Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимательность речи






Внимательность в повседневной жизни включает в себя внимательность речи, а это очень важная практика. Речь — связующее звено между телом и умом. Если тело и ум разъединены, они передают разные сообщения. И поскольку мы не умеем управлять телом так же ловко, как словами, оно нас выдаст. У тела есть много способов передавать информацию. Позы, жесты, выражение лица, походка, то, как вы входите в комнату, — эти видимые сообщения могут сказать нечто совсем другое, нежели слова, которые вы произносите. В этом случае ваша речь неизбежно станет ложью — и для вас самих, и для окружающих.

Невролог Оливер Сакс в своей книге «Человек, который перепутал жену со шляпой» рассказывает одну историю, иллюстрирующую то, как наши тела могут говорить совсем другое, нежели слова. В этой истории идет речь о больных, страдающих тяжелыми случаями афазии — недуга, при котором люди не способны понимать буквальное значение слов. Но страдавшие афазией пациенты Сакса, как правило, могли понимать то, что им говорят, потому что умели улавливать невербальную информацию — тон голоса, акценты, жесты и т.д. Сакс доказал, что эти пациенты проявляли симптомы афазии только в тех случаях, когда он искусственно исключал из речи все эти невербальные подсказки. Иногда, стремясь свести речь к одним только словам, он был вынужден доходить до того, что полностью лишал свою речь всяких индивидуальных особенностей, используя для этого компьютерный синтезатор. Сакс пишет, что он услышал,

...как из палаты больных афазией доносятся раскаты хохота — передавали речь президента [Рейгана], а все они так хотели услышать его выступление... И вот он заговорил — старый Чаровник, лицедей, заговорил, пустив в ход весь свой арсенал отработанной риторики, театральных приемов, эмоционального обаяния — и больные так и покатились от хохота... Так, значит, именно в этом заключается способность понимать — понимать без слов, что подлинно, а что нет. Значит, именно гримасы, наигранные приемы, неестественные жесты и, прежде всего, неискренние тона и модуляции голоса звучали такой фальшью для моих бессловесных, но невероятно чутких пациентов. Именно эти самые вопиюще (для них), даже гротескные несообразности и неуместности вызвали такой бурный отклик у моих подопечных, которых не обманули и не могли обмануть слова. Вот почему они так хохотали над речью президента.

Полное присутствие в каждом мгновении, сопровождаемое единством ума и тела, — вот основа искренней речи. На самом поверхностном уровне речь подразумевает только буквальное значение слов. Но говоря, мы передаем нечто неизмеримо большее, чем буквальное значение слов. Мы выбираем конкретные слова, но, когда мы говорим, звучание и тон голоса тоже имеют значение. Ритм, темп и четкость речи, как и беззвучные паузы между словами, тоже несут смысл.

Когда ум и тело работают вместе, вы говорите совсем не так, как пребывая в коконе. Вы по-настоящему слышите и чувствуете слова, выходящие у вас изо рта. Вы чувствуете то место в теле, откуда они исходят. Они могут брать начало в груди — в сердечном центре, или в макушке головы, или в маленьком тугом узле, расположенном в горле. Можно говорить с чувством или так, будто читаешь сообщение для прессы. Можно говорить слишком быстро, так что слова срываются с языка, прежде чем осознаешь, что собираешься сказать. Вылетают слова резко, как пули, или более мягко? Гладят они слушателя или жалят? Говоря с внимательностью, вы можете осознать все эти качества своей речи.

Вы воин, поэтому напоминайте себе о важности слов, которые произносите. Задайте себе вопрос: говорите ли вы именно то, что хотите сказать? По-настоящему ли вы прямы и честны в общении? Или в ваших словах и позиции присутствует обман, рассчитанный на себя или других? Цель речи — нести информацию, но даже в такой простой просьбе, как «передайте, пожалуйста, соль» почти всегда содержится нечто, выходящее за пределы слов. Можно передавать ненависть или любовь, холодное безразличие или признательность.

Слова обладают силой, они не просто носители словарного значения. Они могут передавать мудрость поколений. Когда вы говорите: «Я так тебя люблю» или «Небо совсем темное», или «Только подумаю об этом, как слюнки текут», ваши слова несут в себе целый мир тонкого смысла. Когда вы говорите, синхронизировав ум и тело и раскрыв сердце, слушая и чувствуя свои слова, то приходите в гармонию с этим потоком силы и становитесь его проводником. Когда тело и ум едины, вы говорите не больше и не меньше, чем имеете в виду, а слова, которые вы произносите, обладают ясностью и способностью воздействовать на ваш мир. И напротив, когда вы говорите автоматически, ваша сила — это всего лишь сила заводной куклы или испорченного водопроводного крана.

Проводя учебные курсы по программе Шамбалы, мы иногда занимаемся практикой внимательности речи или ораторским искусством. Участников просят прочитать упражнение или стихотворение, четко произнося и выделяя каждую гласную и согласную. Принимая участие в практике ораторского искусства, люди слышат, как они говорят, и чувствуют, как слова образуются во рту, в горле, в теле. Зачастую это первый случай, когда люди осознают, как именно они говорят. Многие настолько сильно отождествляют свою привычную индивидуальность с речью, что когда их просят изменить манеру говорить, они начинают вести себя натянуто. И даже соглашаясь выполнить упражнение, они поначалу часто ощущают сильнейшее раздражение и сопротивление.

Но даже в ходе выполнения одного десятиминутного упражнения с участниками происходят поразительные перемены. Те, кто начинает, понурившись перед микрофоном, привычно ссутулив плечи и опустив голову, проглатывая слова, так что они едва слышны, под конец распрямляются, поднимают голову и говорят громко, четко и решительно. Те же, кто выходит к микрофону бойко, с самоуверенной ухмылкой и начинает напористо и агрессивно, постепенно смягчаются и обретают способность слушать.

Кэти, с чьим первым опытом сидячей практики и открытия изначального добра мы познакомились в пятой главе, странствуя по пути воина, продолжала испытывать огромную внутреннюю злость и стыд, хотя отверстие в коконе, которое она ощутила в самом начале, постепенно начало проникать сквозь ее гнев. Ее опыт практики речи, возможно, был экстремальным, но его нельзя назвать нетипичным.

В день практики ораторского искусства я была раздражена до предела. Я ненавидела Шамбалу, и практика показалась мне долгой и мучительной. Вся кипя, я влетела в свою комнату, думая, что эта практика не для меня, что все это просто нелепо. Я ненавидела все, что делала там. Назавтра я собиралась переговорить с кем-нибудь и уехать восвояси. Не помню, чтобы я когда-нибудь прежде ощущала такое раздражение или так мало веры в путь Шамбалы. На следующее утро я проснулась и вдруг сказала вслух: «Ехал грека через реку» — этого не было ни в одном упражнении! — и расхохоталась. Трудно поверить, до чего легко и радостно я себя чувствовала. Просыпаться в таком настроении — это на меня непохоже. Сама не знаю, как меня угораздило попасть в столь легкомысленное состояние. Я вышла из комнаты и по дороге в столовую стала фотографировать деревья, цветы и грибы. Завтрак оказался восхитительным. Что, черт возьми, произошло? В тот вечер руководитель упомянул в своей лекции, что раздражительность помогает вскрывать вещи. Магическая связь! Никогда раньше я не ощущала даже подобия такой легкости. Никогда. Спасибо.

Когда мы говорим со внимательностью, от лица всего своего существа, а не только головы, то ум и тело пребывают в единстве и мы полностью присутствуем. Присутствуя полностью, с открытым сердцем, мы можем общаться искренне. Омраченный ум — следствие постоянных внутренних разговоров — на миг проясняется, и мы ощущаем связь с небом и землей. Когда ум и тело едины и внутренняя болтовня утихает, мы можем обрести волшебную силу и бодрость и так же радостно, как Кэти, выпрыгнуть из кокона.

Тебе привет принес весенний ветерок — не спи! Перед тобой открыты сто дорог — не спи! Через порог, где сходятся два мира, ходят люди, А дверь кругла и смотрит на восток — не спи!

Руми

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал