Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткая историческая справка
Нотариат - как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к временам Республики в Древнем Риме. Уже в тот период у римлян существовал особый институт должностных лиц, именуемых писцами, в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистрами, и судебных формул, выносимых преторами. В их обязанности входило и ведение судебных журналов, различного рода записей, которые носили публично-правовой характер. Кроме института должности писцов, существовала категория частных писцов. Они состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них. Дальнейшее развитие гражданского оборота вызвало в Риме появление института табеллионов, который и считается родоначальником современного нотариата. Табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для любого лица за вознаграждение. Размер получаемого ими вознаграждения устанавливался государством. Табеллионы считались лицами свободной профессии, однако государство осуществляло контроль за их деятельностью. Табеллионы были обязаны следить за соответствием оформляемого ими документа закону как по форме, так и по содержанию. Это происходило в специально отведенных помещениях на центральных улицах и площадях городов и только в исключительных случаях на дому. История нотариата в Российском государстве ведет свое начало с XV века. Сделки, связанные с переходом прав на отдельные виды имущества (земля, вотчина и холопы), оформлялись в форме крепостных актов подьячими. По совершении крепостного акта сделки записывались в книгу приказов и считались с этого момента заключенными. Позднее заключение этих сделок было перенесено в особые присутственные места. Составленные по надлежащей форме и скрепленные надлежащей печатью, эти документы приобретали право бесспорных документов и имели обязательную силу. Судебная реформа 1864 г. реорганизовала нотариат в России. Было принято Положение о нотариальной части 1866 г., согласно которому учреждались должности нотариусов. Нотариусы состояли при окружных судах и назначались на должность старшим председателем Судебной палаты. Для того чтобы быть зачисленным на должность нотариуса, кандидат должен был внести денежный залог и пройти соответствующие испытания. Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил все ранее действовавшие до этого времени судебные установления. И хотя не было ничего сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшего до того времени институт нотариата, он перестал существовать. А нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных Советов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, социального обеспечения, записей актов гражданского состояния, то есть различные административные органы. Дальнейшее развитие институт нотариата получил в Декрете о суде № 2, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, а в случае их отсутствия - лицами, их заменяющими. Переход к новой экономической политике, развитие частного оборота, отношений между государственными организациями и частными лицами на новой экономической основе привели к тому, что в 1921 г. был издан ряд декретов, согласно которым требовалось нотариальное засвидетельствование договоров о государственных подрядах и поставках, и сделок по купле-продаже муниципализированных строений и определен сбор за нотариальное засвидетельствование. Все эти функции возложены на нотариальные столы при губернских отделах и уездных бюро юстиции. Положение о государственном нотариате, принятое 4 сентября 1922 г. выполнило эти задачи и завершило создание нотариата в России после 1917 г. как самостоятельного государственного учреждения. 30 сентября 1965 г. было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, и 28 января 1966 г. утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. Согласно этим законодательным актам руководство нотариальными конторами возлагалось на управления юстиции при областных (краевых) Советах депутатов трудящихся и министерстве юстиции автономных республик. Назначение на должность и увольнение нотариусов, утверждение штатов нотариальных контор было возложено на начальников этих управлений. Общее руководство осуществляло Министерство юстиции СССР и министерства юстиции союзных республик. Министры юстиции назначали и освобождали от занимаемой должности старших нотариусов первых государственных нотариальных контор. Нотариусами могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование, а в отдельных случаях - лица без высшего юридического образования, но имеющие стаж практической работы не менее 3-х лет по юридической специальности. Некоторые нотариальные действия возлагались на исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. Их могли совершать председатель, секретарь или член исполкома этих Советов.
Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
Нотариат - единая система государственных и негосударственных публично-правовых органов, наделенных законом правом совершать нотариальные действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г. в редакции от 2 ноября 2004 г., нотариат призван в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно не только необходимы, но и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов гражданского общества. Целям защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, то есть частнопрактикующий. При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому- либо лицу. Правоохранительная деятельность представляет собой обеспечение властно-распорядительной оперативной работы органов государства (а также негосударственных органов и организаций) по защите норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Инструментом осуществления правоохранительной деятельности являются акты применения норм права, служащие целям восстановления нарушенного права, профилактики преступлений и других правонарушений, и в итоге - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. Нотариат реализует функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения предусмотренных законом нотариальных действий. В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: во-первых, значительно сокращает количество правонарушений в гражданском обороте, особенно в сфере собственности; во-вторых, облегчает раскрытие преступлений; в-третьих, способствует снижению уровня преступности, обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций. В соответствии с Основами законодательства о нотариате нотариальные действия совершают нотариусы государственных нотариальных контор и частнопрактикующие нотариусы. Кроме того, в некоторых случаях право совершения отдельных нотариальных действий предоставляется органам исполнительной власти и консульским учреждениям Российской Федерации. Таким образом, можно говорить о нотариальной деятельности в узком (специальном) и широком плане. В рамках предмета «Правоохранительные органы» рассматриваются проблемы нотариата в узком понимании, т.е. как деятельность органов, специально уполномоченных осуществлять нотариальные функции. Такой подход одинаково относится как к нотариусам государственных нотариальных контор, так и к частнопрактикующим нотариусам. Правовой статус нотариуса Нотариус - лицо, выполняющее в соответствии с законодательством нотариальные действия, осуществляет свои полномочия в рамках государственных нотариальных контор либо как частнопрактикующий нотариус. Государственные нотариальные конторы в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах открываются и упраздняются Федеральной регистрационной службой Российской Федерации или по ее поручению соответствующими органами в субъектах Российской Федерации. Нотариус, запинающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами законодательства о нотариате, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами Федеральной регистрационной службы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью. Сравнивая правовой статус государственного и частнопрактикующего нотариусов, отметим сходство основных правовых позиций, определяющих характер их деятельности: • наличие единой правовой базы (Конституция Российской Федерации, Основы законодательства о нотариате Российской Федерации, нормы гражданского законодательства); • одинаковые права и обязанности при совершении нотариальных действий; • единая компетенция и одинаковая юридическая сила оформленных ими документов; • общие требования для назначения на должность и наделения полномочиями; • единые правила нотариального делопроизводства. Различия состоят в порядке финансирования деятельности (за счет государственного бюджета - у государственных нотариусов и за собственные средства - у частнопрактикующих); мерах материальной ответственности (в соответствии с трудовым законодательством - у первых и за счет средств страхового фонда и личного имущества - у вторых); в процедуре принудительного прекращения деятельности (у государственных - в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, у частнопрактикующих - по решению суда). Организационная структура государственных нотариальных органов включает подразделение по руководству нотариатом в аппарате Федеральной регистрационной службы и соответствующие подразделения этих органов в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно и решают вопросы, связанные с организацией, кадрового, финансового и организационно-методического обеспечения деятельности государственных нотариальных контор в городах и районах соответствующих территорий. Организационные структуры частнопрактикующих нотариусов включают Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации. Частнопрактикующие нотариусы объединены в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации на основании их обязательного членства. Закон установил перечень действий, совершаемых нотариусами, и правила их совершения. Нотариусы совершают следующие нотариальные действия-. • удостоверяют сделки (включая завещания, доверенности и другие односторонние сделки); • выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; • налагают и снимают запрещения отчуждения имущества; • свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; • свидетельствуют подлинность подписи на документах; • свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; • удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; • удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; • удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; • удостоверяют время предъявления документов; • принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; • совершают исполнительные надписи; • совершают протесты векселей; • предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков; • принимают на хранение документы; • совершают морские протесты; • обеспечивают доказательства; • выдают свидетельства о праве на наследование и принимают меры к охране наследственного имущества. Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия. В последнее время, в частности, введены такие новые нотариальные действия, как согласие родителей (родителя) на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации; согласие другого супруга на приобретение или отчуждение недвижимого имущества. Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнить в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: представителей, переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных, и т. д. Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия обязан нотариус независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его. Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении. Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку». Как уже отмечалось, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти вправе совершить ряд нотариальных действий: удостоверить завещание, доверенность; засвидетельствовать копию документа и выписки из него, подлинность подписи на документах и др. Широкий круг нотариальных действий совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей государственными нотариусами осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы. И, наконец, существует судебный контроль, выражающийся в возможности обжалования в суд заинтересованной стороной незаконного отказа в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия. Прокурорский надзор за законностью деятельности нотариусов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В советское время государственным правоохранительным органам большую помощь в охране общественной безопасности и порядка оказывали различные общественные организации: добровольные народные дружины, комсомольские оперативные отряды, отряды содействия милиции и т.п. Кроме того, профилактической работой с правонарушителями по месту жительства занимались создаваемые при местных органах власти общественные комиссии: по делам несовершеннолетних, по борьбе с пьянством и алкоголизмом и др. В силу объективных и субъективных причин на сегодняшний день деятельность подобных организаций на территории России зачастую свернута. Тем не менее, в отдельных регионах, муниципальных образованиях общественные правоохранительные организации сохранены и действуют на новых началах. В настоящее время в ряде мест предпринимаются меры для возобновления деятельности добровольных народных дружин; активная работа в этом направлении проводится в Москве. Новые возможности для участия граждан в общественной правоохранительной деятельности открываются в связи с принятием Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». В условиях либерализации правовых преобразований в стране и расширения сферы частного предпринимательства Россия столкнулась с ростом преступности, криминализацией бизнеса, с проблемами экономической безопасности. На повестку дня встала проблема обеспечения безопасности граждан с помощью телохранителей, защита их от шантажа, вымогательства, поиска пропавших без вести, сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Возникла необходимость в защите Фирм, предприятий и организаций от промышленного шпионажа, незаконной конкуренции, сборе информации от некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров. Все это обусловило возникновение в Российской Федерации частной детективной и охранной деятельности. Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность негосударственных предприятий, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В своей деятельности частные детективные и охранные предприятия взаимодействуют с государственными правоохранительными органами. Закон о частной детективной и охранной деятельности предоставляет право этим предприятиям содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. На практике используются и другие формы взаимодействия между государственными и негосударственными органами правоохранительной деятельности (проведение совместных совещаний, информационный обмен, личный контакт руководителей и др.).
Организационно-правовые формы частной детективной и охранной деятельности
Частная охранная деятельность осуществляется только предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел. Сыскная деятельность может проводиться индивидуально. Частный детектив, решивший осуществлять сыск индивидуально, должен создать и зарегистрировать индивидуальное частное детективное предприятие. Охранная деятельность разрешается только предприятиями, специально учрежденными для ее выполнения. Поэтому отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной охранной деятельностью, могут заниматься ею только в составе частного охранного предприятия после заключения с ним трудового соглашения. Закон о частной детективной и охранной деятельности предусматривает следующие организационно-правовые формы частных детективных и охранных предприятий. Индивидуальное частное детективное предприятие образуется частным лицом, имеющим персональную лицензию на право занятия сыскной деятельностью, в порядке, установленном Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Частный детектив (сыщик) осуществляет сыскную деятельность индивидуально. Он является собственником частного детективного предприятия, несет ответственность по обязательствам в пределах, определенных уставом предприятия. Гражданину, получившему лицензию на частную сыскную или охранную деятельность, выдается в органах внутренних дел удостоверение установленного образца. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или в суд. Частная детективная или охранная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива и частного охранника. Совмещение этой деятельности с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Для сыска и охраны частные детективы и частные охранники наделяются широкими полномочиями и несут определенные обязанности. Так, частный детектив в ходе сыскной деятельности вправе: проводить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев); проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, осуществлять наблюдение для получения необходимой информации. При осуществлении частной сыскной и охранной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде. В случае необходимости оказания частным детективом и охранником услуг, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья, им разрешается использовать специальные средства: защитный жилет, шлем, газовый пистолет, наручники, резиновую или пластмассовую палку и др.. Охранники, кроме того, имеют право применять огнестрельное оружие в случаях, указанных в Законе о частной детективной и охранной деятельности. При осуществлении частной детективной деятельности детектив не вправе: - скрывать от правоохранительных органов ставшие ему известными факты готовящихся или совершенных преступлений; - выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов; - собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; - осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; - прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; — совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан; — фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента; — разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; — осуществлять какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действия законов, закрепляющих правовой статут работников правоохранительных органов, не распространяется. Однако в отношении этих лиц действуют гарантии социальной и правовой защиты. В соответствии с Законом о частной детективной и охранной деятельности частная правоохранительная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий. Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом. Надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Частная детективная и охранная деятельность характеризуется следующими признаками: 1) по своей сути является правоохранительной. Услуги частных детективных и охранных предприятий направлены на защиту прав и интересов граждан и организаций, охрану имущества собственников, поиск без вести пропавших лиц, сбор сведений по гражданским и уголовным делам. В этом смысле частная детективная и охранная деятельность дополняет правоохранительную деятельность государственных органов; 2) не является государственной, так как осуществляется не государственными органами и не в силу установленных законом обязанностей. На граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. По своему характеру это предпринимательская деятельность, которая является проявлением частной инициативы, осуществляется на возмездной коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют; 3) направлена на оказание охранно-сыскных услуг не всем физическим и юридическим лицам, а только индивидуально определенным клиентам. Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием с клиентом письменного договора о содержании оказываемых услуг; 4) может осуществляться не любыми предприятиями, а только теми, которые получили на то специальное разрешение, (лицензию) органов внутренних дел и прошли государственную регистрацию, 5) осуществляется на основе права. Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляет Конституция России, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Частная правоохранительная деятельность осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сочетания частных и публичных интересов, получения прибыли, государственного регулирования частной правоохранительной деятельности. Закон о частной детективной и охранной деятельности устанавливает два вида частной правоохранительной деятельности: частную детективную деятельность (сыск) и частную охранную деятельность (охрану) Частная детективная деятельность (сыск) — это деятельность частного детектива, направленная на сбор определенного рода | информации и обеспечение ею клиента в обусловленной до-; говором форме, В целях сыска могут предоставляться следующие виды услуг: 1) сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Такая информация может быть необходима как участникам процесса (истцу, ответчику, потерпевшему, обвиняемому, подсудимому др.), так и иным лицам, например родственникам указанных лиц для защиты их законных прав и интересов. Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса допускается при условии, что частный детектив в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений уведомит об этом в письменной форме дознавателя, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело; 2) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса): изучение рынка (спрос, предложение, цена и т.д.), сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 3) поиск без вести пропавших граждан; 4) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; 5) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов Частная охранная деятельность — это деятельность частных охранных предприятий, направленная на охрану личных и имущественных прав физических и юридических лиц на основе заключенного договора. В целях охраны частные охранные предприятия могут предоставлять следующие виды услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан от различного рода противоправных посягательств; 2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (сырье, продукция, транспортные средства, здания, сооружения и иное имущество), различных организационно-правовых форм собственности; 3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий. Частные охранные предприятия (ЧОП) — это специально учреждаемые организации (товарищества, акционерные общества и т.п.) для оказания на возмездной договорной основе охранных услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников и иных услуг, предусмотренных Законом о частной детективной и охранной деятельности. Частные охранные предприятия создаются в порядке, установленном законодательством, как правило, по инициативе группы лиц, получивших в установленном порядке лицензию на частную охранную деятельность. После заключения учредительного договора и принятия устава частное охранное предприятие обязано получить лицензию на занятие охранной деятельностью. Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие представляет в соответствующий орган внутренних дел заявление (записку), в котором перечисляются виды охранных услуг, и указывается территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребность в них. Частные охранные предприятия являются юридическими лицами и действуют на основе своего устава. Ассоциации частных охранных предприятий — это некоммерческие организации. Они могут создаваться указанными предприятиями на договорной основе с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Такие ассоциации (союзы) заключаются в целях координации частной правоохранительной деятельности, а также представления и защиты общих интересов. Получение лицензий на создание таких ассоциаций не требуется, поскольку они не оказывают непосредственно конкретных услуг в сфере охраны. Участниками ассоциаций частных охранных предприятий могут быть только юридические лица, которые заключают между собой учредительный договор и утверждают устав ассоциации. С момента государственной регистрации ассоциация приобретает права юридического лица.
Правовой статус частного детектива и частного охранника
Частный детектив и частный охранник - это гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную или охранную деятельность и выполняющий услуги, составляющие содержание частной детективной или частной охранной деятельности. На статус частного детектива и частного охранника могут претендовать граждане России, годные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью, имеющие юридическое образование (только для частного детектива). При отсутствии юридического образования необходимо пройти специальную подготовку для работы в качестве частного сыщика или в качестве охранника либо иметь стаж практической работы не менее трех лет в оперативных или следственных подразделениях (для лиц, претендующих на работу в качестве частного детектива) или в органах внутренних дел либо в органах безопасности (для лиц, претендующих на работу в качестве частного охранника). Не могут претендовать на статус частного сыщика и частного охранника лица, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, лица, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса о его виновности в установленном порядке), уволенные с государственной службы, из правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям. Гражданин Российской Федерации, отвечающий перечисленным требованиям и изъявивший желание работать в качестве частного сыщика или охранника, должен получить на то разрешение (лицензию). Выдача лицензии на частную детективную и охранную деятельность производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. Для получения лицензии гражданин обязан лично представить в орган внутренних.дел заявление о выдаче лицензии на частную сыскную или охранную деятельность, анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие соответствующего образования и другие документы, указанные в Законе о частной детективной и охранной деятельности. Получение лицензии на частную охранную деятельность предусмотрено в случаях, если охранные услуги связаны с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, а также обеспечения защиты жизни п здоровья отдельных лиц.
Лекция 14
Запрос о правовой помощи
Значение международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства на рубеже XX-XXI вв. возросло, что нашло отражение в законодательстве, регламентирующем уголовное судопроизводство в России. В УПК РФ международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства посвящена часть пятая. Правовая помощь по уголовным делам осуществляется на основе запроса о правовой помощи. Суд, прокурор, следователь при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий вносят запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства. Юридическим основанием оказания правовой помощи являются международные договоры Российской Федерации, международные соглашения, а также принцип взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; Министерство юстиции РФ - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ; Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, производство которых не требует судебного решения или согласия прокурора; Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях. Следует иметь в виду, что некоторыми международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, установлен порядок, предусматривающий направление всех запросов через Министерство иностранных дел РФ. Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается направляющим его должностным лицом, удостоверяется гербовой печатью. Он в соответствии со ст. 454 УПК РФ должен содержать: 1) наименование органа, от которого исходит; 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется; 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, для юридических лиц - их наименование и место нахождения; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификацию, текст соответствующей статьи УК РФ, при необходимости сведения о размере причиненного данным преступлением вреда. Международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные реквизиты запроса, а также предусмотрена возможность приложения к запросу дополнительных документов. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30 июня 1995 г. предусматривает включение в запрос «указания цели запроса о предоставлении сведений, информации и иной помощи», а Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам, заключенный в 1996 г., устанавливает, что к запросу о проведении обыска или изъятия предметов или документов необходимо приложить решение судьи или другого компетентного органа запрашивающей стороны. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык государства, в которое они направляются. Статья 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» устанавливает, что запросы о правовой помощи, направляемые в Российскую Федерацию, и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводами на русский язык. В ряде случаев возможно использование нескольких языков. В частности, в соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г. говорится, что при выполнении настоящего договора стороны пользуются своим государственным языком с приложением перевода на государственный язык другой стороны или на английский язык. При необходимости производства процессуальных действий с участием находящихся за пределами территории Российской Федерации лиц (свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей) последние с их согласия могут быть вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело. Для этого в рассмотренном выше порядке направляется запрос. Явившиеся по вызову лица не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, имевших место до пересечения ими Государственной границы РФ. Закон установил, что действие иммунитета прекращается, если прибывшее по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, которое его вызвало, все же продолжает оставаться на этой территории или после отъезда вновь возвращается в Российскую Федерацию. В случае необходимости производства процессуальных действий на территории Российской Федерации в отношении лица, находящегося под стражей на территории иностранного государства, после надлежаще оформленного запроса о вызове оно может быть временно передано на территорию России компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для производства указанных в запросе действий.. Такое лицо все время пребывания на территории Российской Федерации продолжает оставаться под стражей. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего государства в сроки, которые указаны в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности. Законом также предусмотрен порядок исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам, поступившим от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств. В соответствии с ч. 1 ст. 457 УПК РФ суд, прокурор, следователь исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. При исполнении запроса применяются положения УПК РФ. Однако могут быть применены и правила уголовно-процессуального законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями и на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам нашей страны. Если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности, то при исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства. Некоторые международные договоры предусматривают, что представителям иностранного государства, присутствующим при исполнении запроса, разрешается задавать вопросы опрашиваемому лицу, формулировать вопросы, которые необходимо ему задать, а также осуществлять дословную запись в ходе производства процессуального действия. При невозможности исполнить запрос полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого он исходил. Направленный в Российскую Федерацию запрос от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий возвращается без исполнения в двух случаях: 1) если запрос противоречит законодательству Российской Федерации; 2) если его исполнение может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации. Следует иметь в виду, что Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. содержит основания отказа в правовой помощи, более емкие по объему, нежели УПК РФ. Согласно ст. 2 Европейской конвенции отказ может иметь место в следующих случаях: 1) если запрос касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим или фискальным преступлением; 2) если запрашиваемая Сторона считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим существенным интересам этой страны. Кроме того, дополнительные основания отказа могла быть установлены двухсторонними договорами и соглашениями. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30 июня 1995 г. указано, что центральный орган запрашиваемой Стороны может отказать в помощи в том случае, если: 1) запрос касается воинского преступления, которое не является уголовным; 2) исполнение запроса может нанести ущерб безопасности или иным существенным интересам государства запрашиваемой Стороны; 3) деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по законам, действующим в государстве запрашиваемой Стороны; 4) запрос не соответствует положениям на стоящего Соглашения. Некоторыми международными соглашениями предусмотрена отсрочка исполнения запроса. В ч.4 ст.5 указанного ранее Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам установлено, что, если центральный орган запрашиваемой Стороны считает, что исполнение запроса может помешать расследованию, уголовному преследованию или производству, осуществляемому в своем государстве, он может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с соблюдением условий, определенных в качестве необходимых после консультации с центральным органом запрашивающей Стороны. Сходное по содержанию положение содержит ч.5 ст.6 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. При совершении преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии ее покинувшим, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса об их направлении компетентным органам иностранного государства в целях осуществления уголовного преследования. В свою очередь, Генеральная прокуратура РФ рассматривает запросы компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования граждан РФ, совершивших преступления на территории иностранного государства и возвратившихся в Российскую Федерацию. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях осуществляются в порядке, предусмотренном УПК РФ. Если лицо, имеющее российское гражданство, совершило преступление на территории иностранного государства и возвратилось в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, то при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации» УК РФ, уголовное дело может быть возбуждено и расследовано по материалам, которые предоставлены соответствующим компетентным органом иностранного государства. Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам, а также направленные в Российскую Федерацию в приложение к поручению об осуществлении уголовного преследования, заверенные и переданные в установленном порядке, имеют такую силу, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с УПК РФ. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора подразделяется на два вида: 1) выдача такого лица иностранным государством Российской Федерации и 2) выдача Российской Федерацией иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства. При нахождении лица, совершившего преступление на территории иностранного государства, Российская Федерация может направить этому иностранному государству запрос о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с данным государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основе принципа взаимности направление запроса осуществляется при одно временном соблюдении двух условий: 1) деяние, в связи с которым направляется запрос, в соответствии с законодательством обоих государств является уголовно наказуемым; 2) за совершение этого деяния либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо должно быть осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора. Решения о направлении запроса в компетентный орган иностранного государства о выдаче лица, находящегося на его территории, принимаются Генеральной прокуратурой РФ, куда следует предоставлять все необходимые для запроса материалы. К запросу о выдаче для уголовного преследования прилагается заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора - заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. В ряде двусторонних договоров между Российской Федерацией и зарубежными странами предусмотрена возможность истребования дополнительных сведений, если просьба о выдаче не содержит необходимых данных. Выданное иностранным государством лицо не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено, а также передано третьему государству за преступление, которое не было указано в запросе о выдаче, без согласия государства, выдавшего это лицо. Однако согласия иностранного государства не требуется, если: 1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации, но в этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации; 2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в страну. В соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности Российская Федерация может выдать иностранному государству иностранною гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории страны, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по законодательству Российской Федерации и иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с письменными заверениями иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. Решение о выдаче находящихся на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, которые обвиняются в совершении преступления или были осуждены судом иностранного государства, вправе принимать Генеральный прокурор РФ или его заместитель. О решении уведомляется лицо, в отношении которого было принято такое решение. Одновременно ему разъясняется право обжаловать данное решение в суд. Если поступили запросы из нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица, то Генеральный прокурор РФ или его заместитель принимает решение о том, какой именно из запросов подлежит удовлетворению. О принятом решении в течение 24 часов должно быть письменно уведомлено лицо, в отношении которого оно было принято. В законную силу решение о выдаче вступает через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно было принято. При обжаловании решения выдача не производится до вступления в законную силу судебного решения. Выдача лица не допускается в любом случае, если: 1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином РФ; 2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено политическое убежище в Российской Федерации. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является Статья 469 УПК РФ, конкретизируя положение ч. 2 ст. 63 Конституции РФ о том, что передача осужденных для исполнения наказания осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации, установила основания для передачи лица, осужденного к лишению свободы. Передаваться может: 1) лицо, которое было осуждено российским судом, - для отбывания наказания в том государстве, гражданином которого оно является; 2) гражданин РФ, который был осужден судом иностранного государств, - для отбывания наказания в Российской Федерации. Основанием для передачи является решение суда по результатам рассмотрения одного из следующих документов: 1) представления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции; 2) обращения осужденного или его представителя, а также компетентных органов иностранного государства. Судебное рассмотрение происходит в порядке и сроки, предусмотренные статьями УПК РФ, регламентирующими производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора. Закон установил основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. В соответствии со ст. 471 УПК РФ отказ может теть место в следующих случаях: 1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; 2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие: а) истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; б) непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства; в) несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенными судом или иным компетентным органом иностранного государства; 3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска; 4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации; 5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации. Суд по результатам рассмотрения представления (обращения) о передаче гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства, если придет к одному из следующих выводов: 1) деяние, за которое осуждено лицо, не является преступлением по российскому законодательству; 2) приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу’ истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством или международным договором Российской Федерации.
Литература Основные учебные издания Авдонкин В. С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. Божьев В.П. Правоохранительные органы России: Учебник. — М.: Высшее образова ние, 2011. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юрид. вузов и фак. /Под ред. К. Ф. Гуценко. — М.: Зерцало — М, 2010. Суд и правоохранительные органы: Учебник. 2-е изд. / Под ред. В. В. Ершова. — М.: Юрайт, 2013. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. — М.: Юристъ. 2010. Черников В. В. Правоохранительные органы: Учебник. 2-е изд. — М: Проспект, 2011. Дополнительные учебные издания Адвокатская деятельность. Учебно-практическое пособие / Под ред. В. Н. Буробина. — М.: Статут, 2005. Адвокатура в России: Учебник / Под ред. Л. А. Демидовой и В. И. Сергеева. — М: Юсти- цинформ, 2005. Александров С. В., Бурдина Е. В. Оптимизация системы районных судов в Российской Федерации: историко-теоретические и практические аспекты // Российское правосудие. 2009. №8 (40). Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей. — М.: Статут. 2008. Антология научной мысли: К 15-летию Российской академии правосудия: Сборник статей. — М.: РАП. 2013. Безруков А. В. Конституционный Суд в зеркале конституционно-правового развития России [Интервью с М.А. Митюковым) // Конституционное и муниципальное пра во. 2011. №10. Бондарь Н. С. Правовая определенность — универсальный принцип конституционного нормокрнтроля (практика Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Тарло Е.Г. Адвокатура России: Учебное пособие. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ., 2005. Военная юстиция России: история и современность / Под общей ред. В. В. Ершова, В. В. Хомчика, С. Н. Фридинского. — М.: Право, 2013. Литература Витрук Н. В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10. Гаджиев Г. А. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: новеллы конституционного судопроизводства 2010 г. // Журнал российского права. 2011. № 10. Ермошин Г. Т. Статус судьи в Российской Федерации. Социально-правовые аспекты: Монография — М.: РАП. 2010. Квалификационные коллегии судей: вчера, сегодня, завтра: Сборник статей. — М.: Высшая квалификационная коллегия судей РФ. 2012. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / Под ред. М. М. Славина. - М.: НОРМА. 2008. Клеандров М. И. Правовые основы статуса судьи: Курс лекций. — М.: РАП, 2010. Клеандров М.И. Ответственность судьи. — М.: Норма, 2011. Клеандров М. И. Совершенствование системы комплектования судейского корпуса современной России // Российское правосудие. 2012. Специальный выпуск. Крохина Ю. А. Налоговое право: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Кряжков В. А. Законодательная модернизация статуса Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. Лебедев В. М. Современная российская модель правосудия // Российское правосудие. 2012. Специальный выпуск. Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М.: РАП. 2000. Модернизация статуса судьи: современные международные подходы / Под ред. Т. Н. Нешатаевой. — М.: Норма: ИНФРА-М. 2011. Организация деятельности судов: Учебник / Под ред. В.М. Лебедева. — М.: Норма, 2007. Организация деятельности военных судов: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Петухова, П.Н. Украинцева. — М.: РАП. 2007. Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции по обеспечению судебной деятельности: Научно-практическое пособие / Под ред. В. В. Ершова. — М.: РАП. 2011. Петухов Н. А. История военных судов России: Монография / Под ред. В. М. Лебедева. — Норма, 2003. Петухов Н.А., Мамыкин А. С. Современные правовые и организационные проблемы деятельности мировых судей и судов в Российской Федерации // Российское правосудие. 2008. №11 (31). Петухов Н. А., Мамыкин А. С. Обеспечение единства судебной системы Российской Федерации // Российское правосудие. 2012. №2 (70). Петухов Н. А., Мамыкин А. С. Состояние судебной системы Российской Федерации и основные направления ее развития // Российское правосудие. 2013. №5 (85). Петухов Н. А., Мамыкин А. С. Теоретические и практические вопросы развития административной юстиции в России // Российское правосудие. 2013. №2. Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. В 2-х т. 2-е изд., испр. и дополн. М., 2004. Нотариальное право России: Учебник / Под ред. В. В. Яркова М„ 2003. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. В. В. Ершова. — М.: РАП. 2011. Цинделиани И. А. и др. Налоговое право России: Учебник. — М.: РАП: ЭКСМО, 2008. Цымбаренко А. Г. Нотариат: Курс лекций. — М.: РАП, 2012.
|