Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место учебной дисциплины в структуре ООП
- Учебная дисциплина «Социология» относится к вариативному гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП (Код УЦ ООП - Б.1.В.4).
- Требования к уровню подготовки студента (входные знания):
· владение знаниями по курсам мировой и отечественной истории;
· владение знаниями предмета и содержания курса «Обществознание»;
· наличие общих представлений о юриспруденции, основных правовых дисциплинах;
· устойчивое владение знаниями по предмету, основным вехам развития и современному состоянию философии, основным философским принципам, законам, категориям, а также их содержанию и взаимосвязи;
· владение мировоззренческими и методологическими основами юридического мышления;
· наличие устойчивых представлений о роли философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;
· владение знаниями о человеке и его особенностях, общее понимание личностно-нравственного измерения культуры и конкретной профессии.
- Предшествующие дисциплины:
история, экономика, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, обществознание, введение в профессию, философия, безопасность жизнедеятельности, логика, теория государства и права, римское право
- взаимосвязь с последующими дисциплинами:
В свою очередь, изучение и освоение учебной дисциплины «Социология», непосредственно связано с последующими дисциплинами:
этика, конфликтология, риторика, административное право, конституционное право, конституционное право зарубежных стран, трудовое право, муниципальное право, юридическая психология, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, право социального обеспечения, семейное право, основы социального государства,
а также является необходимой базой для выработки умения анализировать и исследовать различные социально - правовые явления, юридические факты; анализировать и толковать юридические нормы в процессе изучения всего комплекса отраслевых и специально-юридических наук.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план (очная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах составляет:
2 зачетные единицы, 72 академических часа.
№
п/п
| Раздел
учебной
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| лекции
| практические (семинарские) занятия
|
СРС
|
| Становление социологической науки и социологические исследования.
Социология как наука и учебная дисциплина.
История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы.
Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества.
|
|
| 8 (6 – «И»)
|
|
|
| Социологические проблемы развития общества и личности.
Личность и общество в социологическом рассмотрении.
Основные направления и методы исследования правовых явлений.
|
|
| 12 (10 – «И»)
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| - «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме, - всего 16 часов (53% от общего количества аудиторных занятий)
Тематический план (очно-заочная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах составляет:
2 зачетные единицы, 72 академических часа.
№
п/п
| Раздел (тема)
учебной
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| лекции
| Практические (семинарские) занятия
|
СРС
|
| Становление социологической науки и социологические исследования.
Социология как наука и учебная дисциплина.
История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы.
Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества.
|
|
| 6 (4 – «И»)
|
|
|
| Социологические проблемы развития общества и личности.
Личность и общество в социологическом рассмотрении.
Основные направления и методы исследования правовых явлений.
|
|
| 6 – «И»
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| - «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме, - всего 10 часов (56% от общего количества аудиторных занятий)
Тематический план (заочная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах составляет:
2 зачетные единицы, 72 академических часа.
№
п/п
| Раздел (тема)
учебной
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| лекции
| Практические (семинарские) занятия
| СРС
|
| Становление социологической науки и социологические исследования.
Социология как наука и учебная дисциплина.
История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы.
Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества.
|
|
| 2 – «И»
|
|
|
| Социологические проблемы развития общества и личности.
Личность и общество в социологическом рассмотрении.
Основные направления и методы исследования правовых явлений.
|
|
| 2 – «И»
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| - «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме, - всего 4 часа (66% от общего количества аудиторных занятий)
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела (темы) учебной дисциплины
| Коды формируемых компетенций
| Планируемый результат обучения и коды общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются при достижении этого результата
| 1.
| Раздел I. Становление социологической науки и социологические исследования
| ОК-1
ОК-2
ОК-7
ОК-8
ПК-17
| В результате изучения 1 раздела дисциплины «Социология» обучающийся должен знать:
Предмет социологии, ее роль и место в человеческой культуре; о границах социологии и ее истории; уровни социологического знания: макросоциологическая теория, теория среднего уровня, специальная социологическая теория; онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные критерии социологического знания; иметь представление об основных парадигмах и школах современной социологии; об основных отраслях социологического знания – микросоциология, макросоциология; основные теоретические модели и методы исследования; методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации; этапы социологического исследования.
Уметь:
Ориентироваться в системе социологического знания как целостного представления об обществе; анализировать социально-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять социологические знания в событиях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании общественных структур, а прежде всего в области права, и общества в целом; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации; участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные пилотажные проекты; использовать основные положения и методы социологии при решении социальных и профессионально-правовых задач.
Владеть:
Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками социологического анализа различных социальных и правовых явлений; навыками применения инструментарий конкретных социологических исследований к изучению правовых событий и фактов; методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет.
| 2.
| Раздел II. Социологические проблемы развития общества и личности
| ОК-3
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-9
ПК-2
ПК-18
ПК-19
| В результате изучения 2 – го раздела обучающийся должен знать:
Законы развития общества и личности; современные социологические подходы к проблемам общества, социальных групп и общностей, социальных институтов и организаций; основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей; закономерности социально-экономических, политических, управленческих и правовых процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России; предмет и структуру социологии права; социальную обусловленность права; методологию социологического познания и социологические основы юридического мышления.
Уметь:
Понимать роль социологии в формировании ценностных и профессиональных ориентаций личности; применять социологические знания к анализу социально значимых проблемы и процессы; обосновывать собственную точку зрения о социальных процессах в обществе; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; анализировать «аномия» в обществе, девиантного поведения личности; нетерпимого отношения к коррупционному поведению, экстремизму и национализму; давать социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса, положения в системе социальных координат и особенностей социализации; использовать результаты социологического анализа в юридической практике.
Владеть:
культурой мышления и поведения; навыками использования социологических методов для анализа тенденций современного развития общества и личности, социально-правового анализа; социологическими основаниями правового воспитания на принципах социально-правового государства; техникой и методиками социологического исследования правовых явлений.
|
Содержание дисциплины (программа курса)
|