Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика № 4.3. «Особенности воссоздающего воображения».






(«Изобрази без предмета»)»

Ход эксперимента:

Испытуемому предлагается, не используя никаких предметов, проделать поочередно следующее:

1. Вдеть нитку в иголку.

2. Пришить пуговицу.

3. Заточить карандаш.

4. Остричь ногти ножницами

5. Развернуть и сложить газету.

6. Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий стакан.

7. Понюхать апельсин, розу, лук, уксус, духи.

8. Разрезать на дольки яблоко и съесть один кусок.

9. Слепить из пластилина фигурку (снеговичка).

10. Выстирать и повесить носовой платок.

В протоколе фиксируется как испытуемый принимает задание, характер его движений, мимики и эмоций, активности и пассивности, удивления и безразличия и т.д.

 

Обработка результатов:

Анализируется степень правильности имитации, характер деятельности, оригинальность.

 

Формы отчетности:

1. Протокол наблюдения.

2. Протокол обработки.

3. Вывод об особенностях воссоздающего воображения.

 

Методика № 4.4. «Изучения уровня воображения в младшем школьном возрасте»

(Торренс, графический тест)

 

I.Тест ТОРРЕНСА.

Детям выдаются листы с изображением кругов и предлагается дорисовать их. При анализе полученных данных учитывается оригинальность изображенных образов.

II.Детям дают слова из сказок, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет «Красной шапочки»: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например «вертолет». С помощью этого теста-игры, исследуется способность детей реагировать на новый и, по отношению к определенному ряду фактов, неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

При анализе полученных данных внимание обращается на яркость, объем и реальность образов, созданных воображением.

III.Игровой тест «Три слова».

Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный зипис, логическое мышление, общее развитие.

Предложить ребенку три слова и попросить его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

Слова для работы:

Дворец, бабушка, клоун

Разбойник, зеркало, щенок

Торт, озеро, кровать

Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени у него развито воображение.

Для диагностических целей используется следующий прием обработки:

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями:

5б.- остроумная, оригинальная фраза;

4б.- правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используется все три слова;

3б.- банальная фраза;

2б.- два слова имеют логическое сочетание, а третье – нет;

1б.- бессмысленное сочетание слов.

 

5- Методика для изучения особенностей творческого воображения младших учащихся.

Предложите ученикам сочинить свою сказку. Продукты творческого воображения детей оцените с точки зрения яркости, выдумки, оригинальности результатов.

 

V.Тест для родителей: «как развита фантазия у вашего ребенка».

 

 

Вопрос: да нет
  Увлекается ли ваш ребенок рисованием?    
  Часто ли он грустит?    
  Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли он к вымышленным подробностям для украшения?        
  Проявляет ли он инициативу в учебе?    
  Размашистый ли у него почерк?    
  Спорит ли он с вами по поводу одежды?    
  Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки».        
  Любит ли он импровизировать под музыку танцы или стихи?    
  Пишет ли он длинные сочинения по литературе?    
  Ему нравятся необыкновенные сны?    
  Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему только по описанию?        
  Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма ли прочитанной книги?        

 

14–16 баллов: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости ему и окружающим его людям.

9-12 баллов: Фантазия ребенка не из слабых однако нуждается в тренировке и доразвитии.

5-8 баллов: Скорее всего, ваш ребенок реалист. Он не витает в облаках. В определенной степени обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал