![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика технологии дистанционного обучения. Виды дистанционных учебных занятий. Перспективы развития технологии дистанционного обучения.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Проф.харак-ка профессии квалифицир.рабочего (ПХ) явл-ся одним из основн.элементов гос.стандарта проф.обр-я второго федеральн.уровня.Она представл.собой многофункцион.документ, ориентирован.как на работодателей, так и на граждан, учебн. Заведения.Наконец наиболее важным в отношении элементом гос.стандарта проф.обр-яявл-ся федеральн. компонент содер-я проф.обуч-.Общие подходы к отбору содер-я обуч-я.Проектир-е содер-я проф.обучения осущес-ся на двух уровнях: сначала на федеральном уровнена основе федеральн.компонентов образов.стандартов, а затем на ее основе – на региональном уровне, в соответствии с конечной целью обучения. Структурирование содер-я обучения на макроуровне Структурирование отобранного содер-я обуч-я на макроуровне осущ-ся посредством блочно-модульного подхода.В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и проф-подготовку. Общеобразоват.подготовка представл. гуманитарн и естественнонаучным блоками.Рассмотр.содер-е блоков проф. подготовки. Общетехнич.блок содерж.учебный материал.. Отраслево й блок содержит учебн.материал, раскрывающий общетехнич., общетехнологич.и экономич основы произв-ва и краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли,. Общепрофессиональн. блок включ. теоретич.и практич.уч.материал, явл-ся основой для группы родствен.профессий, Проф.блок явл-ся основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. Спец.блок содерж.теоретич.и практич. уч. материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации Разновидностью спец. блока является общеспециальный блок. Общеспециальны й блок выдел-ся в том случае, если профессия включ.разветвленную сеть специал-тей, охватывающ.широкое технико-технологич.поле, и значительно различ-ся по содер-ю труда.. Дополнит.блоки. Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто с переходом в др.сферу экономики, поэтому они важны для системы обуч.безработных граждан.Блок повышенного проф. обр-я связан с двухступенчатой системой подготовки кадров.Эти блоки явл-я важн.при создании учебно-программной документации для многоступенчатой многоуровневой подготовки. Бизнес-блоки важны в современ.условиях становл-я рыночных отношений. Их изучение обеспеч. благопр. условия для вхождения людей в рынок, Блок опережающей проф.подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отлич-ся от средн.уровня по стране.Особ-тью этого блока явл-ся то, что он может служить основой для подготовки проф. мобил. рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологич. среде.
6.Сущность пед.методов.Пед.приемы и способы как компоненты методов.Классиф-и методов обуч-я. Учебн.процесс – это единство содер-я, приемов, методов и др.орм обуч-я.Для должного функционир-я пед.процесса нужно пять групп методов воздействия на личн-ть: убежд-е; убеждения и приучения; обуч-е; стимулир-е; контроль и оценка. Методы воздействия на личн-ь оказывают комплексное воздействие на уч-я и крайне редко примен-ся вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности привод-ся лишь для удобства анализа и выделения их характерных особ-тей.В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обуч-я и методы воспитания. Методы обучения –это способы руководства педагогом познават.деят-ю уч-я. Прием обучения – деталь метода.Метод набл-я состоит в непосредствен.и опосредован.восприятии изучаемых пед.процессов наблюдателем.Это один из наиболее простых и доступных методов, кот. легко применять при анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов и явлений. Метод наблюд.имеет один недостаток – при наблюдении полно раскрыв-ся лишь внешние проявл-я, внутр.процессы остаются недоступны. Методы тестир-я трактуются как методы психолог.диагностики испытуемых.Тестир-е осущ-ся по отработан.стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивид.различий испытуемых. Опросные методы просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование. Метод изуч-я и обобщ-я пед.опыта основан на изуч-и и теоретич. осмыслении практич.деят-ти талантливых учителей Пед.эксперимент –это организов.пед.деят-ть учителей и уч-ся, имеющая определ.цель. Пед.мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.)По типу деят-ти: словесные; демонстрацион; исследовательские.По степени разв-я самост-ти студентов: объяснительно-иллюстратив.; проблемн.метод; исследовательск. Выбор методов обуч- – это пед.иск-во преподавателя.Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.Методы обуч-я должны быть связаны с уч.планом и задачами обуч-я.Выбор зависит от дидактич. уч. цели, темы и т.д. Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.Зависит от специфики предмета. Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений. Классиф-я методов воспитания (Г.И. Щукина)Методы формир-я сознания личности: рассказ, объясн-е, разъяснение, лекция, этич.беседа, увещевание, внушение пример; Методы организ-и деят-ти и формир-я опыта повед-я (упражнение): упражнение, приучение, пед.требование.; Методы стимулир-я поведения и деят-ти(мотивация): соревнование, поощрение, наказание. Рассмотр.кратко некоторые из них.Убежд-е –это разностор.воздействие на разум, чувства и волю чел-ка с целью формир-я у него желаемых качеств.В зависим.от направл-ти пед.воздействия убежд-е может выступать как доказ-во, как внушение, или как их комбинация. Главн.функция этич. беседы –привлечь самих уч-ся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформир-ть у них желаемое отнош-е к окр.действ-ти. Лекция – это развернутое, продолжит.изложение сущности учебной, научной, воспитательной или иной проблемы.Основа лекции–теоретич. обобщение, а конкретные факты, составляющ.основу беседы. Диспут –столкнов-е мнений с целью формир-я суждений, оценок. Это отлич.диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении.Диспут учит умению защищ.свои взгляды, убеждать в них др.людей и в то же время требует мужества отказ-ся от ложной точки зрения.Пример как метод пед.воздействия основыв-ся на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в др.людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравств-ти, воспитанник глубже и нагляднее осмыслив.сущность и содер-е соц.-нравств.отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя. Упраж-е –это планомерно организ-ое выполнение воспитанниками различ.действий, практич.дел с целью формир-я и развития их личности. Приучение – это организ-я планомерн. выполнения определ.действий в целях формир-я хороших привычек. Стимулир-е –это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.Сорев-е в уч.заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главн.задача педагога –не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремл-е к первенству любой ценой. Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содерж-ся обществ.признание того подхода, кот.избраны и реализ-ся уч-ся.Чувство удовлетворения, кот.испытывает поощрен. воспитанник, вызыв.у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровож-ся выс.старател-ю и результатив-ю.Важн.условие пед. эффективности поощр-я –принцип-ть, объект-ть, понятность для всех, поддержка обществ. мнением, Наказание – один из старейших методов воспит-я.воспитывает чувство ответств-ти, тренирует волю, человеч.достоинство, умение сопротивл-ся соблазнам и преодолевать их". Наказание корректир.поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно.Пед.треб-я к применению мер наказания следующие: нельзя наказывать за неумышл.поступки; нельзя наказывать наспех, без достаточ.оснований.Классиф-я методов обуч-я: По уровню актив-ти: Объяснител.-иллюстративн. Проблемное излож-е материалаЭвристич. Исследовательский По функциям: Метод устного излож-я Метод закрепления Метод самост. работы по усвоению Метод по применению знаний Метод проверки, оценки знаний и навыков
9.Харак-ка классно-урочн.системы обуч-я: ее признаки и история разв-я. Урок как основ.форма классно-урочной системы обучения.Особ-ти классно-урочн.формы организ-и; постоянный состав уч-ся примерно одного возраста и уровня подготовл-ти (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планир-е обуч-я); учебн.процесс осущ-ся в виде отдельн.взаимосвязан. частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); применяются различные виды и формы познавател деят-ти учащ-ся(вариативность деят-ти).Ключевым компонентом классно-урочн.системы организ-и обуч-я явл-ся урок. Урок -это законченный отрезок(этап, звено, элемент) учебн. процесса. Общие требования, которым должен отвечать качеств.соврем.урок: - Использ-е нов.достижений науки, пед.практики, - Реализация на уроке в оптимальн.соотношении всех дидактич. принципов и правил.- Обеспеч-е надлежащих условий для продуктив.познават.деят-ти уч-ся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.- Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития уч-ся- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитат.деят-ти.- Эффективн.испол-е пед. ср-в. - Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.-Проектирование и планирование каждого урока.-Дидактические (образовательные) требования: - четкое определ-е образов.задач каждого урока; - внедрение нов.технологий познават.деят-ти; - рационал.сочет-е разнообр.видов, форм и методов; - творч.подход к формир-ю структуры урока; - сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью уч-ся; обеспеч-е оперативной обратной связи и управ-я; - научный расчет и мастерство проведения урока., - внимательное и чуткое отношение к учащимся, сотрудничество с учащимися. Развивающие требования: - формир-е и разв-е у уч-ся положит. мотивов учебно-познават.деят-ти, интересов, творч. инициативы и активности- проведение учебных занятий на «опережающем» уровне; - прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся. Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические.
10.Проектир-е в структуре пед.деят-ти.Особ-ти пед. проектир-я.Актуал-ть пед. проектир-я в совр. условиях. Среди основн.функций проектн.деяте-ти принято выделять исследовательскую, аналитич., прогностич., преобразующую, нормирующую. Для проектир-я также харак-на конструктивность, т.е.нацеленность на получ-е совершенно определ.результата на основе прогностич. знания. Проектная деят-ть может быть использована в качестве: пед.ср-ва внутри соц-образоват.контекста напр., формир-я корпоративн. культуры в рамках обучающ-ся организации; ср-ва обуч-я (воспитания), играя вспомогательную роль по отнош-ю к др.видам пед.деят-ти, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов; процедуры в контексте др.деят-ти, например управления образованием; формы(инновацион.)разв-я того или иного пед. объекта (системы, процесса, явления). Виды пед.проектир-я. Выделяют природн., техничеие (инженерные) и социальные проекты. Проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, а его продукт можно отнести к разряду гуманитар. проектов. В соврем.образ-и активно развив-ся три основн. вида проектир-я, различающ-ся по объекту преобраз-я, целевой направл-ти и результату. · социально-пед.проектир-е направлен.на измен-е соц. среды или решение соц.проблем пед. ср-вами; · психолого-пед.проектир-е, целью кот.стан-ся преобр-е чел-ка и межличн.отношений в рамках образоват. процессов; · · Социально-пед.проектир-е в основном выполн. функции пед.упорядочения социокультурн.среды, выявляя и изменяя внешн.факторы и условия, влияющ.на разв-е, воспит-е, формир-е, социализ-ю чел-ка.Результат социально-пед.проектир-я стан-ся основой для организации более эффективн. Функционир-я образовательн.систем. В рамках образоват..проектир-я созд-ся проекты разв-я образ-я в гос-ве в целом и в отдельн.регионах. Реализ-ся проекты создания образоват.учреждений. Психолого-педагог. проектир-е предполаг.построение моделей процессов, связан.с преобразованием личн-ти и межличностных отношений.В центре его внимания оказыв-ся пед.процесс как таковой.Рассмотренные позиции определяют три основных варианта анализа и построения проектного контекста: 1.–просто исключить какие-то темы, обычно последние. 2– " впихивать" по два параграфа в один урок, увеличивая долю самост.изуч-я материала дома, и(или) вводить дополн.занятия.3 путь – перестраивать содер-е предметн.материала.С нашей точки зрения, желателен именно третий путь, кот.предполаг.разработку учителем спец.средств разреш-я конкрет.проблемн.ситуации.Такую работу, в кот.учитель может опираться на собствен. представл-я о предмете и целях его преподав-я, а не на методич.рекомендации, мы называем пед.проектир-ем.. Под проблемой будем понимать несоответствие идеальных представлений (должно быть так) и реальной практики (а получается по-другому). Осознав какую-либо проблему в деятельности, учитель должен в идеальном пространстве найти способы ее разрешения, т. е. приведения реальной ситуации в соответствие с идеальными представлениями, а затем реализовать эти средства на практике. С этой точки зрения проектирование можно определить как идеальное промысливание качественных изменений в конкретной ситуации. И ключевое слово здесь – " промысливание".
