Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театр Ла Скала






Главный оперный театр мира внешне совершенно не соответствует своей репутации: на вид он кажется каким-то очень маленьким (значительно скромнее московского Большого и даже одесского Оперного) и вообще смахивает на комод (а балкон-козырек на слоновьих ногах, который должен был защищать выходящую из карет публику от непогоды, напоминает выдвинутый из комода бельевой ящик). Зал там, правда, что надо, но технических помещений категорически не хватало, и в январе 2002 года здание Ла Скала закрылось на трехлетнюю многомиллионную реконструкцию. На улице Верди появились заборы и леса, сценическую коробку снесли, но к сезону 2004-2005 годов подрядчики вернули меломанам все, включая уникальную акустику и ручные архаичные механизмы сцены. Театр приобрел еще одну сцену и огромный ящик на крыше, но потерял бессменного худрука Риккардо Мути, павшего жертвой интриг и скандалов.

Маловпечатляющий фасад театра, как уже упоминалось, объясняется тем, что никакой площади в конце XVIII века здесь не было и не предусматривалось. Строить же архитектору Джузеппе Пьермарини пришлось всего за 15 месяцев: предыдущий театр «Салон Маргариты», размещавшийся прямо в Королевском дворце, сгорел дотла, и меломаны проявляли страшное нетерпение. Собственно, они-то и оплатили работы, а заодно нашли и место для строительства новой оперы: сбросились и купили участок, где некогда стояла церковь Санта-Мария-делла-Скала; шероховатый мрамор ее колонн и сейчас можно пощупать в подвальных помещениях за главной сценой театра.

Театр открылся в 1778 году оперой Сальери «Признанная Европа» («L’Europa Riconosciuta»). В малом зале стали давать небольшие представления, на большой сцене ставились оперы, а в партере, чтобы поразвлечь благородную публику из лож, иногда даже устраивали травлю быков. Входы в аристократические ложи и в стоячий партер, предназначенный для плебса, спланированы так, чтобы зрители никоим образом не смешивались. Ложи представляли собой нечто вроде современного клуба: в них устраивали ужины, деловые встречи и любовные свидания. Отходы при этом выплескивались прямо на улицу: туалетов в театральных зданиях предусмотрено не было. Равно как и оркестровой ямы – она появилась в Ла Скала лишь в 1907 году, а до тех пор оркестр сидел практически в партере, за невысоким барьерчиком. Зато уже в XVIII веке на чердаке над зрительным залом установили резервуары с водой – на случай, если вдруг загорятся деревянные ярусы или сцена. Такая (явно австрийская) предусмотрительность позволила даже оборудовать в одной из лож бельэтажа камин. Во время неофициальных визитов в театр отсюда смотрела спектакли императрица Мария Терезия, которой по торжественным случаям приходилось высиживать в огромной и холодной центральной ложе.

Конструкция зала с тех пор фактически не изменилась: только к имевшимся четырем ярусам добавили еще парочку. Ложи изнутри тоже выглядят почти так же, как при Габсбургах: небольшая комнатка с пятью креслами (раньше кресел было только два, а кавалеры весь вечер стояли за спинами у дам; теперь их больше, но сцену все равно видно только с трех), прихожая с зеркалом и индивидуальный гардероб напротив входа. Столики, оставшиеся с тех времен, когда премьеры отмечались шампанским прямо в театре, сегодня пустуют: продукты в зал проносить запрещается. Внизу же, в буфете, – пожалуйста: платишь в кассу, подходишь к столику и обмениваешь чек на бокал Bollinger с пригоршней миндаля.

Сцена Ла Скала имеет 30 метров в глубину, и на такое же расстояние над ней подняты колосники. Так что в этом театре можно осуществлять даже очень многолюдные и сложносочиненные постановки. А за сценой все происходит (даже после реконструкции) почти так же, как и сотню лет назад. Почти все механизмы до сих пор ручные: станки поднимаются и опускаются посредством восемнадцати больших чугунных колес, синхронно приводимых в движение восемнадцатью рабочими, а декорации сменяются при помощи системы тросов и противовесов. Конечно, в театре есть компьютеры: свет (равно как и пожарная охрана) управляется с единого пульта. Однако все, что может делаться вручную, делается именно вручную – такова концепция руководства Ла Скала и профсоюза рабочих сцены.

Кстати, рабочие и артисты ходят в один и тот же служебный бар – по традиции его называют камбузом (La Cambusa). В Ла Скала вообще множество морских названий: ложа прессы, например, именуется «лодкой» – Il Barcaccio.

Множество других историй, связанных с театром и великими музыкантами, можно узнать в Музее Ла Скала (Museo Teatrale della Scala), расположенном в правом флигеле театра. Там же – книжно-пластиночный магазин и ресторан Alla Scala, в котором принято обедать до и ужинать после спектакля. В магазин можно попасть и из фойе театра – во время антрактов или перед представлениями.

Идущим на премьерные спектакли мужчинам необходимо иметь в виду, что без темного костюма в зал могут и не пустить. Во все остальные дни правила требуют пиджака и галстука. Мужские пальто и плащи подлежат, наравне с мобильными телефонами, зонтами, шляпами и фотоаппаратами, сдаче в гардероб. Дамы могут оставить меха при себе. Правила поведения в Ла Скала оставляют за администрацией право не пускать в зал посетителей в туалетах, которые «вступают в противоречие с внутренним убранством театра» (что это значит, автору путеводителя дознаться не удалось).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал