Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
P. S. Душ AHA makabeeba
Имя Вильгельма Райха было на десятилетие предано забвению и лишь в начале 70-х, когда югославский режиссер Душан Макавеев снял картину " Мистерия организма", вновь замелькало на газетных страницах. Название было явной уступкой блюстителям нравственности, ибо фильм должен был называться точнее - " Мистерия оргазма". Макавеев принадлежит к яркому созвездию талантливых мастеров документального и мультипликационного кино, к так называемому " югославскому чуду", возникшему в этой стране при правлении маршала Иосифа Броз Тито. Сам Макавеев много лет поклонялся С. Эйзенштейну и особенно его теории " монтажа аттракционов". Картина эта сделала режиссера мировой знаменитостью, одновременно превратив его в эмигранта. Правда, это не помешало ему снять еще не один фильм в разных странах и параллельно заниматься преподавательской деятельностью. А фильм, сделавший его знаменитым, начинался с саркастического увлечения марксизмом и Эйзенштейновой теорией " монтажа аттракционов", а также попытки снять документальный фильм о жизни Вильгельма Райха. История стала разрастаться по мере сбора материалов и встреч с людьми, знавшими Райха. В результате появился очень занятный киноколлаж из:.., 1. Документального фильма о Райхе, снятого Макавеевым. 2. " Сексполфильма", снятого самим Райхом в 30-е годы как учебное пособие. 3. Материалов по истории сексуальной революции в Европе и США. 4. Хроники китайской " культурной революции" и фрагментов из совет-I., ского культового игрового фильма " Клятва". , 5. Игрового сюжета об активистках сексуальной практики, живущих в Югославии и соблазняющих советского чемпиона-фигуриста с кровавой ;; шекспировской развязкой истории, под лукавую улыбку Райха и ак-, j компанемент известной песни Булата Окуджавы: Пока Земля еще вертится, И это ей странно самой, Пока ей еще хватает Времени и огня, Дай же ты всем понемногу И не забудь про меня. Отчасти именно в этой цитате и кроется режиссерская саркастическая отгадка тайны оргоновых пистолетов и т. д. Идеи Райха были подхвачены и развиты в 70-е годы идеологом " новых левых" Гербертом Маркузе в книгах " Эрос и цивилизация", " Эссе об освобождении", где он продолжил тему о тотальной эротизации человеческой личности и развитии " новой чувственности". Если попытаться проанализировать деятельность Райха не с точки зрения науки, а с позиции технологии паблисити в целях продвижения на рынок своих изобретений, то следует констатировать, что им были использованы достаточно стандартные приемы: 1. Искусственная возгонка тезиса о планетарном значении нового вида энергии - оргона. 2. Апелляция к категориям вечности, авторитету божественных писаний (см. названия книг " Небо, Бог, Дьявол", " Космическое совмещение"). Не исключено, что на каком-то этапе научность обернулась фарисейством, ученость - глубокомысленным начетничеством. 3. Возгонка опасности (призыв " Планета в опасности", название книги " Люди в опасности") демонстрирует традиционную модель псевдопророчеств, доверие к которым будто бы обещает безраздельное господство над природой. 4. Манипуляция с заменой идеологической валентности (от марксизма к капитализму) выдает в Райхе, помимо лукавости и энергичности, умного ростовщика. Именно эту интонацию и " поймал" Душан Макавеев в заключительных строках песни: " Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня ".
|