Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование мышления
Методика № 3.1. «Оценка вербально-логического мышления» Материал: бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова + секундомер + протокол для регистрации ответов. Бланк методики «Исключение слов»: 1) книга, портфель, чемодан, кошелек 2) печка, керосинка, свеча, электроплитка 3) часы, очки, весы, термометр 4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед 5) самолет. гвоздь, пчела, вентилятор 6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы 7) дерево, этажерка, метла, вилка 8) дедушка, учитель, папа, мама 9) иней, пыль, роса, дождь 10) вода, ветер, уголь, трава 11) яблоко, книга, шуба, роза 12) молоко, сливки, сыр, хлеб 13) береза, сосна, ягода, дуб 14) минута, секунда, час, вечер 15) Василий. Федор, Семен, Иванов
Протокол исследования
Учащийся____________________ Дата_____________ Возраст ____________________ Пол _____________
Протокол оценки вербально-образного мышления
Исследование проходит индивидуально. Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задания нужно быстро и точно». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один –два примера (но не из карточки) исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самому выполнить задание. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.
Поправка на время выполнения задания.
Обработка результатов: 1) в соответствии с ключами оценить в баллах выполнение задания: за каждый правильный ответ - 2 балла, неправильный ответ – 0. Ключ: 1)книга; 2) свеча; 3)очки; 4) лодка; 5) пчела; 6) бабочка; 7)дерево; 8)учитель; 9)пыль; 10) ветер; 11) яблоко; 12) хлеб; 13)ягода; 14) вечер; 15) Иванов.
2) Рассчитать время выполнения с учетом поправки (Т). 3) Вычислить интегральный показатель продуктивности (В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т) по формуле: А= В+Т Получив индивидуальные данные, можно подсчитать среднее арифметическое по группе в целом. Для сопоставления полученного показателя вербально -логического мышления с другими характеристиками мышления, а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки.
|