![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма матрицы⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
В последних строчках матрицы записывается количество выборов и количество взаимных выборов, полученных каждым школьником. Таким образом составляются матрицы № 1, 2, 3 по ответам школьников на 1-ый, 2-ой и 3-ий вопросы. Далее следует провести анализ матриц. Анализ матриц: Для этого надо: - Подсчитать количество выборов ученика в каждой системе отношений; - Сопоставить результаты выборов в каждом из этих случаев; - Определить количество взаимных выборов у денного ученика в каждой системе отношений. Выводы. 1. После того, как сосчитали количество выборов в каждой системе отношений, можно определить к какой статусной группе принадлежит тот или иной ученик: «Звезды», лидеры – больше 5 выборов; «предпочитаемые» – 3-4 выбора; «пренебрегаемые» – 1-2 выбора; «изолированные» – ни одного выбора. 2.Определив количество взаимных выборов у каждого ученика можно выяснить степень удовлетворенности общением и судить о том, является ли стремление удержать статус одним из мотивов учебной деятельности у данного ученика. 3. Кроме того, можно подсчитать коэффициент взаимности для класса в целом по следующей формуле: КB=R1/R Где R – общее число выборов; R1- число взаимных выборов. Это даст возможность определить насколько правильно строятся взаимоотношения в коллективе. Если КВ> 0, 5, то можно считать, что уровень взаимоотношений в группе положительный; при КВ< 0, 5 – уровень взаимоотношений скорее тяготеет к отрицательным значениям. 4. Сопоставив данные по трем системам отношений, можно увидеть: совпадают ли отношения в них, чем различаются, какая система отношений является ведущей для того, или иного ученика. 5. И в какой системе отношений он не чувствует себя «принятым». Анализ результатов. Рекомендации учителю, родителям. Выявить причины «неприятия» ученика, определите условия изменения положение ученика, оказавшегося в группе «изолированных».
Методика № 7.9. «Определение микрогрупп в классном коллективе» Материал: 4. Матрицы №№ 1, 2, и 3, составленные при проведении эксперимента по методике Метод исследования: Социометрия. (Дж. Морено). Методика: Межличностные отношения в коллективе.
Проведение эксперимента. 1. На основе матриц №№ 1, 2 и 3 составляются соответственно матрицы №№ 1а, 2а, 3а, по которым дается характеристика микрогрупп в соответствующей системе отношений. 2. Техника составления матриц №№ 1а, 2а, 3а. 1) Выделить в матрице №1 любого школьника, находящегося во взаимном выборе с кем-либо из учеников. 2) Вписать его фамилию под номером 1 в первую строчку и в первую колонку матрицы № 1а. 3) Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшегося во взаимном выборе. Его фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляется во второй колонке. 4) В клетках пересечения этих двух учеников поставить знак взаимного выбора. 5) В последующие строчки и колонки вписать фамилии и номера всех тех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. 6) Исчерпав круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, все значки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии, составляют одну из микрогрупп. 7) На основе матриц №№ 2. 3 аналогично составляются матрицы №№ 2а и 3а.
План анализа полученных данных. Провести последовательный анализ матриц №№ 1а, 2а, и 3а: 1. Определить количество микрогрупп в каждой системе отношений. 2. Определить, совпадает ли состав микрогрупп в каждой системе отношений и описать процесс происходящих изменений. 3. Сопоставить реально и формально существующие в коллективе микрогруппы. 4. Дать характеристику состава классного коллектива.
Общий вывод. Сопоставить полученные данные с личными наблюдениями и мнением учителя. Сделать вывод о дальнейшем развитии системы отношений данного ученика в классном коллективе.
Литература 1. Диагностика психического развития младшего школьника: Методические рекомендации к педагогической практике студентов ФНО / Сост. В.П. Керц, Н.И. Краснова – Петрозаводск: КГПУ, 2003. 2. Практические занятия по психологии./Состав. Берхин, Спичак. –М., 1972. –С.38-41. 3. Организация педагогической практики студентов факультета начального образования/ Т.М. Акинина, О.М. Звягина и др. –Петрозаводск, 1997. –С.27. (см. в 407 каб.)
приложение 2
|