Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внимательность в повседневной жизни
Внимательность в повседневной жизни — не равнозначна самосознанию. Проявляя самосознание, вы раздваиваетесь на того, кто действует, и того, кто наблюдает. Вы одновременно пребываете в двух умах и в результате полны сомнений. Для тех, кто практикует внимательность, самосознание может стать проблемой, особенно если они изберут жесткий, «религиозный» подход к практике. В этом случае внимательность становится еще одним поводом, чтобы изводить себя сверх меры, чтобы сомневаться в своем изначальном добре. Фактически внимательность означает, что вы на сто процентов едины с тем, что делаете, так что ум полон внимания к тому, что делает тело, и наоборот. Ум и тело связаны воедино, они действуют синхронно и гармонично, они — одно целое. Ваше внимание полностью сосредоточено на настоящем. Ум больше не обгоняет тело, постоянно забегая вперед, строя планы и замыслы. Он больше не тащит вас назад, стараясь удержать во вчерашнем дне. Напротив, ум и тело переживают мир вместе. Вы внимательны к ощущениям органов чувств в тот самый миг, когда эти ощущения возникают. Вы протягиваете руку за чашкой кофе — и ваш ум обращает пристальное внимание на цвет чашки, на аромат кофе, на ощущение твердой изогнутой ручки между пальцами, на тяжесть поднимаемой чашки. Если вы выполняете практику именно так, внимательность становится для вас источником радости, а не тревоги. Она приносит радость потому, что избавившись от вечно сомневающегося наблюдателя и получив возможность просто присутствовать в своей жизни, такой, какая она есть, вы тем самым обретаете гораздо больший доступ к энергии и жизненной силе. Однако для того, чтобы практиковать внимательность в гуще дел, необходимы кое-какие усилия и дисциплина. Если вы к этому не привыкли, внимательность не будет такой же естественной, как биение сердца, хотя она столь же естественная функция организма. Сначала необходимо умышленно зародить в себе намерение быть внимательным, хотя приложенное усилие не должно быть напряженным или вымученным. Внимательности в действии могут быть присущи и юмор, и легкость. Можно начать вносить внимательность в повседневную жизнь с того, чтобы постараться сохранить ее, вставая с подушки для медитации и выходя из комнаты. В этот момент не нужно сосредотачиваться на дыхании — лучше обратить внимание на ступни ног: на то, как они опираются о пол, какое ощущение возникает в ногах при ходьбе. Дальше можно практиковать внимательность, выполняя какое-нибудь несложное физическое действие, — например, наливая молоко в миску с хлопьями, принося дрова для печи или печатая букву. Сохраняя присутствие, обращайте внимание на каждую деталь своего движения, так, чтобы ум и тело занимались одним и тем же. Насыпая хлопья в миску, заметьте, какая она на ощупь и на вид— какая у нее расцветка, как в ней отражается свет, — какой звук издают хлопья, падая в миску, что происходит, когда молоко касается хлопьев и так далее. Есть бесчисленное множество мелочей, которые можно подметить. Если вы попробуете практиковать внимательность именно так, то, по всей вероятности, вас очень скоро что-то отвлечет. Не стоит беспокоиться. Просто снова вспомните о внимательности — через пару минут, пару часов или пару дней — и снова осознанно обратите внимание на то, что вы делаете. В то время, когда вы не занимаетесь практикой специально, внимательность будет время от времени внезапно посещать вас сама. Это и есть результат предшествующей практики, и по мере ее развития такие моменты будут накапливаться. Осознавайте мгновения внимательности, когда они случаются, и сохраняйте внимательность как можно дольше, но без борьбы. Чем больше вы будете это делать, тем чаще внимательность станет возвращаться к вам. Когда внимательность посетит вас, уделите ей некоторое время, а потом отпустите. Ключ к тому, чтобы привнести внимательность в повседневную жизнь, — это усилие без напряжения. Вымученная внимательность не работает. Если вы станете слишком усердствовать, стараясь удержать внимательность, это превратится в борьбу. Вы будете больше думать о внимательности, чем по-настоящему заниматься ею. Мысль опять отделится от действия — на этот раз во имя внимательности. Если внимательность возникнет посреди какого-то дела, просто осознайте ее и отпустите — так же, как вы поступили бы с любой другой мыслью. Попытайтесь удержать внимательность— и вы ее потеряете, отпустите ее — и она вернется. Внимательность — такая же естественная человеческая функция, как и ходьба: раз научившись быть внимательным, уже не нужно постоянно проверять, правильно ли вы это делаете. На дискуссионной группе по программе Шамбалы Джон рассказал о мгновении внимательности, которое случилось, когда он ехал по улице: Я пребывал в мрачном настроении — слегка тоскливом, слегка тревожном, словом, был замкнут в своем тесном мирке. Ничего особенного — просто застрял в нем. Тоска навела меня на воспоминания о занятиях на курсах фотографии, где мы в качестве практики рассматривали разные цвета. Краем глаза я что-то заметил — пожалуй, то была зеленая листва на дереве. И вдруг — бац! — передо мной возник мир, будто кто-то отдернул занавес! Внезапно огромный красочный мир оказался прямо передо мной. Все мое уныние как рукой сняло. В этом не было ничего драматического — все произошло очень просто и обыденно. Но для меня разница оказалась огромной. Я сумел с искренним восторгом продолжать практику внимательности еще несколько минут. По мере того, как вы будете продолжать практику внимательности, вам станет знакомо ощущение присутствия. Когда вы внимательны, вы — здесь, вы проживаете свою жизнь по-настоящему, ваши ум и тело гармонично работают вместе. Веру в эффективность практики развивает сама практика. Постепенно у вас естественно развивается «остаточная внимательность» — та обычная атмосфера внимательности, в которой вам не приходится бороться. Ваш ум способен оценить это почти наивное пребывание во внимательности. Каждый раз, когда ум расслабляется, чтобы прикоснуться к этой наивной и естественной внимательности и гармонии тела и ума, вы можете соприкоснуться с глубинным источником энергии и радости.
|