Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бессмысленность






Основываясь на его повествовании, я пришел к выводу, что Дэн упустил все же мораль своей истории. В течение ряда лет он находился в писке этого магического ощущения, испытанного им во времена первых шагов становления его личности, хотя события, приведшие его к моменту такого чудесного восприятия, свидетельствуют об отсутствии осознанной установки на поиск с его стороны. И кроме того, похоже на то, что это было вызвано вполне естественным расслаблением его мозга и чувством удовлетворения от выполняемой работы. Это здорово напоминает Аристотелевское описание счастья, как условия, а не назначения.

Виктор Фрэнкл описывает этот феномен как концепцию «парадоксального намеренья», в которой он утверждает, что чем больше мы к чему-либо стремимся, тем более вероятно это упустим. Как объяснял Фрэнкл, «счастье... не может быть преследуемо... Чем больше мы на него нацеливаемся, тем больше оно от нас ускользает». Если для счастья имеются причины, то оно возникает. Как побочный эффект обладание целью, смыслом жизни.

Это, насколько я понимаю, и было истинным ключом к испытанному Джом чувству и никогда не вернувшемуся к нему. Его счастье появилось как побочный эффект того образа жизни, который ему так нравился. Очень легко поддаться иллюзии, что счастлив он был оттого, что избавился наконец от вечной погони за успехом, ноя на самом деле не думаю, что в этом была настоящая причина. Я думаю, хотя у меня нет этому явного подтверждений, что после того, как Дэн оставил брокерский бизнес, он обрел для себя смысл жизни. В первый раз он делал то, что хотел делать, что ему нравилось делать и что без сомнения было полезным делом. Затем, снова без осознания того, что происходит, он позволил обстоятельствам взять контроль над его жизнью. И с этого времени он начал следовать тому, что было ни чем иным, как побочным продуктом его однажды найденного смысла жизни. Теперь в течение 15 лет вместо того, чтобы сфокусировать свои усилия на восстановление жизненного смысла, он оставался нацеленным на достижение счастья.

И снова Фрэнкл дает нам некоторый инсайт в своей книге Человеческие поиски смысла'. «В чем действительно нуждается человек, так это не в абсолютно расслабленном состоянии, а в борьбе и значительных усилиях, необходимых для достижения достойной цели». Я полностью согласен с убеждением Фрэнклав том, что истинная цель человека не в достижении целей, а в постоянной борьбе за их достижение.

Работа доктора Фрэнкла в этой области длилась более полувека. Уже в начале 50-х годов он относился к феномену бессмысленности как к «массовому неврозу нашего времени» и совершенно правильно предсказал драматическое массовое распространение этой проблемы. Начиная со времен бурных 60-х молодежь устремилась на поиски извечных причин во всех сферах жизни. Я помню среди своих работников одну юную леди, рассказывавшую мне, как она и ее муж были участниками всех забастовок в колледже. Сама по себе это конечно не слишком шокирующая ситуация для нашего времени, но что забавно, так это ее вопрос мужу в пылу всех этих хриплых, иногда достаточно мощных демонстраций. Она спросила: «А теперь скажи мне еще раз, почему мы все это делаем?» или «Против чего мы протестуем?» Они, как истинно верующие Эрика Хоффера, отчаянно искали причины своего крестового похода, искали что-то, во что можно было верить.

С моей точки зрения, большинство молодежных выступлений трех прошлых десятилетий явились результатом недостатка целей в жизни. Все чаще и чаще мы видим эту бессмысленность существования, ведущую к депрессии, а депрессию, ведущую к суициду. Независимо от того, направлены ли марши протеста на искоренение бедности или защиту китов от уничтожения, реальность такова, что они не в состоянии заполнить вакуум, присущий лишенной смысла жизни. Представьте, что человечество избавилось от всех теперешних проблем: болезней, бедности, эпидемий, голода и войн, что тогда станет целью его существования?

Реальность такова, что когда борьба за каждодневное выживание исчезнет, возникнет важный вопрос: выживание ради чего? Другими словами, просто жить не имея смысла, недостаточно; человек должен иметь что-то, ради чего жить. Если нет цели в чьей-то индивидуальной жизни - нет смысла - тогда нет причины вставать утром с постели, нет даже смысла быть живым. Говоря словами великого Алберта Эйнштейна: «Человек, расценивающий свою жизнь, как бессмысленную не только не счастлив, но и едва ли до-стоен своей жизни».

Термин смысл жизни различными людьми определяется совершенно по-разному. Цель этой книги между тем предполагает плоскость карьеры, деятельности и нормальной повседневной жизни. Я не беру к рассмотрению духовные цели, например смыслы, которые являются изначальными по отношению к живому или высший смысл жизни именно на этой планете.

Перефразируя слова Роберта ДеРоппа из его книги Мастерская игра, можно посоветовать искать прежде всего игру, в которую стоит играть А, найдя ее, играй с максимальной отдачей. Играйте так, как будто ваша жизнь и здравосмыслие зависят от нее. Потому что они так и делают.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал