Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Привычка морали
Одним из отличительных признаков цивилизации является принятый повсюду общий моральный кодекс или стандарт поведения, на котором базируется большинство законов цивилизации. В идеале я согласен той философией, что каждому индивидууму следует иметь право предпринимать действия по своему выбору при условии, что они не станут вмешательством в права других. В реальном мире тем не менее идеализм - всего лишь фантазия. Причина потребности в морали, базирующейся на законах, в широко распространенной несогласованности в действиях имеющих прав на те или иные поступки граждан. Например, если бы не было принятого всюду общего кодекса норм поведения (т.е. мог бы жить в абсолютно свободном обществе), человек мог бы иметь право разгуливать нагишом по улицам. Такого рода индивид мг бы аргументировать свои действия тем, что он не совершает в отношении кого бы то ни было агрессивных действий, не пытается навязать другим свой образ мыслей, и таким образом ему следует разрешить делать то же самое и впредь. Несомненно большинство людей не согласится с подобной точкой зрения и будет настаивать на том, что такое поведение является посягательством на чужие права. Они могут справедливо оспаривать необходимость принудительного принятия точки зрения большинства о том, что это не позволительно или по крайней мере неприятно. Я привел здесь этот философский довод, потому, что он представляет ту фундаментальную проблему, которую мы постоянно имеем в своем каждодневным общении. В книгах, вероятно, можно найти значительное количество законов, основывающихся на морали, с которыми вы вряд ли согласитесь. К слову сказать, существуют действия, являющиеся технически легальными, но можете мне поверить, совершенно противозаконным с точки зрения морали. В таком случае последует жесткий вопрос: следует ли подчинятся тем законам, которые вы считаете аморальными? Вернемся к вопросу реальности: мы должны постоянно напоминать себе, что мы оперируем рациональными людьми с более чем рациональными мыслями в некой идеальной лаборатории. Если вы игнорируете эту реальность, вы действуете на свой собственный риск. Созданные человеком законы - это реальность, независимо от того рациональны они или моральны и независимо от того нравятся они вам или нет. Таким образом, по все упомянутым причинам вам следует стараться соблюдать законы по прагматическим соображениям. Невероятно тяжело достичь какой-либо значительной степени успеха, находясь в тюремных стенах. После всех этих предварительных предостережений я теперь заострю ваше внимание на противоположной стороне моральной монеты: несмотря на то, что вы можете выбрать подчиниться определенным законам по прагматическим соображениям, это тем не менее окажет весьма незначительный или вовсе никакого эффекта на ваши личные моральные убеждения. Напротив важным ключом к успеху является иное представление своих моральных стандартов, как проводника вашего каждодневного поведения с одновременной ориентацией в реалиях рукотворных человеческих законов. Для того, чтобы выбрать какой-то другой путь, вы должны быть честны перед собой, потому что это будет продиктовано вашим желанием, а не вашим долженствованием.
|