14. Общ-е как фактор воспит-я и разв-я личн-ти студента.Проф-но-пед.общение.Культура пед. общения, ее основн. компоненты.ОБЩЕНИЕ- взаимод-е двух или более людей с целью установл-я и поддержания межличностн.отнош-й, достиж-я общ. результата совмест.деят-ти; один из важн.факторов психич.и соц.разв-я уч-ся.Разв-е мотивов общ-я происх. в тесной связи с основн.потребностями уч-ся: потребности в новых впечатлениях, в активн.деят-ти.На этом основании выдел-ся 3 основн.категории мотивов общ-я –познавательн., деловые и личностные. Познавательн.и деловые мотивы играют служебн.роль и опосредуют достиж-е более далеких. В психологии при анализе общения выдел-ся его разные аспекты: «коммуникация» (обмен информацией), «соц. перцепция» (воспр-е и поним-е чел-ка человеком), «интеракция» (взаимодействие).Практически общ-е выступает как совокупность этих компонентов. В пед.процессе недопустимо ограничивать общения только одной функцией – информацией. Необходимо использовать весь репертуар общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребёнка, и оказания воздействия. Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Это - способ объединения индивидов и их развития.Общение выступает: - как средство передачи форм культуры и общественного опыта; - как форма жизнедеят-ти.Ср-ва общ-я: язык и речь.Функции общ-я: - прагматич-я; -формирующая подтверждения; - организации и поддержания межличностн. отношений; -внутриличностная. Специфика пед.общ-я опред-ся назначением этой деят-ти, направлен.на реализ-ю целей раз-я личн-ти.В процессе пед.общения осущ-ся обуч-е приемам и способам умств. деят-ти, формир-е мыслит. процессов, управ-е процессами учения, обуч-е приемам работы, постоян.поддержание заинтересов-ти уч-ся на самом уроке, мотивац.обеспеч-е уч.процесса, нормативных взаимоотнош-й с коллективом и с учителем, снятие эмоц.напряженности.Т, о, пед. общение —это многопланов.процесс организ-и, установл-я и раз-я коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимся, порождаемый целями и содержанием их совместн.деят-ти. Пед.общение представл.собой соц-нормативные формы взаимодействия педагогов с уч-ся.Цели, содер-ие, нравственно-психологич. уровень его осуществ-я и ценностные отнош-я, кот.должны актуализир-ся, для педагога выступают как социально заданные. Продуктивность пед.деят-ти во многом предопред-ся уровнем овладения учителем технологией пед.общения. Основн. трудности, кот.испытывает педагог в общении с уч-я, связаны с неумением наладить контакт, управл.общением уч-я на уроке, выстраивать взаимоотнош-я.Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собств.эмоц-ного отнош-я к уч.материалу, а также неумение управл.собств.психич.состоянием в общении.Влад-е учителем технологией пед.общения имеет значение и потому, что она обусловливает отнош-е детей к учителю, кот.они часто переносят на предмет, который он преподает Два аспекта пед. общения: пед.тв-во в процессе общения, общение в процессе пед.тв-ва. Процесс проф-но-педа.г-кого есть система коммуникат. задач.Коммуникативн.задача есть та же пед.задача, но переведенная на язык коммуникации.Принято различать общие и текущие коммуник. задачи. ü В процессе решения коммуникат.задач педагог реализует две основн.цели: передать уч-ся сообщение или воздейств.на них, т.е. побудить к действию. ü Выделены 4 функционал. ряда коммуникативн. действий учителя: стимулирующ, реагирующие(оценочн.и корригирующ.), контролирующие, организующие. Этапы решения коммуникативной задачи: - ориентирование в условиях общения; - привлечение внимания; - " зондирование души объекта"; - осуществление вербального общения; - организация обратной содержательной и эмоциональной связи.На этапе ориентирования в условиях общения происходит сложный процесс " подгонки" общего стиля общения к конкретным условиям общения (урока, Мероприятия и т.п.). Основной этап решения коммуникатив.задачи —осуществ-е вербальн.общ-я.Успешность такого общ-я предлаг. наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые ср-ва, обеспечивающ.яркую, выразительн.речь, логически строить изложение передаваемой инормации, ориентировать речь на собеседника.К ср-вам, повышающ.эффектив-ть коммуникат. взаимодействия, относят: способность достраив.и пристраив. новое к имеющейся в учебнике информации, инициатив-ть в общении, способ-ть управл.общением, владение жестами, мимикой и пантомимикой, повыш-е и пониж.голоса или пед. целесообразное интонирование.. Заключительн. этап реш-я коммуникатив. задачи —организация содержательн.и эмоциональн.обратной связи.Стадии пед.общения и технология их реализации: - моделир-е предстоящ.общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию(прогностич.этап); - организ-я непосредств.общения(начальн.периодобщения)–" коммуникат. атака"; - управл-е общения в пед.процессе.В стиле пед.общения находят выраж-е особ-ти коммуникат.возможностей педагога; Общепринятой классификацией стилей пед.общения явл-ся их деление на авторитарный, демократич.и попустительский.При авторитарном стиле общ-я педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеят-ти как классн..коллектива, так и кажд.уч-ся. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Попустительский (анархический, игнорирующ.)стиль общения харак-ся стремлением педагога минимал.ьно включаться в деят-ть, что объясняется снятием с себя ответствен-ти за ее результаты.Такие педагоги формально выполняют свои функционал.обязанности. Общими особен-ми попустительск.и авторитарн.стилей общения яв л-ся дистантные отнош-я между учителем и уч-ся, отсутствие между ними доверия, явная обособл-ть, отчужденность учителя. Альтернативой этим стилям общения явл-ся стиль сотруднич-ва участников пед.взаимодействия, чаще называем.демократическим.При таком стиле общ-я педагог ориентирован на повыш-е субъектной роли уч-ся во взаимодействии, на привлеч-е каждого к реш-ю общих дел.Основн.особ-ть этого стиля—взаимоприятие и взаимоориентация.В рез. открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократич.стиль общения педагога с уч-ся — единствен.реальный способ организ-и их сотруднич-ва.Для педагогов, придержив-ся этого стиля, харак-ны активно-положительн.отнош-е к уч-ся.Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения. Харак-ка приведенных выше пед.стилей общ-я дана в " чистом" виде. В реальн.пед.практике чаще всего имеют место " смешанные" стили общения.Достаточно результативным явл-я и стиль пед.общ-я на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой.Основн.причинами конфликтов в общ.явл-ся ущемление чувства собств.достоинства партнера по общению.
20.Сущность методич.анализа в проф.обучении. Струк-ра методич.анализа уч.материала. Сущность методич. анализа. Наибольших затрат времени в деят-ти преподав-ля требуют анализ, выбор и отбор содер-я учеб.материала по уч.предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку.Учебным материалом мы называем ту часть конкретного соц.опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема), кот.воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения Функции методич.о анализа уч.материала: - выявл-е и преодол-е трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; - конструир-е деят-ти уч-ся по овладению новой системой понятий и способов деят-ти. Цель методич.анализа учеб. материала – определ.приемы, способы и формы переработки отобран.содер-я уч.материала, Объект методич.анализа учеб. материала - содер-е уч.информации, методы, методики и технологии обуч-я. Предмет методич.анализа - приемы, методы переработки и представл-я содер-я уч.материала с учетом психологич.способностей уч-ся к пониманию учебной информации. Под методиче.анализом уч.материала технич. дисциплин следует понимать мыследеят-ть преподавателя по выявл-ю понятийного состава, структуры и логики учеб. материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деят-ти уч-ся. Продуктом методич.анализа учебного материала явл-ся дидактически переработанный и методически приспособлен. учебный материал, представл, например, в форме опорного конспекта, листа рабочей тетради, метаплана, алгоритма решения технич. задач, инструкционной карты, теста.С трук-ра методич.анализа уч. материала Процедура и последов-ть проведения методич.анализа учеб.материала технич. дисциплин следующие: - подбор учебного материала; - структурно-логический анализ учебного материала; - методическая переработка учебного материала; - определение состава предметно-познавательных действий учащихся; - выбор средств, методов и форм обучения; - конкретизация обучающей и когнитивной целей; - рефлексия методической деятельности. Подбор учебного материала. Учебная информация (учебники по предметам, учебные пособия, технические описания, инструкции, научные статьи, справочная литература и т.п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа. Сложности осуществления анализа содержания учебного материала состоят в следующем. 1..Отсут-е учебников по многим учебным дисциплинам, вводимым в новые учебные планы (технических лицеев и колледжей). Это приводит к тому, что преподавателю приходится отбирать и структурировать учебный материал из рекомендуемых учебников для техникумов и вузов. Недостаточн.полнота уч. информации по отдел. темам в рекомендуемых учебниках. В такой ситуации деят-ть педагога проф.обуч-я по анализу учеб.материала связана с поиском этой информации в различных технич. документах. Отсутст-е единого учебника для уч. заведений начал. проф. обр-я что ставит преподавателей в ситуацию конструир-я содер-я урока из 3-5рекомендуемых по программе учебников.Указанные специфич.черты современ.научно-технич.знания проецир-ся на уч. предметы, что порождает определ.трудности в дидактич. и методич. переработке содер-я материала. Структурно-логический анализ. Под структю-логич.анализом поним-ся выдел-е элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними. Учебный элемент — понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т.д. При этом способы выражения информации (формула закона или график зависимости) не считаются учебными элементами. Классификация учебных элементов проводится по нескольким основаниям. Например, выдел-ся опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, на основе которых формируются новые знания, приемы умственной и практической деятельности учащихся К новым относятся понятия, впервые формируемые на уроке. Следующее основание для классификации—это уровни сформирован. понятий. Возможна четырехуровневая система (по В. П.Беспалько): знакомство —воспроизв-е—умение—трансформация (сокращенно: 3 —В —У—Т). Для изуч-я худ.дисциплин можно рекомендовать след. Опред-я. Знакомство — уровень усвоения вспомогат.понятий, кот. уч-ся должен узнавать, уметь классифиц-ть, а также знать их определения и назначение. Воспроизв-е — уровень понятий, кот.испол-я для объяснения характеристик и конструкций худ.объектов и принципов их действия (понятий, описывающих содержание, форму, образ ит.д. художественнго объекта) Умение — уровень понятий, используемых для анализа художественных явлений. Понятия, формируемые на данном уровне, используются в изучении учебных дисциплин, связанных межпредметными связями. Трансформация — уровень понятий, изучаемых и применяемых для решения задач творческого характера. Методич.переработка. Это отдельн.прием или совокупность приемов, применяемых для трансформации содержания учебного материала или отдельн. понятия в форму, удобную для его усвоения учащимися. Состав предметно-познават.действий. Для опред-я процедур учеб.деят-ти по усвоению худ.понятий выявляют содер-е и состав тех конкретных действий ученика, посредством которых он может быть введен в область знаний данной темы. Выбор методов обучения. Для осуществления выбора необходимо знать дидактические условия, которые объективно влияют на этот процесс. К ним относятся: Данная стр-ра харак-на для метода диалогич.излож-я. В деят-ти преподавателя и уч-ся можно реализовать сочетание диалогич. и показательн.методов обуч-я.Структура уч.материала может иметь опосредованные связи с ранее изученными понятиями и новое понятие может быть сформировано путем логических рассуждений, ведущих к требуемому выводу.. Конкретизация обучающ.и когнитивной целей. Прежде чем педагог начнет занятие, он должен ясно понимать результаты деят-ти уч-ся на уроке. Т.о. в рамках подготовки к уроку перед ним стоит задача —определ.уч.цели занятия. Учебные (когнитивные) цели описывают достигаемый результат, кот.учащийся должен располагать в конце изучения темы и который выражается в психологических новообразованиях личности учащегося, новых знаниях и умениях, приемах познавательной деятельности.В. Блум выделил шесть когнитивных уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Под обучающей целью понимается цель, которая формулируется для преподавателя и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке. Рефлексия методической деятельности. Заключительной процедурой в структуре методического анализа учебного материала является рефлексия. Психологический смысл рефлексии состоит в том, что, решая мыслительные задачи, человек приходит к пониманию того, почему и как они решаются. Рефлексия есть контроль и оценка человеком собственных действий. Приемы рефлексии: уточнение, сомнение, вопрос, утверждение, предположение, выражение уверенности, установление причинно-следственных связей, анализ результатов.Появление рефлексии означает возникновение нового самосознания; развитие рефлексии связывается с развитием, расширением сознания.
16.Кураторская служба.Система и задачи работы куратора (классн.руковод-я). Характер взаимоотношений преподавателей со студентами определ-ся основн.целями деят-ти преподавателей учреждений профобразования. Этими целями явл-ся: 1) организация и руководство процессом овладения студентами программой профессиональных знаний, умений и навыков по избранной специал-ти; 2) обеспеч-е студентов всей необходимой для осуществления первой цели информацией, наглядными пособиями и другими учебными средствами; 3) проведение уч.процесса таким образом, чтобы он способствовал максимально возможному развитию общих психич.и особенно умствен.способностей; 4) организация, руководство и проведение учебного процесса должно быть направлено на воспитание каждого студента как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности. Исходя из указанных целей, характер взаимоотношений преподавателей со студентами должен быть сугубо деловым, представляющим собой целенаправленное взаимодействие, направленное на эффективное осуществление этих целей. Эти взаимоотношения и взаимодействия должны основываться на взаимном уважении и понимании общности целей деятельности ^к преподавателями, так и студентами. Взаимоотнош-я преподавателей со студентами ни в коем случае не должны быть фамильярными, некоторую грань в отношениях к преподавателям студенты не должны переступать, имея в виду авторитет и возраст преподавателей. В то же время и преподаватели не должны быть на «ты» со студентами и называть их или по фамилиям, или по имени и отчеству. Куратор группы занимается организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. Куратор совместно с другими преподавателями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности обучающихся, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Куратор планирует работу, как правило, на учебную четверть (реже полугодие) в соответствии с планом учебно-воспитательной работы, общественных организаций и Куратор привлекает к работе других преподавателей и воспитателей, родителей и общественность. Деятельность Куратора планируется с учётом как непосредственных воспитательных действий самого педагога, так и его организационно-педагогических и исследовательских задач. Куратор систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития межличностных отношений в группе, анализирует влияние семьи, микросреды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитательной работы.
18.Содер-е проф.обуч-я (теоретич.и производствен.обуч-е)- определ-ся госуд.образоват.стандартом.Теоретич.основой стандартизации проф.обр-я явл-ся теория обуч-я и теория группировки рабочих профессий.Гос.стандарт проф.образ-я решает функционир-е и разв-е проф.образ-я в России.С гос.стандартом проф.обр-я(федеральн. и национально-региональн. компоненты)связана проф.образоват.программа, явл-ся вторым документом, определяю.содер-е образ-я.Гос.образ.стандарт имеет три составляющ.: обязательный минимум содер-я основн.образовательн.программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. Стандарт призван быть основн.инструментом управ-я качеством проф.обр-я.Стандарт служит соц.гарантией членам общ-ва.Гос.стандарт служит основой для разработки проф.программ..Специфика проф.обр-я, по сравнению с общим образ-ем, состоит в большом разнообразии профессий и специал-тей, так как содер-е проф.обуч-я связано с быстро меняющ-ся содержанием труда. По этой причине при разработке гос.стандарта проф.обр-я(в особ-ти начального), принята двухуровневая концепция проектир-я его федеральн.компонента.На первом уровне(уровень федеральн.правит-ва) приним-ся основополаг.документы гос.стандарта.Эти документы должны иметь долгосрочный характер.В совр.системе непрерывного проф.обр-ия РФ выделяют 5 основных ступеней квалификации. 1.предполагает основн.общее обр-е в сочетании с ускор.проф.подготовкой, получаемой в различных формах. 2.ступень – основн.общее образ-е и проф.обр-е по профессиям соответс.группы в учрежде.начал.проф.обр-я. 3.тупень харак-ся сочетанием средн.общего образ-ия и проф.образ-я в учрежд.начал.проф.образования на двух-трехгодичных отделениях.4.ступень предпол.среднее общее обр-е и проф.обр-е в продвинутых уч.заведениях, таких, как проф.лицеи 5.ступень соответ.различ.уровням высш..обр-я...Следующ. по знач-ю элементом гос.стандарта проф.обр-и явл-я модель учеб. плана.Модель уч.плана–это документ, отражающ.основ. структурные компоненты содер-я начал.проф.образ-я.Модельсодержит инфор-ю о квалификац.структуре и формах подготовки рабочих и служащих в проф.учеб.заведениях, о курсах и предметах, составляющих это обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору – в рамках учебной недели, и факультативное обучение – за рамками учебной недели.Обязательное обуч-е включ.2 направл-я подготовки: общеобразовател.и профес-ную. Каждое направ-е подготовки включ. общепринятые компоненты: циклы, курсы, предметы. Наконец наиболее важн.в практическом отнош-и элементом гос.стандарта проф.образ-я явл-ся федеральн.компонент содер-я проф.обучения. Общие подходы к отбору содер- обуч-я. Проектир-е содер-я проф-обуч-я осущ-ся на двух уровнях: сначала на федерал. уровнена основе федерал.компонентов образ.стандартов, а затем на ее основе – на региональном уровне, в соответствии с конечной целью обучения. Структурир-е содер-я обуч-я на макроуровне.С труктурир-е отобран.содер-я обучения на макроуровне осущ-ся посредством блочно-модульн.подхода.В общем виде содер-е проф.обр-я включ.общеобразовател. и проф.подготовку. Общеобразоват. подготовка представлена гуманитарным и естественнонаучным блоками.Рассмотрим содержание блоков проф.подготовки. Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Материал может быть профилирован по конкретной отрасли (подотрасли, производству, виду деятельности), к которой относится профессия, главным образом, в части выполнения практических заданий.Общепрофессиональный блок включает теоретический и практичучебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне.Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на среднийнь квалификации в соответствии с типовыми квалификацион.характеристиками Минтруда РФ (когда подготовка ведется не для конкретного потребителя, а для рынка труда в целом). Разновидностью специального блока является общеспециальный блок. Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно различающихся по содержанию труда.
21.Методич.конструир-е предметно-знаковых систем. Конструир-е спецификации уч.элементов и графа уч.информации. Этапы разработки опорного конспекта. Знаковые системы обуч-я. В процессе обуч-я педагог наряду с учебниками использ. разнообр.дидактич. материал (диафильмы инструкцион.карты).В послед.время деят-ть педагога по формир-ю новых знаний и умений немыслима без ср-в организ-и познават.деят-ти уч-ся(опорных сигналов, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач).Эти ср-ва позволили повыс.производ-ть уч.деят-ти, развить творч.способ-ти уч-ся, увели.объемы уч.информации. В процессе проф обуч.испол-ся различ. предметно-знаковые системы. Методич. деят-сть педагога направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содер-е, методы, формы обуч-я, основой кот. явл-ся учебник по предмету. Содер-е уч.материала и оформл-ие учебника оказыв.влияние на мышл-е уч-ся, разв-е памяти, интереса к изучению техники. Методич.целью наглядности явл-ся постепен.Формир-е образа изучаемого объекта. Наглядность выполн.функцию управ-я деят-тью уч-ся.Прежде всего наглядность формир.у уч-ся ориентировоч.познават.действия. Рассматривая ср-ва наглядности в учебнике следует отмет.их эстетич.функцию.В учебники все ср-ва нагляд-ти(схемы, графики, рисунки) обеспеч. Целенаправл.управ-е вниманием уч-ся и позвол.осознать и осмыслить основн. положения. Специфик-я уч.элементов представл.собой таблицу, в один столбец кот.заносится перечень понятий изучаемой темы, в следующих столбцах показ-ся уровни усвоения понятий и тип ориентировоч.основы деят-ти.Такого вида специфик-я явл-ся наглядным ср-вом представл-я дидакт.анализа уч.материала Спецификацию учебных элементов мы дополнили классификационными признаками понятий, включив в нее столбцы с признаками понятий по времени их изучения. В данном признаке мы выделили опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, изученные на предыдущих уроках рассматриваемого курса или смежных предметов и служащие основой или смысловой опорой для формирования понятий на данном уроке, к новым — понятия, формируемые на уроке. Граф учебной информации. Другим средством представления структур учебной информации являются графы. Графы широко применялись в начале 80-х гг. XX в. в дидактических и методических исследованиях. Конструир-е спецификац.учеб.элементов и графа учебн.информации Назначением предметно-знаковых систем обуч-я явл-ся опредмечивание в разных формах информации об объекте учеб.познания.Другой формой и представл-я содер-я и структуры учебной информации является граф. - Проект педагогически значим, то есть учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями. - Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости. - Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем. Этапы проектир-я: 1. Исходный. разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения). 2. Этап разработки. Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога. 3. Этап реализации проекта. интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся. 4. Завершение проекта. Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.
Характеристика технологии дистанционного обучения. Виды дистанционных учебных занятий. Перспективы развития технологии дистанционного обучения. В наст.время складыв-ся благоприят.условия для организ-и дистанцион.обуч-я поскольку вбольшинстве учеб.заведений России имеются компьют.классы и необходим.телекоммуникацион.оборуд-е, кот.можно использ. для работы в сети Интернет. Организ-я обуч-я на базе телекоммуникаций предполаг.разработку курсов, системы консультацион.помощи, разных форм обуч-я: самообуч- либо обуч-ия под руков-вом препод-я в рамках разработан.учеб.процесса.Можно выделить ряд типологич.признаков, существенных для организ-и эффектив.системы курсов дистанцион.обуч-я. 1. По хар-ру управ-я уч.процессом: для самостоят. индивидуальн.обуч-я При этом необходимо систематич.консультир-е со стороны преподав-ля-куратора и тестир-е(для определ-я уровня подготовки учителя).В ходе самост.работы над курсом обучаемые могут использ.различн.ср-ва обуч-я — как традицион.(учеб.пособия на печатной основе, аудиозаписи, видеозаписи), так и все доступн.источники информации учебно-познават.среды телекоммуникацион.сети.Однако контроль за процессом обуч-я осущ-ся только на начал.и заключит.этапах посредством проведения тестир-я; -для работы под руководством преподавателя--Все этапы деят-ти обучаемых на подобных курсах нах-ся под контролем преподавателя, при постоян.методич.поддержке.При этом преподав-ль провод.для обуч-мых регуляр.консультации по вопросам уч.программы(индивидуал.и групповые), -«Живое» общ-е преподав-ля и обучаемых, наличие действующ. оперативн.связи между ними способств.созданию благоприятн. психологич.климата, кот.больше подходит для обуч-я начинающих, -смешанные-Такие курсы сочетают в себе черты дистанцион.обуч-я под руков.преподав-ля и самост.обуч-я 2. По дидактической цели: • базовый уровень.Обеспеч. базовую подготовку по предмету преподав-я, • продвинутый уровень.Курсы, ориентирован.на уч-ся, имеющих опыт работыуглубл. уровеньТакие курсы предназнач.для имеющих значител.опыт работы • профессионально-профилированный уровень
|