Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Избирательные (политические) PR
Главный ресурс современной предвыборной кампании — это деньги. Именно они очень часто решают исход выборов. Поэтому планирование будущей политической кампании рекомендуется начинать с оценки финансовых возможностей кандидата, его команды, а также лоббистских групп, оказавших ему поддержку. Ведущий российский специалист в области политического маркетинга Ф. Ильясов предлагает следующие факторы отличия предвыборных ситуаций: • уровень выборов (федеральные, региональные, местные); • объект выборов (президент, губернатор, мэр, депутаты); • субъект выборов (настроения избирателей, региональные социально-психологические, культурные и иные особенности). Сбор средств в предвыборный фонд кандидата происходит двумя основными способами. Первый — это когда некая (финансовая, промышленная, региональная и др.) группа хочет иметь своего ставленника в роли депутата, губернатора, мэра, президента, чтобы он лоббировал ее интересы в новом статусе. При таком варианте группа может либо предлагать уже известному политическому деятелю «спонсорские услуги», в обмен на политическую поддержку, либо выдвигать и «раскручивать» человека из своей среды или близкого к ней. В другом случае политический деятель сам обращается за спонсорской поддержкой к представителям капитала, мотивируя свое обращение общей идеологической платформой, обещанием политической поддержки и т. д. После получения финансовых средств необходимо обеспечить их эффективное распределение, чтобы масштабные расходы, обеспечивающие мощные информационные волны, не навредили имиджу кандидата. Выработка хорошей концепции избирательной кампании американским политикам кажется гораздо важнее, нежели российским. Также американские кандидаты на PR тратят на 10% больше, чем их российские коллеги. Зато в России расходы на работу штаба избирательной кампании в полтора раза больше, чем в США, и составляют почти половину бюджета, тогда как в США — менее одной трети. Таким образом, в России экономят на исследованиях и консультациях, на рекламе и PR, но не жалеют денег на работу штаба, то есть бюрократов от выборов. После получения денег начинается другой важный этап организации предвыборной кампании — определение предвыборной стратегии кандидата. Выделяют следующие, наиболее распространенные стратегии-ориентации. Ориентация на избирателя — выбор избирательного сегмента, поддержкой которого стремится заручиться кандидат в депутаты. Такая ориентация важна в случае, если предпочтения избирателей определяются в значительной мере их возрастом, этнической и профессиональной принадлежностью, гендером и др. Кандидату в депутаты необходимо соответствовать характеристикам своих избирателей. Ориентация на разработку предвыборной программы, которую может поддержать большая часть избирателей, выбирается, когда большинство избирателей, относящиеся к тому же возрастному сегменту, что и кандидат, акцентируют внимание не на возрасте кандидата, а на каких-то иных его характеристиках. В этом случае выбираются общие для этих избирательных сегментов проблемы, а характеристики кандидата рассматриваются как вспомогательные. Ориентация на конкурентов применяется, когда очевидны фавориты избирательной кампании и избиратель невольно сравнивает с ними других кандидатов. Здесь важно показать лучшие качества своего кандидата по сравнению с его соперниками и завуалировать те качества, в которых он им проигрывает, чтобы сложилось представление, что кандидат не хуже, а лучше известных конкурентов. О риентация на технологию проведения выборов — использование наиболее эффективных приемов избирательной кампании (СМИ, концерты, и пр.). В этом случае предвыборная кампания кандидата требует значительных затрат и наличия собственных средств, коммуникаций, профессиональной команды. Реже используется ориентация на создание особого имиджа. В этом случае подчеркиваются личные качества кандидата, наиболее высоко оцениваемые избирателям (например имидж бессребреника). После формирования стратегии необходимо определить средства доведения до избирателей желаемой информации о кандидате в депутаты: организация личных встреч с избирателями, выпуск листовок, программных брошюр, рекламной продукции в виде