![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущн.пед.форм.Взаимосвязь форм,методов,ср-в и содер-я в пед.процессе. Классиф-я пед.форм обуч-я. Современ. формы проф.обучения.
Формы организ-и обуч-я (организацион.формы) -это внешн.выражение, они имеют социал.обусловленность, возник.и совершеен-ся в связи с разв.дидактич. систем. Организ. формы обуч-я классифиц-ся по различн.критериям: По ко л- ву уч-ся, массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы, школьные и внешкольные формы. Школьные формы обучения: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.п. Внешк о льные формы обучения: домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т.п. По длительности времени обучения различают: классный урок (45 минут); спаренное занятие (90 мин); спаренное укороченное занятие (70 мин.); уроки произвольной продолжительности.История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школax средневековья), взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е гг. в советской школе), американский «план Трампа», Щ согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100-150 человек), 20% - в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу. Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский. Существуют также вспомогательные формы организации учебной работы, т.е. разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: 1. Лекция (модификация урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного (материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов) побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. 2. Семинар может быть посвящен обсуждению результатов самостоятельного изучения учащимися той или иной учебной темы. Учитель обеспечивает готовность школьников к такой деятельности, инструктирует их по работе со справочной литературой. 3. Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием ак по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения. 4. Экскурсия. Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта. На заключительном этапе экскурсии подводятся итоги. 5. Факультативы и курсы по выбору разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей, а также исходя из общественных потребностей и возможностей школы. Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с урочными по обязательным и общеобразовательным предметам. 6. Консультация, учебная беседа, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса. 7. Дополнительная работа с учащимися. Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характер отставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Дополнительные занятия могут носить как добровольный, так и обязательный характер. В последнее время широко распространена т.н. индивидуальная форма обучения. Это такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущества такой формы обучения в том. что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи.
|