![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема составления характеристики личности.Стр 1 из 14Следующая ⇒
РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ Цели данного задания следующие. 1. Овладение навыками ориентировки в личностных качествах учащегося, их психологической интерпретации с последующими педагогическими выводами. 2. Формирование умений применения основных методов психолого-педаго- гического изучения учащегося (организация, проведение, фиксация и обработка результатов) и составления письменной психологической его характеристики. Отчетными документами служат дневник наблюдений с протоколами прово- Димых психологических исследований школьника и психолого-педагогическая Характеристика ученика. Студенту-практиканту рекомендуется организовать свою работу в три этапа. 1. Восстановить научно-теоретические знания по курсам “Общая психоло- гия”, “Возрастная и педагогическая психология”. В этом могут помочь следую- щие учебники и учебные пособия: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо. - М.: Про- свещение, 1984. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М.: Просвещение; Владос, 1995. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского; 9-е изд., переработ. и доп.- М.: Просвещение, 1986. 2. Выбрать объект изучения (конкретного ученика начальных классов) и ор- ганизовать сбор фактических данных с использованием методов психолого- педагогического исследования (см. соответствующий раздел данных методиче- ских указаний). 3. Осмыслить, обощить и изложить собранный материал. Эти этапы взаимосвязаны и в ходе работы могут переплетаться друг с дру- гом, хотя сами по себе они специфичны и требуют соблюдения соответствую- щих требований. Схема составления характеристики личности. 1. Данные об ученике. Фамилия. Имя. Класс. Возраст. 2. Характеристика семьи. 1) Состав. 2) Родители (профессия, образование, место работы, особенности взаимоотношений в семье, отношение семьи к уче6ной деятельности ребенка и к школе, уровень семейного воспитания). 3. Физическое развитие, состояние здоровья: Рост, вес, есть ли хронические заболевания, пропуски по болезни. (см. классный журнал) 4. Характеристика познавательной сферы: 1) Особенности восприятия и наблюдательности: (тип восприятия, устойчивость, объем, избирательность, наблюдательность.). Методы и методики: наблюдение, тест восприятия «Узнавание фигур» 2) Развитие памяти: (точность, скорость, объем, ведущий тип, произвольность, временная характеристика, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.). Методики: изучение объема непроизвольной зрительной памяти, исследование произвольной зрительной памяти, определение роли активной деятельности при непроизвольном запоминании. 3) Умственное развитие: уровень развития мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования); соотношение житейских и научных понятий, особенности решения мыслительных задач и т.д. Широта, глубина знаний, эрудиция. Методики: оценка вербально-логического мышления, определение особенностей процесса сравнения, выявление степени сформированности операций обобщения и абстрагирования. 4) Особенности воображения: (творческая направленность, развитие фантазии, проявление в творческой деятельности, оригинальность и т.д.). Методики: «Вербальная фантазия», «Волшебные картинки» О.М. Дьяченко (особенности активного воображения), «Изобрази без предмета» (особенности воссоздающего воображения), тест Торренса (изучение уровня воображения в младшем школьном возрасте)
5) Речевое развитие: (фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности, содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых «штампов», выразительность, эмоциональность, половые особенности, уровень развития устной и письменной речи.) Методики на изучение богатства словарной лексики (Какой, Какая, Какое?» 6) Особенности внимания: (виды, свойства, объем, концентрация, переключение, устойчивость, влияние не успеваемость, соответствие возрастным особенностям). Методики: переключение внимания, концентрация внимания, 5. Характеристика личностного развития: - Волевые качества (организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самообладание, наличие волевых привычек и т.д.) - Эмоциональное развитие (проявление чувств, настроение, глубина переживаний, реакции, преобладающие чувства и эмоции, эмоциональная возбудимость и нестабильность, склонность к аффектам в ситуациях успеха или неуспеха, отношения к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности, фрустрационная толерантность и т.д.) - Темперамент (тип высшей нервной деятельности, сила, лабильность, реактивность) Методики и методы: наблюдение (см. приложение 2) - Характер § черты характера, проявляющиеся по отношению к учебе: прилежание, активность, дисциплинированность, систематичность в работе и др. § черты характера, проявляющиеся по отношению к классу и школе: переживание успехов и неудач своего класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др. § черты характера, проявляющиеся по отношению к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответсвенности и долга перед коллективом за выполненную работу, проявление интереса к общественной работе, другие мотивы участия в выполненной работе. § черты характера, проявляющиеся по отношению к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность, инициативность и др. § черты характера, проявляющиеся по отношению к товарищам и взрослым: доброта, общительность, внушаемость, коллективизм и др. § черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливое или небрежное отношение к вещам и т.д. § черты характера, проявляющиеся по отношению к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, критичность, способность к самовоспитанию. - Способности (характеристика специальных способностей: конструкторских, художественных, музыкальных, математических, спортивных и т.д.). 6. Взаимоотношения ученика с одноклассниками, учителями, родителями: (Социометрический статус ученика в классе, межличностные отношения в классном коллективе: симпатии и антипатии, дружба, товарищество, общительность, привычки; отношение к замечаниям (обидчивость, послушание), характеристика обучаемости, воспитуемость.) Метод исследования: Социометрия. (Дж. Морено). Методика: Межличностные отношения в коллективе, определение микрогрупп в классном коллективе. 7. Успеваемость: Отношение к предметам, интересы, хобби, направленность, идеалы (любимые книги, кинофильмы, герои и т.д.), мотивация. 8. Другие сведения об ученике … 9. Заключение. § Общий уровень психического развития учащегося § Соответствие возрастным особенностям § Необходимость психолого-педагогической коррекции и ее пути реализации § Кому адресованы рекомендации (родителям, учителям, ученику)
|