Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИСТОРИЯ Топор Вритры
Легенда о рождении Таиланда гласит: в давние-предавние времена злой демон Вритра в пьяном кураже вызвал на бой царя богов Индру. «Ну-ка, сразись со мной, я те покажу», – орал Вритра в угаре. Но так как Индра был трезв, да еще и могуч (между прочим, имя «Индра» – дальний пращур нашего слова «ядреный»), то ловким ударом палицы он выбил из рук демона громадный топор. Смертоносное оружие рассекло небеса и рухнуло на землю между Китаем и Индией. На месте падения возникла чудесная страна, где Индра решил поселить свободолюбивый и трудолюбивый народ таев. Так родился Таиланд. Самое, пожалуй, уникальное отличие Таиланда от любой другой страны Южной и Юго-Восточной Азии заключается в том, что это королевство никогда не управлялось " европейской рукой", то есть всегда было политически независимым. Почему? Каким образом? Считайте это загадкой тайского национального характера. Пусть этим вопросам занимаются политологи и социологи, а мы отправимся дальше, в глубь веков. На плато Корат и в долине реки Меконг археологи обнаружили следы сельскохозяйственных поселений, датируемые 8 тысячелетием до н.э. Есть серьезные свидетельства, что рис на северо-востоке стали культивировать примерно 6 тысяч лет назад – в Китае в это время выращивали просо и сорго (гаолян). Так что вполне вероятно, что Таиланд – истинная родина риса. И это только первое из открытий. Три тысячи лет назад и китайцы, и таи заселяли Юньнаньское нагорье на юге Китая. И хотя они использовали одни и те же продукты, готовили их по-разному. Китайцы уже придумали способ приготовления риса на пару, а таи все еще варили рис в воде. Исследования показали, что в 5-ом тысячелетии до н.э. оба народа культивировали рис, причем сорта и с низким, и с высоким содержанием клейковины. В 1 тысячелетии до н.э. таи стали продвигаться на юг – на полуострова Индокитай и Малакку, смешиваясь с местными племенами и отчасти перенимая их обычаи и культуру. В XIII веке они заметно изменили свои кулинарные пристрастия, и их кухня получила дальнейшее развитие. Однако пушистый, хорошо сваренный рис по-прежнему оставался фаворитом благородного сословия, получив даже высокий статус кхау чао (королевский рис), а клейкий рис служил пищей простого люда. Основными блюдами в те времена были жаренная на решетке рыба и сырые овощи, сопровождаемые солеными и острыми соусами, а любая трапеза завершалась местными фруктами. Мясо таи предпочитали жарить на открытом огне – на вертелах или решетках. В конце 1 тысячелетия до н.э. южную часть долины Менам-Чао-Прая и побережье Сиамского залива заселили племена монов. Они же и основали здесь (возможно, во II в. до н.э.) первое государство. Но лишь в VII веке в китайских летописях появляется первое упоминание о независимом государстве Дваравати. На рубеже VIII – IX веков его столицей стал город Лопбури (Луво), и все государство автоматически получило то же название. В нем мирно уживались, смешиваясь с монами, и пришедшие с Юньаньского нагорья племена таи. Ученые полагают, что именно в это время началось развитие тайской кухни – в качестве приправ стали использовать травки и корешки, в частности, такхрай (лимонное сорго) и кха (галангу), а также готовить соусы из квашеной рыбы и креветок. В XI веке кхмерская империя (вот они, истоки воинственности красных кхмеров!) подчинила себе Луво. В XII – начале XIII века в долине Менам-Чао-Прая стали возникать первые тайские княжества. В 1238 году они объединились (чему немало способствовал распространившийся здесь буддизм) и, обогащенные кхмерским воинским искусством, нанесли сокрушительное поражение " учителям", а затем создали новое государство Сукхотхаи (что-то типа " Заря Счастья"). Особого расцвета счастливое государство достигло при короле Рамкамхенге (1275–1317). Тайцы считают, что