![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность воспит-я и его место в целостн.структуре непрерывн.проф.образ-я.
Воспитател.процесс.Процесс воспитания – это процесс формир-я, разв-я личн-ти, включающ. в себя как целенаправлен. воздействие извне, так и самовоспит-е личн-ти. Процесс воспит-я представл. как взаимосвязанная цепь развив-ся воспитательн. ситуаций, каждая из кот.строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспит-я – это саморазвивающаяся система, единица кот.развивающаяся воспитательн.ситуация.. Св-ва воспитат. процесса: статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В процессе воспит-я выдел-ся содержательн. и процессуальная стороны. Особ-ти процесса воспит-я: Целенаправл.процесс формир-я личн-ти. Воспит-е - это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формир-е личн-ти, нужной и полезной общ-ву. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс Процесс воспит-я – это эффективн.взаимодействие воспитателей и воспитанников, направлен.на достиж-е задан. цели. Деят-ть воспитателя обусловлена не только объективн.законом-ми. Длительность. По сути воспитательный процесс длится всю жизнь. 1. Непрерывность.Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. 2. Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдена целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. 3. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
15.Содержание и направл-я воспитат.работы в системе проф.обр-я. - Принципы ценностно-смыслового равенство.равенства ребенка и взрослого обеспеч.субъективную роль уч-ся в процессе социально-пед.взаимодействия, предполагает создание равных возможностей для самоопределения и самореализации каждого члена школьного сообщества, превращает учебно-воспитательный процесс в совместное проживание, освоение и преобразование мира человеч.культуры, в котором возможно социальное творчество каждого его ученика. · Принцип природопользования воспитания требует безопасности педагогического процесса для физического, психического и нравственного здоровья учителей, учащихся и родителей; предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, индивидуально-личностных свойств студентов. · Принцип культуросообразности обеспечивает опору воспитания на национальную культуру, народные традиции и обрядность. ·.Принцип творческого начала в воспитании настаивает на приоритете творческой деятельности и создании условий для творчества учителей и учащихся в педагогическом процессе. ·.Принцип индивидуально -личностной ориентации и дифференциации воспитания состоит в признании личности учащегося высшей педагогической ценностью; предполагает отбор содержания форм и методов воспитания в связи с особенностями групп воспитанников. ·.Принцип целостности в воспитании предлагает единство цели, форм и технологий воспитательной работы, взаимодействия техникума с различными учреждениями культуры, общественными организациями; создание образа жизни техникума, ритуалов, традиций, несущих в себе основные ценности техникума. Содер-е воспит-я -это система знаний, убеждений, навыков, качеств.Умственное, физич., трудовое, нравственное, эстетич. воспитание, и дают возможность достичь главн.цель воспит-я-формир-е всесторонне и гармонически развитой личн-и.В основе современ. идеологии воспитания лежат след.идеи: Реализм целей воспит-я. Реальн.цель сегодня - разностороннее разв-е чел-ка, опирающееся на его способ-ти и дарования.Ср-во достиж-я этой цели-освоение человеком базовых основ культуры. Совместная деят-ть детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравств.образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деят-сти, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе. Самоопределение. Развивающее воспит-е предполаг.формир-е личн-ти -человека с твердыми убежд-ми, демократ.взглядами и жизн.позицией.Важн.элемент содер-я воспит-я- культура жизнен.самоопредел-я чел-ка. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение. Личностная направл-ть воспит-я. В центре всей воспитат.работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей пед.заботы. Добровольность. Без собств.доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитател.процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Коллективистская направл-ть. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь: - от нивелирования личности к ее разностороннему развитию; - от заучивания догм к познанию и преобразованию мира; - от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничествуХорошо организованное воспитание должно подготовить человека к главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.
19.Общая харак-ка профессии мастера проф.обуч-я.Проф.деят-ть специалиста. Структура трудового процесса.Проф. подготовка будущ.специалистов в проф.уч.заведениях ведется на основе производительного труда. Для того чтобы профессиональные умения и навыки учащихся соответствовали уровню современного специалиста, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля. Производственный процесс можно смоделировать, используя тренажеры. В то же время для формирования профессиональных умений и навыков содержание производственного обучения должно отражать основные виды работ и логику трудового процесса. Под производственным процессом понимается совокупность воздействий природных и трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт Структура процессатруда. Процесс труда составляет часть процесса производства. Сам труд как целесообразная деятельность является одним из моментов трудового процесса. Процесс труда включает кроме действий предмет и средства труда. Процесс труда — более широкое понятие, чем сам труд. Предмет труда — это то, на что направлен труд специалиста (сырье, материалы, оборудование). Средства труда — это то, с помощью чего осуществляется трудовой процесс (измерительные приборы, инструменты, станки и машины и т.д.). Труд специалиста — это деятельность в сфере материального и нематериального производства, преобразующая предметы труда, изменяющая их в соответствии с потребностями человека. Трудовой процесс принято расчленять на следующие части: операция, прием, действие. Более крупные части трудового процесса принято называть операциями, например монтаж, наладку, пайку, измерение. Каждая операция выполняется с помощью нескольких приемов. Прием — это часть операции, имеющая самостоятельную цель. В операции пайки самостоятельная часть — лужение — является приемом. Оконцевание жил в операции разделки кабеля является отдельным приемом. Следующие более мелкие части трудового процесса — действие и движение. Действие — законченная совокупность движений (взять паяльник, нажать кнопку «Пуск» и т.д.). Каждое действие включает два-три движения. Одна из особенностей содержания производственного обучения состоит в том, что оно включает основы трудовой деятельности специалиста соответствующего профиля. Трудовая деятельность осваивается в процессе труда, следовательно, структурными элементами содержания производственного обучения являются организационные структуры трудового процесса, т.е. конкретные операции, приемы, действия
22. Методич.деят-ть педагога проф.обуч-я. Формы учебно-методич.работы педагога: занятие, участие в работе педсоветов, конференциях, семинарах.Одно из требований, кот. определяет выбор методов и методич.приемов обуч-я, их разнообразие.Различн.мтоды треб.ключ-яв процесс усвоения различ.рганов чувств: слуха(объяснение, беседа), зрения, осязания мускул.мышц.По-разному влияют методы обуч-я на разв-е внимания, самост-ти/Под методом обуч-я поним-ся не способ совмест.деят-ти педагога и обуч-ся, а подход к процессу обуч-я. Примером такого толков-я сущности метода обуч-я может служить производствен.обуч-е, т.е.формир-е проф.ЗУН уч-ся в спец.заведениях и производствен.обуч-е будущих квалифицир.рабочих путем ученичества на произв-ве.Однако и в теории, и на практике осуществл-я уч.процесса методом обуч-я счит-ся «способ» совместн.деят-ти педагога и обуч-ся.Наибольш.применение в пед.практике получ.методы обуч-я, классифицируемые по источникам инфо.Такими источниками явл-я слово, чувствен.образ и практич.деят-ть.По данному основанию выдел.3 их группы: словесные, наглядно-демонстрацион.и практич.Репродуктивные методы обуч-я (объяснительно-иллюстративн.и репродуктивн.)обеспечив.ускорен.и прочное усвоение уч.информации, быстроту формир-я практич.умений. С их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде.Они ведут к формальн. усвоению знаний, механич.формир-ю умений.Одними репродуктивн.методами невозможно успешно развивать и такие кач-ва личн-ти, как инициативность, творч.подход к делу, самост-ть.Поисковые методы(частично-поисковый, исследовательс, проблемн.излож-е)предполаг.целенаправлен.включ-е уч-ся в решение познават.задач различн.сложности, в процессе кот.они активно усваивают новые знания и способы деят-ти.Они способств.более осмысленному и самост-му формир-ю практич. умений.Однако и эти методы не могут быть единственно применимыми в практике уч.процесса.Дело в том, что примен-е поисковых методов требует значительно больш.затрат времени на изуч-е уч.материала по сравн-ю с репродуктивн, а также необходим.запаса знаний уч-ся и их спец.подготовки к поисковой деят-ти, а также выс.уровня пед.мастерства преподав-ля.
|