Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткая историческая справка. Адвокатура в России в современном ее понимании возникает при правлении Александра II в рамках правовых реформ 1864 г.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Адвокатура в России в современном ее понимании возникает при правлении Александра II в рамках правовых реформ 1864 г. В конце XIX в. применительно к адвокатуре стал использоваться термин «сословие», что означало сообщество юристов, «объединенных образованием и поведением и исполняющих специфическую общественную функцию». Но такие сообщества возникали только в больших городах: адвокаты, принявшие присягу, - присяжные поверенные - практиковали в трех главных центрах: Санкт-Петербурге, Москве, Харькове. В других регионах большинство адвокатов практиковали самостоятельно. Законы 1864 г. предусматривали наличие организационной структуры присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием. Местная судебная палата, или дворец правосудия, могли позволить группе из более чем 20 присяжных поверенных образовать совет присяжных поверенных. Помимо присяжных поверенных, предоставляющих свои правовые услуги, в основном в городах, в 1874 г. появились частные поверенные. Частные поверенные должны были получать свидетельство. Надзор за ними осуществлялся местными судами и Министерством юстиции. Их нельзя было причислить к корпорации подобно тому, как это было у присяжных поверенных. Частные поверенные могли выступать в качестве законных представителей клиентов. Женщин в России в те времена к юридической практике не допускали. Хотя в законе прямого запрета для женщин не содержалось, им запрещалось посещать лекции по праву в университете. В 1874-1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам свидетельства частных поверенных. Однако эта попытка провалилась, поскольку Министерство юстиции запретило подобную практику. 22 ноября 1917 г. по Декрету о суде № 1 Коллегия адвокатов Российской империи была распущена. 15 февраля 1918 г. Советом рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов был принят Декрет о суде № 2, в соответствии с которым были образованы коллегии правозаступников, имеющие форму общественного обвинения и общественной защиты. Их члены избирались и отзывались Советами. В 1918 г. адвокатура была разрозненной, состоявшей из местных территориальных образований, никак не связанных между собой. За время Гражданской войны численность адвокатов резко сократилась. В соответствии с Положением о коллегии защитников от 5 июля 1922 г. в каждой губернии при губернских судах были созданы коллегии защитников, которые по статусу были общественными организациями. Положение не содержало образовательных ограничений для вступления в члены коллегии. 16 августа 1939 г. Советом Народных Комиссаров СССР был одобрен Закон об адвокатуре. Коллегии адвокатов пришли на смену коллегиям защитников. Все адвокаты, которых к этому времени насчитывалось около восьми тысяч, были переведены в юридические консультации, подчиненные президиумам коллегии адвокатов. Для получения статуса адвоката необходимо бьио наличие высшего юридического образования или же стажа работы по юридической специальности не менее трех лет в качестве судьи, прокурора или юрисконсульта. В Законе РСФСР «Об адвокатуре» от 25 июля 1962 г. были частично пересмотрены положения Закона 1939 г., однако Министерству юстиции, а впоследствии юридическим комиссиями, исполкомам и местным Советам вменялось в обязанность осуществлять «общее руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов». В конце 70-х были сделаны дальнейшие шаги в развитии института адвокатуры. В Конституции 1977 г. была включена статья о коллегии адвокатов. Были приняты союзный Закон «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г. и Положение об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г., утвержденное соответствующим Законом РСФСР. С началом осуществления в стране экономических реформ, изменениями, происходящими в политической и государственной жизни страны, статус адвокатуры претерпел значительные изменения. Оттого, насколько квалифицированно оказывается юридическая помощь, зависят и дальнейшая судьба обвиняемого в уголовном судопроизводстве, и справедливое разрешение судом гражданского дела. Не случайно одной из наиболее важных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, является право на получение квалифицированной юридической помощи. Федеральный закон 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» - это существенный шаг в деле обеспечения конституционных прав граждан. Очень важно, что он изменил подход к формированию адвокатского корпуса, установив квалификационные и морально-этические требования к людям, желающим заниматься адвокатской деятельностью, и предусмотрев иную, нежели ранее, процедуру допуска в адвокатуру.
Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
Обеспечение закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод граждан невозможно без включения надлежащего механизма их реализации. Одним из таких важных механизмов являются конституционные положения, в соответствии с которыми каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Каждый гражданин, задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48). Конституционные нормы нашли свое закрепление и развитие в Федеральном законе от 31 мая 2002 г., в редакции от 20 декабря 2004 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которым определены полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокат - лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: • работниками юридических служб, предприятий, организаций и учреждений, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; • участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; • нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами, расширилась и получила реальное воплощение в практике деятельности адвокатских корпораций. Оказывая юридическую помощь, адвокаты: • дают консультации и справки по правовым вопросам; • составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; • участвуют в качестве представителей доверителя в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; • участвуют в качестве защитника в уголовном судопроизводстве; • представляют интересы физических и юридических лиц при производстве по делам об административных правонарушениях; • представляют интересы физических и юридических лиц в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и других организациях, действующих на территории Российской Федерации; • представляют интересы физических и юридических лиц в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, если ино, е не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов или международными договорами Российской Федерации; • участвуют в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов. Наиболее сложный вопрос связан с определением правового положения адвокатуры в системе правоохранительных органов государства. Многие нормы ранее действовавшего Положения об адвокатуре 1980 г., допускавшие непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, утратили силу и фактически не действуют. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации. Полномочия (права и обязанности) адвоката, закрепленные в новом Федеральном законе об адвокатуре и действующем уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве, полупили дальнейшее уточнение и развитие в соответствии с конституционным принципом состязательности и равенства сторон в судопроизводстве. Адвокат вправе: • собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее месячного срока со дня запроса; • опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; • собирать и представлять документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; • привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи; • беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности; • фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну; • совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Адвокат не вправе: • принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение, если оно имеет заведомо незаконный характер; • принимать поручение, если в соответствии с нормами процессуального законодательства его участие в процессе недопустимо; • делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает; • разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием ему юридической помощи, без согласия доверителя; • отказаться от принятой на себя защиты. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается. Адвокат обязан: • честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами; • исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных настоящим законом; • ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро; • постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию; • соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.
Статус адвоката
Приобретение статуса адвоката включает процедуру отбора кандидатов, проведение квалификационного экзамена, принятие решения о присвоении статуса адвоката, а также порядок его приостановления и прекращения. Отбор кандидатов. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные федеральным законом. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица: • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке; • имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Квалификационный экзамен. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год. Присвоение статуса адвоката. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката. В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией РФ, законом и кодексом профессиональной этики адвоката». Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. На законодательном уровне регулируются основания приостановления и прекращения статуса адвоката. Приостановление статуса адвоката может иметь место по следующим основаниям: • избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе; • неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; • призыв адвоката на военную службу; • признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, после чего адвокат не вправе осуществлять адвокатскую деятельность. После прекращения действия оснований, упомянутых выше, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен. Решение об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд. Статус адвоката, о котором шла речь выше, обеспечивается гарантиями их независимости, установленными федеральным законодательством: • вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается; • не допускается истребование от адвокатов и адвокатских объединений сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам; • на адвокатов, членов их семей и их имущество распространяются меры государственной защиты, осуществляемые органами внутренних дел; • уголовное преследование адвокатов осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
Соглашение об оказании юридической помощи является базовым документом, на основе которого осуществляется адвокатская деятельность. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Адвокат выступает в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами только на основании договора поручения. Существенным условием соглашения являются размер выплачиваемого вознаграждения за оказание юридической помощи и размер компенсации расходов адвокатов, связанных с исполнением поручения. Сумма, выплачиваемая адвокату, в этом случае определяется по соглашению сторон. Размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда, выплачивается за счет федерального бюджета и определяется Правительством РФ в пределах от минимальной (не менее четверти МРОТ) до максимальной (среднесуточная оплата труда адвокатов), с учетом подсудности, характера дела и процентных надбавок за работу в местностях с тяжелыми условиями труда. Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации, а также одиноко проживающим гражданам на тех же условиях оказывается бесплатно в следующих случаях: 1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; 2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; 3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; 4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат вправе в соответствии с федеральным законом самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом и учреждается для осуществления адвокатской деятельности индивидуально. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвоката. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства. О создании филиала коллегия адвокатов уведомляет совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал. Адвокатское бюро вправе учредить два и более адвокатов. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях». В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. Органы адвокатского самоуправления включают региональные адвокатские палаты с входящими в их структуры упомянутыми адвокатскими объединениями и Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. Адвокатская палата субъектов Российской Федерации создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Адвокатская палата не подлежит реорганизации. Ликвидация адвокатской палаты субъекта РФ может быть осуществлена на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в порядке, который устанавливается федеральным законом. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.
Лекция 13
|