Сукхотхаи – первое по-настоящему тайское государство, эдакий золотой век, когда царили мир и покой, а у каждого было вдосталь еды. Действительно, что еще надо человеку, если на полях зеленеет рис, а в реках полно рыбы? Но счастье длилось недолго – со смертью могущественного Рамкамхенги распалось и его государство. Лишь в 1350 году властителю княжества Утонг удалось снова собрать земли под свою руку. Он основал город Аюттхая, сделал его своей столицей и короновался под пышным именем Раматибоди. Так родилось новое государство Сиам (или Аюттхая). Этимология слова " Сиам" не вполне ясна, доподлинно известно только то, что так с XI века восточные соседи стали именовать тайские племена, а с XVI века название из малайского перешло и в европейские языки. В отношениях с зарубежными государствами тайское королевство употребляло название " Сиам" до 1939 года и с сентября 1945-го по август 1948-го. Сиам процветал и вскоре стал одним из самых богатых и мощных государств Юго-Восточной Азии. Его границы были куда шире, чем у современного Таиланда, – в его состав входила часть Бирмы, а еще – Малайзии и Камбоджи. Все путешественники отмечали небывалое великолепие аюттхайского двора и, конечно же, тонкость его придворной кухни. В XVI веке тайцы познакомились с португальцами – первыми европейцами, достигшими здешних земель. Знакомство оказалось в высшей степени полезным – португальцы завезли сюда жгучий перец чили (вот кому мы обязаны «пожаром» местных блюд). Вдобавок они научили тайцев готовить выпечку из муки, сахара и яиц. В XVI–XVIII веках здесь появляются и обретают новую родину помидоры, баклажаны, картофель и кукуруза. Райская страна не могла не возбуждать захватнических аппетитов. С середины XVI века начались войны Сиама с Бирмой. В 1569 году под натиском бирманцев Аюттхая пала, но уже в 1584 году восстание против бирманского владычества завершилось полным освобождением страны. Однако и европейцы не дремали. В 1664 году голландский флот, блокировав устье Менам-Чао-Праи, вынудил короля Нарая (1657–1688) подписать первый (!) в истории Сиама неравноправный договор. Слабоват был король, да и трусоват… В 1685 году он же заключил и франко-сиамский, опять же неравноправный, договор, дававший большие привилегии французской Ост-Индской компании и католическим миссионерам. Но когда в 1687 году Нарай согласился на размещение французских гарнизонов в Бангкоке и Мергуи (уже почти колонизация), терпению тайских патриотов пришел конец. Весной заговорщики во главе с Пра Петрачей низложили Нарая, и естественно, новым королем был провозглашен сам руководитель заговора. Властитель поднял народ на борьбу с французами, и вскоре тем пришлось убраться из Сиама. Мало того, чтобы впредь и другим неповадно было, в конце XVII века Сиам вообще закрылся для европейцев, а все их торговые фактории были просто-напросто уничтожены. Ничто не просачивалось и из Сиама в Европу, кроме, пожалуй, сиамской кошки – эта порода была специально выращена для королевского двора Сиама и отличалась особенным благородством, умом и сообразительностью. Кстати, в период правления короля Нарая, известного " европомана", тайская кухня совершила грандиозный скачок в своем развитии. Прибывавшие в страну европейцы, помимо новых продуктов, принесли с собой и новые способы их приготовления. Наглядный тому пример: до той поры тайцы использовали кокосовое молоко практически лишь в десертах, а увидев, как фаранги льют его куда ни попадя, стали добавлять в свои кэнги. И вскоре эта практика стала обычной и вроде бы даже родной. Жить бы да радоваться! Но не тут-то было. В 1767 году в страну вторглись бирманцы и до основания разрушили прекрасную Аюттхаю, а король и вся его свита были угнаны в плен (печальная участь). Но тайцы не желали терпеть иноземного господства. Во главе сопротивления встал известный полководец Таксин – полукровка: наполовину таец, наполовину китаец. Бирманцы были изгнаны, а Таксин стал очередным королем. Свою столицу он перенес в Тхонбури. Ему удалось в 1775 году включить в состав Сиама лаосское государство Чиангмай и простереть свое господство на соседнюю Камбоджу. Успех кружит голову, и его величество решило ограничить богатство буддийских монастырей и храмов. Кому такое может понравиться? Натурально, Таксин был свергнут в 1782 году. На трон взошел генерал Чакри под именем Рамы I и вновь перенес столицу – на сей раз в Бангкок. Рама IV Монтку (1851–1868) старался сидеть на двух стульях – с одной стороны, он возродил отношения с западным миром и предоставил европейцам определенные торговые послабления, с другой – не давал иноземцам слишком уж нахально протягивать руки к национальным богатствам своей страны. Этот монарх нам известен по мелодраме «Анна и король», экранизации истории английской гувернантки Анны Леновенс. Фильм по книге Маргарет Лэндон «Анна и король Сиама», конечно, романтичен, но, между прочим, запрещен в Таиланде, поскольку в нем выказывается явное непочтение к королевской персоне. Король в Таиланде – божество, посему для тайцев дикость – как это, королем командует мало того что женщина, так еще и чужеземка! Помимо неуважения к королю, налицо неуважение и к культуре страны, о чем говорят вопиющие ляпы: например, меч, которым так ловко орудует король, вовсе не тайский, а китайский, или во время обеда все едят палочками, которыми в Сиаме не пользовались. В плане застольного этикета Рама IV совершил революцию: познакомил свой двор с ложкой и вилкой – негоже, мол, аристократам есть руками, яко простолюдинам. В это же время, благодаря частым контактам жителей Северного Сиама с бирманцами, шанями (народом, населяющим Шаньское нагорье на востоке Бирмы) и жителями провинции Юньнань (Южный Китай), в кухне тайцев появляются такие популярные сегодня блюда, как кэнг хангле (кэнг в бирманском стиле), кхау сой (видоизмененный рецепт шаньской лапши) и кханом тьин нам нгиоу (остро-сладкое юньнаньское блюдо из лапши). Король Рама V Чулалонгкорн (1868–1910) был первым тайским владыкой, посетившим Европу, – увиденное настолько поразило его воображение, что он отправил сыновей учиться в дальние страны, начал строительство железных дорог, отменил рабство, основал почту, телеграф, открыл железную дорогу, первую больницу, ввел обязательное начальное образование (недаром на обратной стороне купюры достоинством в 100 батов изображены дети, идущие в школу) и многое сделал для реформирования общественной жизни. Благодарные тайцы свято чтят память короля-реформатора, хотя почему-то ежегодно 23 октября отмечают не день его рождения, а день кончины. При Чулалонгкорне завязываются регулярные отношения и с Россией. В 1875 году в Бангкоке побывал Николай Николаевич Миклухо-Маклай и был любезно принят королем. Просвещенный монарх даже снабдил его письмом, где предписывал местным властям оказывать путешественнику всяческое содействие. А уже весной 1882 года, когда в стране проходили торжества по случаю столетия правящей и по сей день династии Чакри и столетия со дня основания Бангкока, русское правительство направило в Сиам несколько кораблей с представительством и подарками для короля. Вероятно, обе стороны остались довольны друг другом. Дальше больше – в 1881 году русский композитор и дирижер Большого театра Петр Андреевич Щуровский, составляя сборник национальных гимнов, обнаружил, что в ряде стран, в том числе в Сиаме, такового не значится. В 1888 году он сочинил музыку для Национального гимна Сиама и отправил ноты Раме V. В знак признательности король пожаловал музыканту именную серебряную табакерку, однако этим все и ограничилось (автором гимна, появившегося в 1932 году, все-таки стал тайский композитор – Пхра Тендурианг). В 1891 году наследник российского престола, цесаревич