календарей, буклетов, плакатов, проведение предвыборных дискуссий, выступления с концертами (организация концертов), выпуск рекламных газет, публикации в прессе, выступления на телевидении, радио, в сети Интернет и т. п. Современные политтехнологи меняют не самого кандидата, а его телевизионный имидж. Избиратель реагирует на его телевизионную картинку. Поэтому все усилия затрачиваются на то, чтобы эта картинка соответствовала идеализированным представлениям электората о кандидате. В соответствии с теорией изменения мнений человек, принявший ту или иную точку зрения, редко ее меняет. Поэтому работать можно только со своими сторонниками или с теми, кто еще не принял решение. Для России характерно, что доля людей, принимающих решение в самый последний момент, гораздо выше, чем на Западе (24% принимают решение в самые последние дни, а 4% — вообще на участке. Кроме того, на мнение избирателей сильно влияет телевидение — 40% избирателей отмечают, что на их решение в избирательной кампании повлияло телевизионное выступление лидеров партии. Ещё одна особенность для избирательной компании в России связана с ситуацией тотальной неопределенности. Многие исследователи столкнулись с невозможностью вплоть до последнего дня точно оценить исход выборов). Технология расстановки информационных акцентов во время выборной кампании 1. Идентификационный этап. Кандидат «очеловечивается» исходя из того образа, который был бы наиболее приемлем для избирателей. Цель этапа — получить рефлексию избирателей в виде установок «этого мы знаем» и «он вроде ничего». 2. Аргументационный этап. Наполнение позитивного человеческого образа позициями, свидетельствующими о дееспособности кандидата как политика, и в ход идут программы, предложения, акции и пр. 3. Сопоставление с оппозицией. Дается нейтральная или неблагоприятная информация о других кандидатах, предлагается избирателю сравнить «нашего» с «не нашим» и сделать соответствующие выводы. 4. Призыв к «выбору». Накануне выборов появляется информационный акцент совсем другого свойства: Если предыдущие этапы удались — приглашение избирателей участвовать в «судьбоносных» выборах, или же, если же кампания по существу проиграна, предложение бойкотировать выборы, потому что «все равно ничего не изменится». Чёрный PR «Черный PR» - нарушение правил предвыборной агитации. Основные направления нарушения предвыборной агитации были сформулированы С. Варакутой и Ю. Егоровым: • распространение в СМИ лживой информации, задевающей честь и достоинство кандидатов в депутаты; • роспуск лживых слухов; • проведение агитации от имени своего соперника (выпуск «лже-листовок»); • преднамеренный срыв агитационных мероприятий конкурентов; • создание искусственных препятствий кандидатам в депутаты в проведении их предвыборной работы и пр. Многие грязные технологии давно описаны в прессе: покупка чистых бюллетеней за бутылку водки, перекладывание бюллетеней в другую стопку во время подсчета, дописывания и подрисовывания на плакатах противника, политическое граффити и т. д. Одним из экстравагантных приемов черного PR является, например, предложение подпилить подмостки во время выступления кандидата. Как правило, «черный PR» направлен против фаворитов избирательной кампании. Противодействия нечистоплотным приемам предвыборной борьбы наиболее эффективно вести только путем кропотливой работы с избирателями, разъяснений кандидатами своих программ; открытости их биографий, доступности избирательных штабов и пр. Необходимо помнить, что устойчивую репутацию кандидата поколебать крайне затруднительно, а избиратель не всегда доверяет негативной информации о кандидате. В последние дни перед выборами целесообразно проводить предупредительные мероприятия, заключающиеся в установлении дежурств и оперативной связи, с тем, чтобы избиратели могли своевременно оповещать кандидата в депутаты о неправомерных действиях его конкурентов. Также важно общественное мнение: опубликование имен тех, кто применяет методы «черного PR», это не только не принесет организаторам подобных кампаний дополнительные голоса избирателей, но и вызовет негативное отношение к ним. Кроме этого, большинство избирателей считает, что если с кандидатом борются методом «черного PR», то он заслуживает доверия, поскольку другими методами победить его не удается.
|