. 90% всего объема продаж «иномарок» в России составляют машины в ценовом сегменте от $7000 до $15 000, т.е. доступные по цене. Абсолютным лидером продаж является Daewoo Nexia ($6900), Skoda Octavia ($12 000), Renault Clio Symbol ($8500) и некоторые другие19.

По признанию самих «новых русских», в России существует шкала, в соответствии с которой независимо от цены, модели, цвета, возраста и состояния машины на первом месте стоит «Мер­седес». Эта модель машины в своих вариантах настолько попу­лярна, что за последние годы в одном только Московском реги­оне их было продано столько, сколько в Западной Европе за десятилетия. Вслед за этой маркой по уровню престижности идет BMW, затем «Вольво» и только потом ценятся все остальные, в том числе и французские, и японские, и корейские. Как видим, русские ценят сильные машины, приспособленные к плохим дорогам и суровому климату.

Особой любовью пользуются «джипы» (иное русское назва­ние — «внедорожники»), и не только американского производ­ства, но и другие. На дорогах бросается в глаза множество «джи­пов» моделей Cruiser, Land-Rover, Cheeroky и др. Любовь россиян к «джипам» настолько сильна, что их законные владельцы рискуют расстаться с ними, даже если предпримут дополнительные меры по охране. По статистике, больше всего угоняют именно такие машины. И бизнесмены, и бандиты предпочитают пере­двигаться по городу именно на «внедорожниках» с тонирован­ными стеклами!

Безусловно, такая откровенная любовь русских покупателей к «иномаркам» не могла не кончиться тем, что собственное ав­томобилестроение оказалось в руинах и почти не имеет перспек­тив подняться. Ввиду этого российское правительство развило налоговую и протекционистскую деятельность по защите отече­ственного производства авто. Создается таможенный барьер для ввоза в страну подержанных иномарок: с 2002 г. за них платят при пересечении границы до 100% дополнительного налога, ко­торый потом должен идти на поддержание отечественного про­изводителя. Однако известно, что российские производители не в состоянии конкурировать с мировыми автогигантами, и эта затея обречена на провал. Дополнительные сборы денег с тех, кто покупает «иномарки секонд-хенд», раздражают общество, под­нимая волну недовольства правительством.

По мнению специалистов, доля российских автомобилей на российском рынке и в будущем будет падать несмотря на все усилия правительства по лоббированию своей автопромышлен­ности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал