Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Харак-ка технологии проектн.обуч-я. Взаимосвязь технологии проектн.обуч-я с педагогикой сотруднич-ва и технологией проблемн.обучения.






Арсенал визуальных рабочих ср-в дизайна составляют проектная графика и объемная пластика —макетирование и моделирование.На различных стадиях проектир-я используют различные виды и техники графики. Графика, являясь средством коммуникации, играет важнейшую роль и в процессе презентации. Любые идеи нуждаются в понимании заказчика, поку­пателя и пользователя. От уровня качества графических работ на последних этапах проектир-я и презентации во многом зависит успех (или неудача) проекта и, следовательно, его финансирование и реализация. Поэтому высокое качество графики, умение использовать цвет и законы композиции, умение мастерски выполнять наглядные изображения и чертежи проектируемых объ­ектов явл-ся весомыми составляющими залога успеха принятой идеи.Анализ табл. 9 показывает, что на стадиях выработки идей и поиска автор­ского решения важнейшую роль играют: наброски, схемы, графики, диаграм­мы, «быстрые» технические рисунки и изображения в цвете. Поэтому сове­туем учителю обратить самое серьезное внимание на выработку у школьников умений выполнять названные выше типы изображений, так как именно они помогают любому человеку выразить свои идеи и решения на первых, подчас интуитивных, самых ярких, творческих этапах процесса проектир-я..Заказчики, потребители более ясно представл. внутрен.структуру, конструкцию и взаимодействие частей изделия, представленного таким образом.Большой интерес вызывают у школьников объемные стереоскопичес­кие изображения, построен.по принципу бицентрального и полицентрального проецир-я(растровые открыт­ки, всякого рода «магические» картинки). Проектный метод проходит по следующ. этапам: 1.предпроектное исслед-е: а). постановка задачи; сбор информации и ее краткий анализ; б). идеи и художественно-конструкторский поиск.2.эскизный проект. 3.проектно-конструкторская документация.4.реализация, тест-проверка, оценка.В основу метода проектов были положены взгляды американс.философа и педагога Дж. Дьюи, рассматривавшего детство как самостоят.и самоценный период человеч. бытия.Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои на­сущные жизненные проблемы.В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Фактически метод проектов на том этапе представлял собой обу­чение через организацию «целевых актов», позволявших учащим­ся ориентироваться в конкретных ситуациях. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, ис­следования. В работах Килпатрика 1920-х гг. выделяются четыре вида про­ектов: созидательные (производительн.); потребительские, проекты решения проблем или интеллектуальн. затруднений; проекты-упражнения. Учебные программы, построенные на основе этого метода, строились как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От уч-ся требовалось умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходи­лось добывать необходим. знания и, опираясь на них, проде­лывать конкретную работу. Идеальным проектом считался тот, для исполн-я кот. требовались знания из различных обла­стей, позволяющие разрешить не одну, а целый комплекс про­блем. Решая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые зна­ния, причем в комплексной форме, как это и бывает в реальной жизни. Идеи проектного обуч-я возникли вРоссии практически параллельно с разработками американских педагогов.

Дальнейшая логика разв-я проектной деят-ти в сфере образ-я аналогична логике становл-я проектир-я как части культуры. От репродукции к исследованию действительнос­ти, от исследования к целенаправленному преобразованию. Из развивающей и развивающейся проектной цепочке стимул к по знанию—метод познания—структура знания формиров-ся проект­ный способ мышления с его специфич.процедурами. Понятие проектир-я в отечест.пед.науке применялось А. С. Макаренко, разработавшим основы логики пед.мышления. Понятие«проект»применительно к мето­дологии пед. деят-ти использовал Г. П. Щедровицкий. Для практич.изготовл-я изделий лучшим является метод проектов.Ведущее место в процессе проф.обуч-я за­нимает проектир-е, способствующее комплексному реш-ю за­дач обуч-я, воспит-я, разв-я. Проектир-е придает учеб.деят-ти ведущ.хар-р в развитии личности, ее социализации. Покажем организацию работы по выполн-ю коллективн.творч-го проекта.«Новогодний праздник в семье».На вводном уроке в коллективной беседе разрабат-ся план подготовки к празднику, распредел-ся обязан-ти, созд-ся временные коллективы по направлениям деят-ти, чаще всего такие как: 1) группа оформления квартиры к празднику (они составляют эскиз оформления, изготавливают украшения, оформляют новогод­н.букеты, составл.смету расходов); 2)группа сценаристов (они составляют сценарий праздника, смету расходов); 3)группа сервировки праздничного стола (составляют меню, оп­ределяют предметы сервировки стола, придумывают украш-я блюд, составл. смету расходов).4)группа оформления новогодних подарков (составляют смету расходов, разрабатывают варианты оформления подарков).Для проведения организац.занятия под­бирают большое кол-во справочной лит-ры, образцов но­вогодних гирлянд, букетов, игрушек и других новогодних поделок. Разрабатывая проект, учащиеся самостоятельно находят необходи­мую информацию. Учитель выступает в роли консультанта.На втором занятии происход.защита сметы расходов каждой груп­пой и продолж-ся организационная работа. Сметы расходов долж­ны быть составлены с учетом реальных цен в магазинах и на рынках. После занятия каждая группа делает необходимые закупки. К третьему занятию готовятся тексты поздравительных открыток родным и близ­ким, особенно бабушкам и дедушкам, живущим в других городах. На третьем занятии проводится деловая игра «Новогодний праздник». Знания и учения, приобретенные учащимися в ходе выполнения коллективного творческого проекта очень важны для социальной адаптации в окружающей жизни, для развития их коммуникативных умений. Разв-е социально значимых навыков - это вопрос практич.опыта, поэтому на занятиях необходимо чаще со­здавать ситуации, где бы ребята на практике воспитывали такие навыки как самостоятельность, независимость, ответственность. Индивидуал.творч.проекты для разв-я личн-ти каж­дого уч-ся также имеют больш.значение.У кажд.чел-ка есть среда, создаваемая взаимодействием внешн.и внутрен. Психологич.условий. К внешн.факторам можно отнести необход-ть освоения того или иного программного материала. К внутренн.относ-ся ценнос­ти, пристрастия, интересы. Если внешние и внутренние факторы со­впадают, происход. включ-е ученика в процесс активн.деят-ти на всех этапах познания и создания конечного продукта деят-ти. Когда на уроке перед учащ-ся выдвигается задача создания одежды, соответствии с особ-ми их внешности, с учетом их запросов и вкусов, внешние и внутренние психологические факторы совпадают и проектирование вызывает интерес и ученицы принимают правил игры, выдвигаемые учителем.К этим правилам относ-ся примерные темы, критерии оценки проектов, примерное планир-е разработки проектов и.Эти правила должны вызывать желание действовать, востребовать творческие способности. «На каждом этапе проектир-е должно соединять мысль ребенка с действием и дей­ствие с мыслью.

 

 

