![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика № 4.3. «Особенности воссоздающего воображения».
(«Изобрази без предмета»)» Ход эксперимента: Испытуемому предлагается, не используя никаких предметов, проделать поочередно следующее: 1. Вдеть нитку в иголку. 2. Пришить пуговицу. 3. Заточить карандаш. 4. Остричь ногти ножницами 5. Развернуть и сложить газету. 6. Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий стакан. 7. Понюхать апельсин, розу, лук, уксус, духи. 8. Разрезать на дольки яблоко и съесть один кусок. 9. Слепить из пластилина фигурку (снеговичка). 10. Выстирать и повесить носовой платок. В протоколе фиксируется как испытуемый принимает задание, характер его движений, мимики и эмоций, активности и пассивности, удивления и безразличия и т.д.
Обработка результатов: Анализируется степень правильности имитации, характер деятельности, оригинальность.
Формы отчетности: 1. Протокол наблюдения. 2. Протокол обработки. 3. Вывод об особенностях воссоздающего воображения.
Методика № 4.4. «Изучения уровня воображения в младшем школьном возрасте» (Торренс, графический тест)
I.Тест ТОРРЕНСА. Детям выдаются листы с изображением кругов и предлагается дорисовать их. При анализе полученных данных учитывается оригинальность изображенных образов. II.Детям дают слова из сказок, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет «Красной шапочки»: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например «вертолет». С помощью этого теста-игры, исследуется способность детей реагировать на новый и, по отношению к определенному ряду фактов, неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст. При анализе полученных данных внимание обращается на яркость, объем и реальность образов, созданных воображением. III.Игровой тест «Три слова». Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный зипис, логическое мышление, общее развитие. Предложить ребенку три слова и попросить его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ. Слова для работы: Дворец, бабушка, клоун Разбойник, зеркало, щенок Торт, озеро, кровать Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени у него развито воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки: Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями: 5б.- остроумная, оригинальная фраза; 4б.- правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используется все три слова; 3б.- банальная фраза; 2б.- два слова имеют логическое сочетание, а третье – нет; 1б.- бессмысленное сочетание слов.
5- Методика для изучения особенностей творческого воображения младших учащихся. Предложите ученикам сочинить свою сказку. Продукты творческого воображения детей оцените с точки зрения яркости, выдумки, оригинальности результатов.
V.Тест для родителей: «как развита фантазия у вашего ребенка».
14–16 баллов: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости ему и окружающим его людям. 9-12 баллов: Фантазия ребенка не из слабых однако нуждается в тренировке и доразвитии. 5-8 баллов: Скорее всего, ваш ребенок реалист. Он не витает в облаках. В определенной степени обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.
|