![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пед.процесс:сущность,струк-ра,характеристика основн компонентов. Закон-ти и принципы пед.процесса.Сущность пед.процесса.
Пед.процесс – это специально организ-ое, целенапр.взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающ.и образовательн.задач. Педагоги и воспитанники явл-ся главн.компонентами пед. процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников составляет суть педагогического процесса.Системообразующ..фактором пед. процесса выступает цель.Пед.система подчиняется целям обр-я. Пед.задача—основная единица пед. процесса. Развивающаяся во времени основная единица пед.процесса должна удовлетв. следующ. условиям: обладать всеми признаками пед. процесса; являться общей при реализации пед.целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в реальном процессе.В реальн. пед.деят-ти в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возник.разнообразные ситуации. Пед. ситуация, соотнесенная с целью деят-ти и условиями ее осуществления, и есть пед.задача.Воспитанники включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами. Они решаются с соблюдением принципиальн.схемы, предполагающ.прохождение 4 взаимосвяз. этапов: - анализа ситуации и постановки пед. задачи; - проектир-я вариантов решения и выбора оптимальн. для данных условий; - осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулир-е и корригирование течения пед.процесса; - анализа результатов решения.Движущие силы пед.процесса. Поступательное движ-е пед.процесса осущ-ся в результате разрешения и устранения пед..противоречий, явл-ся следствием ошибочн. пед.решений. Наиболее общим внутр.противоречием объективн.хар-ра явл-ся несоответствие реальн.возможностей воспитуемых тем требованиям, кот.к ним предъявляются со стороны общ-ва: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не стан-ся источниками движ-я школьника, следовательно, и всей пед.системы к намеченной..К субъективн.противоречиям отн-ся следующие: - между целостностью личн-ти и функцион.подходом к ее формир-ю, односторонностью пед.процесса; --между индивид. творч.процессом становл.личн-ти и репродуктивн.хар-ром организации пед. процесса; -между определяющим значением деят-ти в развитии личн-ти и установками на словесное воспитание; Пед. взаимодействие и его виды Пед. взаимодействие явл-ся универсальн.харак-кой пед.процесса. Оно значительно шире категории " педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.Даже поверхностный анализ реальной пед.практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: " ученик — ученик", " ученик — коллектив", " ученик — учитель", " учащиеся — объект усвоения" и т.п. Основн.отношением пед. процесса явл-ся взаимосвязь " пед.деят-сть — деят-ть воспитанника". Однако определяющим в конечном итоге его результаты явл-ся отношение " воспитанник — объект усвоения".Различают разные виды пед. взаимодействий: - пед.-кие (отнош- воспитателей и воспитанников); - взаимные (отнош-я со взрослыми, сверстниками, младшими); - предметные (отнош-я воспитанников с предметами материал.культуры); - отношения к самому себе. Пед.взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Пед.процесс как целостное явл-е. пед.процессу присуще внутренн.единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Целостный пед.процесс предполагает такую орган-ю жизнедеят-ти воспитанников, кот.отвечала бы их жизн.интересам и потребностям и оказывала бы сбалансирова.воздействие на все сферы личн-ти: сознание, чувства и волю. Любая деят-ть, наполнен.нравственно-эстетич.элементами, вызывающ.положительн.переживания и стимулирую.мотивационно-ценностное отнош-е к явлениям окр.действ-ти, отвечает требованиям целостного пед.процесса.
|