3.Система общ.и проф.образ-я в России.Основн.тенденции разв-я совр.системы проф.обр-я.Система образ-я в РФ и органы управ-я образ-ем. Система обр-я состоит из: образ-ных программ и гос.обра­зов-ных стандартов различ.уровня и направленности.Цель системы обр-я—обеспеч.право чел-ка на образ-е.Критерием эффективности деят-ти такой системы явл-ся уровень образованности граждан—воспитанности и обученности.Право на обра­з-е—основное и естеств.право чел-ка—реализуется им всю жизнь. Компоненты системы образования постоянно изменяются, развива­ются. Одно из важных изменений — развитие Госуд.образ-ных стандартов (ГОС). Образоват.программы осваиваются в след. формах: очной, очно-заочной (вечер­ней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната. для объективной оценки уровня образования ГОС, кот.устанавл-ся федеральным законом.Основн.заказчиком образоват. учрежд.выступает госуд-во и его ведомства, кот.: -формир.образоват.политику; - регистрируют, лицензируют, аттестуют, образоват.учреждения; -определяютГОС.Образовательн.учрежд-я, их типы и организацион.структура Дошкольные учрежд-я — ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет).В дошкольн. учреждениях предусмат-ся сенсорное развитие ре­бенка, отработка двигательн.навыков, развитие пространств.ориен­тировки и коммуникат.качеств личности, Органы местного самоуправления организуют и координиру­ют методич. диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Начальн.общее, основное общее, среднее(полное) общее образ-е включ.3 ступени. Они соответствуют уровням образова­тельных программ: - начальное общее; - основное общее; - среднее (полное) общее обр-е. Начальн.школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей.В начальн.школе могут вво­диться факультативн. занятия по физич., эстетич.и трудово­му воспитанию. Общеобразоват. учреж-я могут проводить проф. подготовку обуч-ся в качестве дополнительных (в том числе платных) образоват. услуг. Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразов.подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния.Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продол­жить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеоб­разовательных школах. Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять ре­шение о введении в школе одного или нескольких профилей обуч-(гу­манитарный, физико-математич, химико-биологич, технич., сельскохозяйств, экономич) Гос.обр. станд.среднего (полного)общего образ-я реализуется в пределах образов. программ начального проф.илисредн.профес.обр-я с учетом профиляполучаемого проф.образования. Вечерн.и заочн. школы для работающ.молодежи открыв-ся на базе школ третьей ступени.Учрежд-я проф.обр-я: -начальн.(училища); - среднего (техникумы, колледжи); - высшего (институты, университеты, академии); - послевузовского (аспирантура, докторантура); -курсы, Проф.обр.учреж. осуществл.подго­товку работников квалифицир.-го труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующ уровня, предоставляют гражданам возмож­ность повыш-я уровня обр-я.Проф.подготовка может быть получена в образовател. учреждениях: -начал.проф.обр-я и др.образов. учреждениях: межшкольн.уч.комбинатах; -учебно-производств. мастерских; - 1.Начальное проф.обр-е имеет целью подготовку работников квалифицир.труда (рабочих, служащих)по всем ос­новн.направлениям общественно полезной деят-ти на базе основ­.общего обр-я.Оно может быть получено в образоват.уч­режд.начальн.проф.обр-я (профессионально-технич.иучилищах). 2.Среднее проф.обр-е ставит своей задачей под­готовку специалистов средн. звена, удовлетв-е потребностей личн-ти в углублении и расширении образ-я на базе основн. общего, среднего общего или начальн.проф. образова­ния. Среднее проф. обр-е может быть получено в обра­зов.учреж-ях средн.проф.образ-я или на первой ступени образоват. учреждений высш.проф.образ-я 3.Высшее проф.образ-е имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующ уровня, удовлетв-е потребностей личн-ти в углублении и расширении образ-я.Оно может быть получено в высших учебных заведениях. 1Высшее образ-е —образ-е, содержание котор.ориентирова­но на подготовку работников сложн. видов труда, выполняющ.функ­ции управ-я технологич. системами и коллективами людей, а также подготовку пед-х инаучных работников.Особ-тью современ. университета явл-ся плавное вхождение студентов в процесс научного тв-ва, при­общения их к научно-исследовател.работе. 2Послевуз.проф.образ-е предоставл.граж­данам возмож-ть повыш-я уровня образ-я, научной, педагог.квалификации на базе высшее. проф.обр-я.Последипломное образ-е—это реализация непрерывн.образ-я через систему повыш-я квалификации.В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. 3Аспирантом явл-ся чел-к, имеющий высшее проф.об­раз-е. 4Докторант —это чел.имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук .5Дополн.образ-е и дополн.Образовательн.услуги реализ-ся в целях всесторон. удовл-я образоват.потребностей граждан, общ-ва, гос-ва. Спец. (коррекционные)школы для слабовидящих, глухих воспитан­ников—для воспитанников, имеющ. отклонения в развитии. Школы коррекционного хар-ра обеспеч.лечение, воспит-е и обучение, со­ц.адаптацию и интеграцию уч-ся в общество. В эти учреждения школьники направл-ся органами управ-я образ-ем с согласия ро­дителей по заключению комиссии. Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровит.и санаторно-лесных школах. Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, до­стигших 11лет, функционируют спец. учреждения. Гражданам, завершивш послевузовск. проф.образ-е, присваив-ся ученая степен и выдается соотв.документ. Общеобразоват.школа явл-ся управляемой и управляющ.от­крытой системой, в кот.происходит постоян. обмен информацией окруж.средой, с др.социал. институтами.Органы управления: - администрация уч. заведения и пед.совет, - муниципал. органы управ-я образованием(напр., управ-е образ-я город.округа городУфа) -министерства образ-я субъекта РФ.К компетенции гос. органов управ-я отнесены: разработка образоват.стандартов, аккредитация, аттестация и лицензир-е образов.учреждений.

 

7.Сущн.пед.ср-в.Классиф-я пед.ср-тв.Соврем.пед.ср-ва, их возмож-ти, достоинства и недостатки, перспективы разв-я.Ср-ва обуч-я. Методы обуч-я примен-ся в единстве с определ.средствами обуч-я. средства обучения(дидакти. ср-ва) — это источники получения знаний, формир-я умений.Это уч.и нагляд.пособия, демонстрац.устройства, технич.ср-ва..

Средства обучения призваны облегчить непосредств.и косвенное знание мира.Они, как и методы, выполн.обучающ., воспитывающ.и развивающ.функции, а также служат для побужд-я, управ-я и контроля учебно-познават.деят-ти уч-ся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые уче­ные подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В чис­ло дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, ка­бинеты, компьютеры и т. п.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические сред­ства подразделяются на:

ü - визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, нату­ральные объекты и т. п.;

ü - аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инстру­менты и т. п.;

ü - аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевиде­ние и т. п.

Польский дидакт Винценты Оконь предложил классификацию, в которой сред­ства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Он выделил простые и сложные средства. Простые средства:

· - словесные (учебники и другие тексты);

· - визуальные (реальные предметы, модели, картины

· Сложные средства:

· - механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп

· - аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

· - аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

· - средства автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Ботвинников предложил следующую классификацию средств обучения черчению:

ü - плоскостные,

ü - объемные,

ü -смешанные,

ü -светотехнические.

 

 

11.Гос.стандарты проф.обр-я.Общие подходы к отбору содер-я обуч-я.Структурир-е соде-я обуч-я на макроуровне и микроуровне.Гос.стандарт. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Стандарт начальн.и любого уровня образ-я явл-ся федеральн.нормативн.документом, определяющ. обязательн.минимум содер-я об образ-я (основн.образов. программ), максимал. объем учебн.нагрузки, треб-я к уровню подготовки выпускника любого звена общеобраз.школы и ВУЗа.Считается, что Госстандарт поможет: - оценить каждому учителю, родителю, ученику уровень образов-ти ребенка; -учитывать индивид.возможности школьников; - призван обеспеч.равные возможности для получ. образ-я; - стимулировать достиж-е уч-ся более высоких результатов и на это основе индивидуал-ет обуч-е.Стандарт разработан на 2-х уровнях: -базовый(инвариантный) уровень предъявления учеб.материала; -требов-я к необходимому уровню подготовки уч-ся.Образов-ые области Госстандарта. Особенности: - нет традицион.учебн.предметов: язык и речь, матем-ка, природа.- обознач-ся минимум кол-ва часов: человек, общество.Структурир-е содер-я обуч-я на макроуровне осущ-ся посредством блочно-модульн.подхода.Рассмотрим содер-е блоков проф.подготовки.Общетехнич.блок содержит материал, отражающ.научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей.Отраслевой блок содержит учебн.материал, раскрывающ.общетехнич., общетехнологич.и экономич.основы произв-ва и отрасли, место профессии в системе раздел-я труда,

Обще профес.блок включ.теоретич.и практич.учеб.материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках одной отрасли или на межотраслевом уровне.

Профессиональный блок является основным в обучении. В рамках этого блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.

Спец.блок содержит теоретич.и практич.учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации.Блоки явл-ся основными структурными элементами, с помощью кот.формир-ся содер-е обуч-я. В то же время при необходимости они могут делиться дальше на модули. Такое разделение оправдано, если реализуемая при изучении содержания блока учебная цель может быть достигнута поэтапно: последовательным овладением логически завершенных частей учебного материала, входящего в блок. Такие части учебного материала и оформляются в виде модулей.В основу структурир-я содер-я обуч-я на микроуровне, так же как и на макроуровне, заложен принцип вложения более мелких структурных единиц (учебных элементов) в более крупные. В соответствии с этим принципом, учебные элементы распределены по степени их детализации. Это позволяет гибко варьировать содержание модульной единицы и обеспечить четкое соответствие каждого учебного элемента диагностируемой цели обучения, направленной на овладение конечным практическим навыком или формирование теоретического знания. Учебные элементы распределены на 2 группы. К первой относятся все рассматриваемые объекты и предметы, процессы и явления действительности, введенные в учебный процесс. Ко второй группе относятся все те признаки, с помощью которых раскрывается сущность и особенности этих объектов и процессов. Каждый учебный элемент в содержании модульной единицы представляет собой большую или меньшую по объему логически завершенную часть учебно-производствен.деят-ти, имеющей конкретные результаты.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал