Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре качества воина






В учениях Шамбалы описываются четыре качества или «достоинства», которые развиваются у опытных воинов по мере того, как они повышают осознанность, избавляются от эгоистических соображений и позволяют силе и радости пространства, необусловленному добру войти в свою плоть, кровь и жизнь. Вот эти качества: безмятежность, задор, дерзость и невозмутимость.

Тем, кто привык к самому современному, бытовому использованию слов, эти качества могут показаться странными. Однако Дордже Драдул, который сам выбирал для них названия вместе с группой переводчиков-учеников, часто использовал термины, которые поначалу резали слух, но на самом деле наиболее точно основывались на этимологии слов. Например, сегодня слово perky (задорный, а также бойкий, разбитной применительно к женщинам используется в несколько пренебрежительном и даже уничижительном смысле. Тем не менее Университетский словарь Вебстера определяет одно из значений глагола «perk» как «воспрянуть, вновь обрести энергию и бодрость, особенно после периода слабости или уныния». Это определение очень близко подводит нас к смыслу слова «задорный» как качество воина, хотя в данном случае оно подразумевает более глубокие смысловые оттенки.

Первое качество, безмятежность, — основа сущности воина. Как бы высоки ни были достижения воина, он всегда остается искренним, скромным и непритязательным. Он сдержан и всегда настороже. Не имея преувеличенного мнения о собственной персоне, воин любознателен и полон интереса к окружающему миру.

Второе качество, задор, — это игривость, которая относится ко всему с легким чувством юмора. Однако в такой игривости нет небрежности, она обладает натренированной внимательностью и проявляется непрерывно и радостно.

Третье качество, дерзость, позволяет воину целиком войти в любую ситуацию, не пытаясь измерить собственную способность, дабы правильно среагировать на ситуацию или предугадать ее исход. На этой стадии воин не попадает в путы страха или надежды на какой-то конкретный исход. Чтобы достичь того, что необходимо, он не боится выйти за рамки общепринятых реакций или пределов, поставленных привычными шаблонами мысли или поведения. Он способен оценить всю картину и не впасть в предпочтения.

Четвертое достоинство, невозмутимость, — это умение пребывать в сиюминутности. Воин полностью расстается со всеми логическими рассуждениями, взглядами и привычками. На этой стадии он преодолевает границу между собой и миром и полностью отождествляется с другими людьми, с землей, погодой, лесами, небом и стихиями.

Символами этих четырех качеств выступают четыре зверя. Безмятежность олицетворяет тигр; он идет по джунглям, и каждый его волосок настороже. Он припадает к земле, и увидеть его не так легко. Он гладкий, упитанный, холеный, в нем ощущается трепет жизни. Задор олицетворяет снежный лев. Он живет в горах, на большой высоте. У него длинная бирюзовая грива, развевающаяся по ветру, когда он, рассекая свежий горный воздух весело перемахивает с вершины на вершину. Дерзость олицетворяет гаруда — птица, которая выходит из яйца совсем взрослой. Она парит в небе, никогда не испытывая необходимости приземлиться, и летает через все границы и пределы. С огромной высоты она совершенно ясно видит все происходящее. Невозмутимость олицетворяет дракон. Он живет в стихиях земли, воды, ветра и огня (жара). Осенью он обитает в туманах, весной — в дождях. Зимой он спускается в недра земли, а летом взмывает в небо, вызывая гром и молнию.

Упоминания об этих животных можно встретить еще в Китае эпохи даосизма, а возможно, и в более глубокой древности. По словам Робина Корнмана, воина Шамбалы и ученого-китаиста, «пожалуй, точнее всего будет сказать, что мифология Центральной Азии интернациональна. Она берет начало в культуре древнего Шелкового пути и сочетает в единой цивилизации все, что встречали купцы, странствуя караванами с Запада на Восток». Шелковым путем называли караванный маршрут, протянувшийся от Среднего Востока до Китая, по которому столетиями следовали купцы. Наряду с товарами предметом обмена становилась культура и образ жизни. Суфийский поэт Руми, живший в Турции, на западном конце Шелкового пути, советует:

Будь отважен, как коршун, как тигр — терпелив. На охоте — проворен, в час битвы — ретив. Стать отнюдь не стремись соловьем иль павлином: Этот стонет, в том красок пустой перелив.

(Перевод В.Державина)

Четыре зверя — не просто символы человеческих качеств. На более поздних стадиях пути они становятся помощниками и советчиками воина. Размышляя об особенностях зверей, ощущая свое родство с ними и стараясь увидеть мир их глазами, воин глубоко осознает эти четыре качества.

Дордже Драдул говорит об этом:

Некоторый опыт в таких проявлениях энергии есть у каждого, но если не приложить истинную дисциплину и осознанность, не будет глубокого ощущения, что вы продвигаетесь вперед, идете по жизни, и тогда четыре достоинства, вместо того, чтобы стать путем свободы от «я», останутся втуне как часть привычных шаблонов. Поэтому четыре достоинства необходимо изначально соединить с путем воина. По сути, они представляют собой более высокий этап пути. Воин способен обрести четыре достоинства только после того, как он разовьет в себе непоколебимую убежденность в изначальном добре и увидит Великое Солнце Востока, отраженное в переживании священного мира. В этот миг воин подключается к источнику энергии, которая никогда не иссякает.

Воины-ученики, все еще упорно, шаг за шагом минующие врата страха, чтобы полностью освободиться от кокона, по сути, находятся на уровне безмятежности. Тем не менее воин может увидеть в повседневной жизни семена всех этих качеств на любом этапе пути. Каждое формируется на основе предыдущих, поэтому воин, развивший в себе задор, не отрекается от безмятежности и не преодолевает ее. Это не похоже на изучение математики в школе, когда, «пройдя» алгебру, вы надеетесь больше никогда не услышать о ней. Безмятежности, качеству полной при-земленности и открытости, учатся — или переучиваются — и используют ее снова и снова. Далее, задор для воина — это естественное следствие обретения безмятежности, а дерзость — естественное следствие обретения задора. В этом смысле в безмятежности уже присутствуют все последующие качества, так же как в младенце уже присутствует подросток, а в подростке — зрелый человек. Достоинства не нужно добывать в борьбе: ведь они — вовсе не диплом. Просто они характеризуют естественное развитие воина в процессе практики внимательности и осознанности и продвижения по пути. Путь наш заключается в том, чтобы не только глубже проникать внутрь, но и открываться наружу, находя свое место в мире и свои взаимосвязи со всем, что в нем есть, с космосом в целом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал