![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бизнес PR
Корпорации заинтересованы в постоянных коммуникациях с общественностью. Коммуникативным поводом может стать запуск нового продукта, переезд в новое здание, «захват» новых потенциальных клиентов, презентация, появление новых имен в руководстве компании и т. д. Успех бизнеса зависит от уровня доверия общественности ко всему бизнесу или его сегментам. Так, после нескольких финансовых кризисов в начале и середине 1990-х годов в России у населения было подорвано доверие к банкам в целом, что сказывалось на прибыли каждого банка в отдельности. Перед российскими PR-специалистами стоит задача формирования позитивного имиджа российского бизнеса в стране и за рубежом. Можно выделить следующие основные причины, по которым имидж бизнеса приобретает особое значение: Во-первых, на данный момент одна из главных линий политики российского правительства заключается в полноценной и быстрой интеграции в мировое сообщество с помощью вступления в престижные международные экономические и политические организации. Одной из таких организаций является ВТО. Во-вторых, необходимость иностранных инвестиций в бизнес. В течение 90-х годов у представителей мирового бизнес-сообщества сложился неоднозначный образ российского бизнеса и экономики. До самого последнего времени большинство иностранных бизнесменов полагали, что «российский бизнес — это «криминальный бизнес», где налицо полное отсутствие «цивилизованного менеджмента» при «тотальном неплатеже налогов», «скандальном фондовом рынке», «безобразном обращении с акционерами». Такой образ российского бизнеса стал следствием как объективных причин (рост криминализации бизнеса на начальном этапе рыночных реформ), так и следствием постоянного воспроизводства многими иностранными СМИ негативных стереотипов о России. Подобный имидж страны не способствует привлечению иностранных инвестиций. В-третьих, Россия обладает мощным промышленным потенциалом, эффективность использования которого возросла с развитием крупных отечественных корпораций. Нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия, энергетика, связь — это далеко не полный список отраслей, в которых появились российские компании, способные на равных конкурировать с ведущими транснациональными корпорациями. Российские компании быстро эволюционировали в сторону формирования эффективной организационной структуры, продвинутых технологий менеджмента. Данный процесс продолжается и сегодня. В то же время, обладая сопоставимыми с мировыми корпоративными гигантами финансовыми и технологическими ресурсами, отечественный бизнес пока проигрывает им в нематериальных активах, важными составляющими которых являются корпоративный имидж и репутация. Подтверждением такого положения может служить сохранявшееся до недавнего прошлого неадекватное отношение со стороны иностранного бизнеса и представителей государственной власти зарубежных стран к крупным российским предпринимателям и топ-менеджменту ведущих отечественных компаний. Видя в российских бизнесменах «выскочек», «политически ангажированных олигархов» и «нефтяных баронов», многие на Западе не желают принимать всерьез их предложения о деловом сотрудничестве. (В реальности большинство преуспевающих российских компаний управляются высокопрофессиональным менеджментом, никак не задействованным в политических интригах и нечистоплотных финансовых операциях). Задача российского PR состоит в том, чтобы донести до зарубежных коллег объективную информацию об элите российского бизнеса, что послужит развитию плодотворных деловых связей. Задача формирования позитивного имиджа российского бизнесаявляется не менее актуальной и внутри страны, поскольку доверие к бизнесу со стороны государства и населения способствует укреплению экономики России. Такая политика может быть выработана только в ходе совместного диалога всех основных участников информационного пространства, к которым, прежде всего, относятся: • Крупные акционеры и топ-менеджмент ведущих российских компаний, которые определяют информационную политику своих компаний, а также каждый из них собственным имиджем вносит вклад в общий имидж российского бизнеса. В советское время главными героями нации были летчики, актеры, ученые-физики. Мировая практика показывает, что в условиях демократического общества и рыночной экономики примерами для подражания становятся успешные предприниматели и менеджеры, как, например, основатель «Форда» Генри Форд, создатель «Майкрософта» Билл Гейтс или основатель компании «СОНИ» Акио Морита. Все эти лидеры компаний последовательно формировали персональный имидж, который работал и на их компании, и на имидж их стран. В результате по всему миру сотни тысяч молодых людей, вдохновленных их примерами, решают основать свое дело или стать преуспевающими менеджерами. России требуются собственные положительные герои в сфере бизнеса, которые являются образцом профессионализма, предприимчивости, честности и успеха; — в сознании общественного мнения не до конца изжит негативный образ крупного бизнесмена, сложившийся в начале 90-х годов под влиянием СМИ. Между тем российский менеджер или владелец компании давно уже не является «новым русским». Теперь следует продемонстрировать обществу, что управление российским бизнесом находится в надежных руках профессионалов, заботящихся не только о личном благосостоянии, но и о благе всей страны. • Представители государственных органов власти, которые являются значимой группой, поскольку к их мнению, касающемуся состояния бизнеса в России, прислушиваются как общественное мнение внутри страны, так и потенциальные инвесторы за рубежом. Сегодня степень влияния государственных органов на имидж бизнеса стала особенно заметна: довольно жесткие меры, принятые по отношению к руководству ряда компаний, заставили многих представителей бизнеса заявить о необходимости постоянного диалога с властью. • Средства массовой информации. Эти средства являются главным каналом, по которому распространяется информация о российском бизнесе. Однако российские СМИ не всегда предоставляют качественную информацию о происходящем в бизнесе. Происходит это по нескольким причинам: а) на федеральном уровне есть очень небольшое число газет и журналов («Коммерсантъ», «Ведомости», «Эксперт», «Компания», «Деньги», «Русский фокус» и т. п.), которые стремятся поддерживать качество деловой информации на достойном уровне, в регионах же такие издания практически отсутствуют. То есть ещё не сложилась развитая структура деловых СМИ, что особенно заметно на примере телевидения, где нет программ и каналов, работающих с деловой информацией; б) тема бизнеса и экономики требует от журналистов серьезной специальной подготовки в экономике, праве, управлении. В России еще не сложилась группа журналистов, на высоком профессиональном уровне освещающих темы бизнеса и экономики. Таким образом, имидж российского бизнеса включает комплекс взаимосвязанных тем, и в их обсуждении могут быть заинтересованы представители самых разных групп: бизнесмены, политики и общественные деятели, журналисты. Кроме того, доверие к бизнесу создается как работой в своей производственной сфере, так и в сфере, опекаемой PR. К примеру, не может быть такой ситуации, что название успешной фирмы оказывается неизвестным клиентам. Японцы считают, что фирма и товар должны иметь одно имя, чтобы напрасно не тратить деньги на рекламу того и другого. Возникает задача формирования корпоративного имиджа предприятия и достижения его единого понимания и представления в каждой из нижеперечисленных аудиторий. Сюда же относится и формирование имиджа первых лиц, которым общество должно верить. Только в таком случае бизнес может быть успешным. Исполнителем этих задач становится служба PR, которая постоянно формирует и выдает информацию для следующих целевых аудиторий: • обществу в целом (через СМИ); • акционерам компании, инвесторам, банкам, агентам ценных бумах и финансовым аналитикам; • клиентам и дистрибьюторам продукции; • сотрудникам предприятия, работающим там недавно; • государственной администрации.
|