и будущий император Николай II, в рамках большого путешествия вокруг света, посетил Сиам и был радушно принят королем (возможно, владыка питал пристрастие к имени Николай). Король подарил цесаревичу сотню сиамских кошек, которые распространились сначала по России, а потом и по всей Европе. Кроме того, Николай привез в Петербург два канделябра, изготовленных специально по случаю его приезда. Они украшены фигурами мифических птиц Хонгсу – золотых лебедей (головы птах больше смахивают на драконьи). Хонгсу – ездовая птица творца мира бога Брахмы и одно из воплощений Будды. Понятное дело, что такую знатную птицу частенько встречаешь в Таиланде: то на носу королевской ладьи, то на фонарях в королевском дворце, то в декоре храмов. В июле того же года в страну прибыла канонерская лодка " Сивуч". Ее командиру, капитану второго ранга Плаксину, была поручена почетная миссия – вручить Чулалонгкорну от имени русского правительства орден Андрея Первозванного. Сегодня этот орден хранится в музее королевского дворца в Бангкоке. В ноябре того же года Россию впервые посетил государственный деятель Сиама – брат и помощник короля, принц Дамронг. Девяностые годы XIX столетия были непростым временем для сиамского королевства, остававшегося последним островком независимости в Индокитае. В период правления Рамы V (в 1893, 1902 и 1907 годах) Франция последовательно осуществляла вооруженный захват территорий Сиама, граничивших с французскими владениями в Индокитае. В 1896 году Сиам был даже поделен (по реке Менам-Чао-Прая) на английскую и французскую сферы влияния. В такой ситуации принц стремился заручиться поддержкой России в противостоянии захватническим планам англичан и французов. Наконец, король Чулалонгкорн сам решил посетить Россию. В июле 1897 года на перроне Петергофского вокзала поезд тайского короля встречал император Николай II с великими князьями и министрами. Поселили сиамского монарха в Петергофском Большом дворце, и из окон его величество мог любоваться пышным великолепием ансамбля фонтанов. По такому случаю " Самсон" не отключали даже ночью, а в дальнем конце канала сотнями огней сияла национальная эмблема Сиама – белый слон на красном фоне. Визит оказался полезным и плодотворным: уже осенью 1897 года были установлены дипломатические отношения между Россией и Сиамом, а русское правительство, согласно взятым на себя обязательствам, усилило нажим на Париж и Лондон, удержав их от захвата сиамских земель. Так мудрый правитель, умело играя на интересах разных держав, сумел сохранить политическую независимость своего королевства. Между прочим, любопытный и весьма показательный факт: Таиланд одним из последних государств (из числа имевших дипломатические отношения с Российской империей) признал CCCР – лишь в 1941 году. Это ли не пример преданности и верности данному слову? Во время визита высокие стороны договорились и о том, что юные члены королевской фамилии будут проходить обучение в России, главным образом в военных учебных заведениях. Среди них оказался и Чакрабон – второй и любимый сын Рамы V, который родился в 1883 году и с 1896 по 1898 год учился в Англии под руководством английских профессоров, к числу которых присоединился, с конца 1897 года и русский преподаватель, магистрант Московского университета, приглашенный для занятий по русскому языку. Когда принц летом 1898 г. прибыл впервые в Россию, он мог уже без особенного труда понимать русскую речь и довольно сносно изъясняться по-русски. В Петербурге он был размещен в Зимнем дворце, сразу же лично представлен Николаю II и осенью поступил в пажеский корпус, который закончил в 1902 году с наивысшим за всю историю учебного заведения баллом 11, 75 и в том же году произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Принц быстро полюбил русскую культуру, пристрастился к опере и балету, и даже сам выступал в спектаклях (не гнушаясь и женскими ролями). В 1905 году он встретил Екатерину Десницкую, дочь судьи из Луцка, начался бурный роман, и вскоре влюбленные обвенчались (правда, тайно, подальше от России и Сиама, в Константинополе). Историю их знакомства и дальнейшей жизни описывает Паустовский в своей книге " Далекие годы", где Десницкая фигурирует как Весницкая (согласитесь, что фамилия, созвучная весне, а не деснице, звучит куда романтичнее). «Во время возвращения на родину принц заболел в дороге около Киева воспалением легких. Путешествие было прервано. Принца привезли в Киев, поместили в царский дворец и окружили заботами киевских докторов. Принц выздоровел. Но прежде чем продолжать путешествие в Сиам, ему надо было отдохнуть и поправиться. Принц прожил в Киеве два месяца. Ему было скучно. Его старались развлекать – возили на балы в Купеческое собрание, на лотереи-аллегри, в цирк и театры. На одном балу желтолицый принц Чакрабон увидел Весницкую. Она танцевала вальс, перекинув косы себе на грудь и надменно поглядывая из-под полуопущенных век синими глазами. Принц был очарован. Маленький, раскосый, с блестящими, как вакса, волосами, он влюбился в Катюшу. Он уехал в Сиам, но вскоре вернулся в Киев инкогнито и предложил Катюше стать его женой. Она согласилась»… Начало истории – сущая правда, дальше Паустовский фантазирует, нагнетая трагизм. Он делает мужа Катюши королем, рассказывает о неприязни придворных к королеве-иностранке, а уж после того как, якобы по ее требованию, в Бангкоке провели электрическое освещение, чаша ненависти царедворцев переполнилась. «Они решили отравить королеву, поправшую древние привычки народа. В пищу королеве начали постепенно подсыпать истертое в тончайший порошок стекло от разбитых электрических лампочек. Через полгода она умерла от кровотечения в кишечнике». На самом деле все было не так. Когда в Бангкоке узнали о мезальянсе, Чакрабон был лишен права на престол. Кате пришлось сильно постараться, чтобы завоевать доброе отношение свекрови. Она выучила язык (а это уже подвиг), носила сиамское платье, содержала в идеальном порядке дом и сад и нежно заботилась о муже. И когда в марте 1908 года у четы родился сын, принц Чува, королева смирилась с русской невесткой. Однако для короля, придворных, да и для всего света Катя оставалась морганатической женой. Такая ситуация отношений в семье не улучшает, постепенно супруги стали отдаляться друг от друга, а в 1919 году Чакрабон всерьез увлекся своей юной племянницей принцессой Чавалит, что и привело к окончательному разладу и последующему разводу. Екатерина отбыла в Шанхай в гордом одиночестве (сына ей никто бы и не отдал), вскоре вышла замуж за американского инженера, какое-то время семья жила в Штатах, затем переехала в Париж. Надо отметить, что принц Чула оказался хорошим сыном: учась в Англии, часто навещал мать, а, получив наследство от отца, увеличил ее содержание и купил домик под Парижем. Катя умерла в преклонном возрасте в 1960 году (пережив Чакрабона на 40 лет) и была похоронена на русском кладбище Парижа. Так что история отношений России и Таиланда – почти семейная. Не жалуя русскую невестку (слишком уж жестокое нарушение королевских брачных традиций), Рама V с большим интересом относился к русской культуре. Говорят, что на идею строительства Мраморного храма (Ват Бентьамабопхит) короля вдохновил петербургский Мраморный дворец, созданный Антонио Ринальди. Во время визита в Россию сиамского монарха очаровали работы Фаберже, он приобрел несколько знаменитых пасхальных яиц, а в 1908 году сам Карл Фаберже по официальному приглашению короля гостил в Сиаме и создал около ста произведений. И сегодня Таиланд обладает одной из богатейших в мире коллекций изделий прославленной ювелирной фирмы. Да что там Фаберже – есть и куда более причудливые «флуктуации» российской и тайской культур. Люди, выросшие при Советской власти, наверняка не раз слышали песню, в которой есть строчка: «Что тебе снится, крейсер «Аврора»?», явно с намеком на исторический залп. Но видится нам, что революционному крейсеру могли сниться куда более яркие сны – можно сказать, экзотические. Ведь ему выпала почетная миссия доставить Великого князя Бориса Владимировича, внука Александра II, а с ним и 500 бутылок шампанского (!) на коронацию Рамы VI. Король не остался в долгу: когда в Санкт-Петербурге началось строительство первого в Европе буддийского храма, Рама VI в 1913 году прислал в дар две статуи Будды: сидящего и стоящего в позе «майтри» («умиротворяющего»). Надо честно признать, что тайцам здорово повезло – все представители славной династии Чакри были личностями незаурядными, немало порадевшими для своей страны и народа и в политическом, и в экономическом, и в культурном аспектах. Да и сами монархи отличались многими талантами – например, король Рама II (1809–1824) был прославленным мастером игры на струнном музыкальном инструменте сау сам сай, искусным резчиком по дереву и автором драматической поэмы " Инао", ставшей классикой тайской литературы. Нынешний Рама IX Пхумипон Адульядет не менее талантлив, правит страной дольше любого монарха в мире (уже более 60 лет) и заслужил безмерную любовь и преданность своего народа. Хотя начиналась его жизнь довольно необычно… Родился будущий Рама IX 5 декабря 1927 года в Кембридже, штат Массачусетс (США), и младенцу драгоценные камни королевской короны светили весьма и весьма тускло – хотя американское гражданство, право на получение которого он и сейчас имеет, было обеспечено. В то время страной правил его дед, король Прачатхипок, сыновья которого и должны были в узаконенном порядке наследовать престол. Кроме того, был жив его отец, принц Махидон Сонгла, изучавший медицину в Гарвардском университете, его старший брат – принц Ананда Махидон. Но обстоятельства имеют свойство изменяться самым неожиданным образом. Принц Махидон умер в 1929 году, а в 1935 король Прачатхипок отрекся от престола. В 1946 году умер король Ананда Махидон, и 19-летний принц Пхумипон Адульядет неожиданно для самого себя оказался девятым королем династии Чакри. Заканчивая в Люцерне свое политическое образование, во время одного из визитов в Фонтенбло, он встретил юную и прекрасную Мом Рачавонг Сирикит Киттийакара, дочь таиландского посла во Франции, принца Наккатрмонгкла Киттийакара. 28 апреля 1950 года в Бангкоке состоялась свадьба, и спустя семь дней – пышная коронация. Король Рама IX – необычайно талантливая личность. Он одаренный джазовый музыкант и композитор – его учителями были выдающиеся мастера Бенни Гудмен и Лайонел Хэмптон, он играл на саксофоне в оркестре Дюка Эллингтона, а несколько его композиций («Падающий дождь», «Любовь на закате»), и даже одна из его песен были хитами на Бродвее в начале 50-х годов прошлого века. В молодости он увлекался парусным спортом и завоевал золотую медаль на Играх Юго-Восточной Азии в 1967 году. Он достиг немалых успехов в живописи, фотографии (даже на купюре в 1000 батов король изображен с любимым «Кэноном») и инженерном искусстве. Помимо всего прочего, он свободно владеет тремя европейскими языками. Много ли найдется во всемирной истории подобных монархов? Да, чуть не забыли: в 1932 году в результате буржуазной революции была принята конституция, ограничивающая власть короля. Так что с тех пор в стране – конституционная монархия. Короля обожают, уважают (в кинотеатре перед сеансом на экране появляется ролик с участием короля, зрители встают и поют гимн), но делают все равно по-своему. С августа 1948 года страна окончательно и бесповоротно приняла название Пхратет-Тхай (Таиланд) – «Страна Свободных Людей». И если вы внимательно ознакомились с ее историей, то вам, конечно же, понятно, почему.
|