Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 14. Ст. 1. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
Ст. 1. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Агнец стоит на горе Сионе, то есть, в глубине души. Здесь, то есть в душах, запечатленных Его печатью и ознаменованных Его начертанием, Он обитает и находит радость. Этих душ сто сорок четыре тысячи. Они соединены с Иисусом Христом и друг с другом, имеют одинаковые чувства, говорят на одном языке и действуют одинаковым образом. В этих уничижившихся и достигших совершенного единства душах и обитает Агнец. Он, как и они, постоянно находится в состоянии уничижения и смерти. Эти души соединены с Ним столь тесно, что их дух сливается с Его Духом. Итак, состояние их подобно состоянию Иисуса Христа во время таинственного жертвоприношения. Они есть жертвы Иисуса Христа, закланного за них, и в этом святейшем таинстве они соединяются с Ним. Они входят в Его состояние, и величие этого единства будет явлено только на небе. Они носят в себе печать Божества. О, блаженные души! В условиях всеобщего развращения вы имеете счастье принадлежать Иисусу Христу! Вы уничижены, как и Он, вы безропотно сносите оскорбления, поношения и клевету. Но придет время, кода вы войдете на брачную вечерю Агнца, которой Он вас удостоит. Ст. 2. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: Ст. 3. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Сей голос, подобный шуму множества вод, есть голос душ, преданных Богу. Голос, подобный звуку сильного грома, есть голос душ уничижившихся. Между тем, он напоминает голос гуслистов, играющих на гуслях. Это указывает на гармоничное слияние их воли с волей Божьей. Они настолько покорены и преданны Богу, что без Его воли не могут издать ни одного звука. О, как велика слава, которую эти души, слившись воедино, воздают Богу! Они движимы волей Божьей и одушевляются Его Духом. Они поют песнь новую, которой никто другой не может петь, ибо понять ее суть могут только души уничижившиеся, освободившиеся от собственности, имеющие общий с Богом язык. Поистине, это новая песнь! Её Иисус Христос воспел при рождении. Он сказал: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой (Пс. 39: 9). Эта песнь нова, потому что никто и никогда еще не воспевал её. И поющие не могли её петь раньше искупления от земли. Искупление сие можно понимать по-разному. Во-первых, эти души, через уничижение, произведенное в них Агнцем, искуплены от земли и освобождены от Адамовой природы — от всего плотского и земного. Во-вторых, сии души Бог избрал еще до их рождения. Но лучше придерживаться первого значения; второе же когда-то само откроется. О, Боже! Сколько великих истин Ты открываешь сердцу моему! Ст. 4. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу... Хотя девство телесное весьма способствует духовному возрастанию человека, однако оно не делает его совершенным, ибо можно быть девственным по плоти, но не быть принятым Женихом. Об этом ясно говорит евангельская притча о неразумных девах. И дьявол девственен. Некоторые девственники так гордятся своим девством, что оно делается мерзостью пред Богом. Есть иное девство — девство души. Оно служит тому, чтобы не погубить благодати крещения каким-то смертным грехом. Сие девство превосходит первое. Однако и с ним можно быть несовершенным. Правда, когда оно сочетается с абсолютным отчуждением от всего земного, что бывает крайне редко, тогда оно является особым преимуществом. Есть еще одно девство. Оно обретается через возрождение и смерть плотского «я». Душа, отрекшаяся от всего земного, тем невиннее, чем меньше она участвует в любодеянии Евы и в ее растлении. Эти люди не оскверняются с женами, то есть-, в них полностью истреблена Адамова природа. Это истинные девственники. О, если бы три девства, перечисленные здесь, были всегда неразлучны! Эти девственники следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они неразлучны с Ним. Он предназначил их к тому, чтобы они отражали Его образ и шли за Ним с величайшим мужеством. Но, о, Боже! Каких только страданий они ни претерпевают! Кажется, они — самые несчастные из людей; на самом же деле, они блаженны и счастливы. Они искуплены из людей, то есть, освобождены от поврежденной природы, от себялюбия, от всего, что связывало их с Адамом. Самолюбие других людей не влияет на них никоим образом, ибо они искуплены из них, дабы стать первенцами — первыми жертвами Богу. Такие души, уходя из сего мира, попадают на лоно Божье. Где нет нечистоты, там нет и огня; где нет собственности, там нет и нечистоты. Бог, даруя душе, отрешившейся от всякой собственности, особую благодать, чудесным образом делает её вечной жертвой. Ст. 5. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. Сии отрешившиеся души погружаются в истину, и поэтому, что бы они ни говорили, в словах их нет лукавства. Они не лгут, ибо малейшее притворство для них несносно. Они говорят только истину, поскольку стремятся воздать славу Богу. Сии люди уже свободны от порока, так как они избавились от собственности — источника всякого порока. В них, как в зеркалах, отражается солнце правды. Церковь воспевает слова сии вдень избиения невинных младенцев, которые являются великими Святыми, ибо они удостоились чести отдать жизнь свою ради спасения жизни Иисуса Христа. Так и погубившие собственность восстанавливаются в состояние невинности. Ст. 6. И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу... Под вечным Евангелием подразумевается благовестие воли Божьей — вечной и неизменной. Это благовестие истины. О, воля Божия! Сотвори души, которые будут покоряться Тебе совершенно, которые не будут противиться, в какое бы положение Ты их ни поставил! Вот вечное Евангелие, ибо воля Твоя, Господи, исполняется непреложно. Ты повелел всем творениям и Ангелам исполнять её. Но, о, Боже! Люди свободу свою употребляют на то, чтобы противиться Тебе. Если бы они покорились воле Твоей, то какую великую пользу извлекли бы из этого! Если бы Ангелы могли иметь желания, то они пожелали бы этой свободы, дабы беспрепятственно исполнять волю Твою. О, человек безумный и неблагодарный! Ты свободу свою употребляешь на сопротивление Богу и не хочешь с должной покорностью исполнять Его волю. Наше сопротивление вызвано ослеплением и невежеством. Мы не знаем истины, ибо, если бы мы видели хотя бы луч ее света и допустили бы его в себя, если бы он озарил нас, то мы, скорее, бросились бы в бездну, чем стали бы сопротивляться воле Божьей, какой бы она ни была. Душа, просвещенная светом истины, скорее поверглась бы на дно ада, чем стала бы противиться ей, даже если бы это принесло ей великие блага. Итак, сие вечное Евангелие есть благовестие воли Божьей. Оно проповедано будет по всей земле (Матф. 24: 14). Почти неизвестное ныне, оно через некоторое время будет доступно всем. О, язык Божественный! Тобою будут наслаждаться все народы! Если бы человек обладал всеми сокровищами мира, но не исполнял воли Творца своего, то эти сокровища не принесли бы ему счастья. Малейшее сопротивление божественной воле производит печаль, а следование ей приносит мир и радость непостижимую, которые не могут дать никакие удовольствия. Мы не исполняем волю Божью потому, что измеряем ее человеческими мерками — разумом, чувствами — и идем на поводу своих самолюбия и своекорыстия. О, вечная воля Божья! Тебя сможет исполнить только та душа, которая отрешилась от всего земного! Ст. 7. ...И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Почти весь мир принимает страх Божий за страх наказания. Этот страх наказания испытывает самолюбие; чистая же любовь свободна от него. Чистая любовь боится только того, что она не сможет в полной мере исполнить волю Божью. Наказания не причиняют ей страданий. Напротив, она их любит, ибо они есть результат Его правосудия. Если бы такая душа, к несчастью, заслужила ад, то, находясь в нем, она желала бы умножить свои страдания. Об этом страхе говорит здесь Св. Иоанн. К нему он нас призывает. Поэтому мы и должны благодарить Бога за то, что час суда Его наступил. Душа, отказавшаяся от самолюбия и своекорыстия, любит суд Божий и при всей его необычайной строгости почитает его за суд правды. Бог судит всякое творение, которое неправильно распорядилось своей свободой и вышло из повиновения Ему. О, Любовь! Скорее сверши суд свой! Я с любовью приму его при всей его строгости. Он всегда будет воздавать Тебе славу, а мне больше ничего и не нужно. О, Боже, Тебе Единому принадлежит слава! Она одна радует меня. О, суд Божий! Почему тебя не знают и не любят? Но настанет время, когда Евангелие будет возвещено по всей земле. Язык его станет понятен всему миру и уже не будет казаться странным и варварским. Под словами: поклонитесь Сотворившему небо и землю подразумевается поклонение внутреннее и внешнее. Христиане думают, что они поклоняются Богу, но это не так. На самом деле почти никто Ему не поклоняется должным образом. Поклоняться Богу внутренне — значит воздавать почтение Его верховному владычеству, уничижая себя пред Его величием. Поклоняться Богу внешне — значит с глубочайшим почтением пребывать в Его присутствии. Но внешнее поклонение не может быть истинным без поклонения внутреннего. Христиане будут строго наказаны за отсутствие благоговения, что наблюдается сегодня в Церкви Божьей. Турки и язычники благоговеют в своих храмах в тысячу раз больше. Ст. 8. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Вавилон есть символ вожделения, гордости, чувственности и греховных страстей. Он есть враг мира и простоты. От начала мира он показал свою гордость, желая состязаться с Богом и вознестись выше Его. «Воздвигнем, — говорили вавилоняне, — башню до небес». Они хотели повелевать Богу. В результате Бог произвел смешение людей и языков. Сей Вавилон есть своеволие — дитя гордости, превзошедшее в злобе мать свою, ибо воля человеческая, отделившаяся от воли Божьей, в высшей степени зла. Богу, чтобы учредить вечное Евангелие Своей воли, необходимо разрушить и низвергнуть волю человеческую. Всякий грех есть следствие отлучения воли человеческой от воли Божьей. Адам ввел грех в мир потому, что поступил по своей воле, противной воле божественной. Если бы воля наша была соединена с волей Бога, то мы бы никогда не грешили, поскольку не желали бы греха, как его не желает Бог. Когда мы грешим, наша воля отлучается от воли Божьей. Как только она будет изгнана из души, так и греха в ней не останется. И если душа преодолеет свою волю, добрую или злую, то она освободится от греха. А если и останется в ней некое его подобие, то это — немощь природы человеческой, которая свидетельствует о том, что мы — всего лишь творения, и что абсолютно безгрешен только Бог. Итак, Бог вынужден ниспровергать нашу волю, и это будет продолжаться до тех пор, пока Он не утвердит Свое вечное Евангелие. Действие сие не происходит вдруг и внезапно, поскольку творение слишком слабо и не может этого выдержать. Вавилон напоил все народы яростным вином блуда своего. Пожалуй, нет на земле человека, который был бы свободен от своеволия. Погубить этот порок чрезвычайно сложно. Легче отказаться от всего состояния, нежели от собственной воли. Мы сохраняем ее даже тогда, когда повинуемся кому-то. Св. Писание справедливо называет это любодеянием, ибо воля наша должна соединяться с волей Божьей, но она удалилась от Бога и предалась дьяволу. С этого момента она постоянно противится Богу, и человек по этой причине уклоняется от единства с Ними пьет яростное вино блуда вавилонского. Ст. 9. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, Ст. 10. Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем... Наказание людей, отмеченных печатью себялюбия и своекорыстия, будет весьма великим. Они отвергли священный огонь чистейшей любви и воспламенились огнем вожделения. Они избрали самолюбие, назвали его чистой любовью и присвоили себе славу, подобающую одному Богу. Такая хула на Святого Духа и следование собственной воле, поврежденной и греховной, побудили их принять начертание зверя на чело свое, то есть на свой дух, и на руку свою, то есть надела себялюбия и своекорыстия. Поскольку они не захотели пить вина Жениха, сладостного и крепкого, то будут пить вино ярости Божьей из чаши гнева Его. Они вкусят всю его горечь еще в этой жизни, ибо как чистая любовь, которая есть вино крепкое и усладительное, исполняет мира и радости пьющих его, так и пьющие вино гнева исполняются смятения и печали. Человек сотворен для общения с Богом в любви, и любовь должна питать его и доставлять ему блаженство. Вместо этого он допустил в сердце свое яд змия, который, будучи мучителем, воспаляет его огнем жажды. Как естественное питье утоляет жажду и освежает, так и вино себялюбия, которое есть вино гнева, мучит пьющих его. Мучения, претерпеваемые ими в мире сем, есть только слабая тень того, что им надлежит претерпеть в вечности. Из этого не следует, что человек, привязанный к собственности, не может спастись. Это возможно, но только в том случае, если он пройдет через огонь, как написано: У кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3: 15). Грехи такого рода — величайшие и служат источником других грехов. Грехи грубые и плотские приводят в справедливый ужас, а эти, во много раз ужаснейшие, не производят никакого страха. Напротив, их любят, ласкают и терпят. Но может ли быть что-либо в мире сем ужаснее этих зверей? Животных, которые легко приручаются, не боятся. Как велико ослепление людей! Но отчего происходит оно? Оттого, что истина изгнана и скрывается в пустыне — в месте отдаленном, но освещаемом чистой любовью. Люди же видят искусственный, ложный, свет. Он ослепляет их, в результате чего пропасти представляются им горами, а горы — пропастями. Он побуждает их на твердую и безопасную почву ступать осторожно, а в грязь и болото — смело. О, Боже! Пошли свет Твоей истины! Ты, пошлешь его, о, любовь, когда змий будет истреблен, а Вавилон разрушен. Ст. 11....И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Поклоняющиеся зверю — это люди, которые живут по плоти. Они слывут в мире людьми, достойными всякого уважения. О, Боже! Твой священный огонь очистит все нечистое и противное Тебе. Нет сомнения, что и в этой жизни себялюбцы претерпевают великое мучение. Они не имеют покоя ни днем, ни ночью. Печали и честолюбие разъедают их, причиняя страдания неизъяснимые. Но еще большие страдания ожидают их в жизни будущей. Истинные служители Божьи переносят болезни и огорчения, но все они производят в их душах мир и радость неизреченную. Внешне печальные, в глубине души они испытывают наслаждение. Таким образом, скорби святых, доставляющие им утешение, не должны почитаться собственно скорбями. Сии сладостные огорчения, которые Любовь производит в своих возлюбленных, не останутся без вознаграждения. А тех, кто по причине себялюбия отдавался чувственным услаждениям, постигнут вечные, нескончаемые муки. Говорят, что весьма трудно спастись, но я нахожу, что гораздо труднее погубить себя. Ст. 12. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Вот когда открывается терпение святых. Им приходится много терпеть, живя с грешниками, постоянно их терзающими. Если бы они и не причиняли им никакого зла, то для них было достаточно и того страдания, что они живут с ними. При этом сии грешники, сии себялюбцы столь жестоко мучают их, что уподобляются волкам. Между тем, мир почитает их истинными праведниками, вступается за них, принимает их сторону, а служителей Божьих хулит и срамит. Но настанет время, когда воссияет свет истины. О. Святые! Не ослабевайте в терпении, даже если вам покажется, что и Бог восстал против вас. Он, по-видимому, не взирает на ваши страдания, но они Ему, конечно же, известны. Он поступает таким образом для того, чтобы в конце концов увенчать вас. Заметьте, Он укрепляет ваше терпение по мере страданий, на вас посылаемых. В результате вы делаетесь нечувствительными к оным. Такое терпение бывает уделом тех, кто следует воле Божьей и всё своё упование возлагает на Иисуса Христа. Ст. 13. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. О, Боже! Какие утешительные слова! Чтобы умереть в Господе, нужно умереть для себя, для всего, что осталось от Адама. О, поистине блаженная смерть! Ты прекращаешь все болезни! Через тебя душа погружается, наконец, в Бога и наслаждается в Нём блаженством неизъяснимым. Ты — источник жизни истинной. Об этой смерти и говорит Св. Иоанн. Она имеет отношение ко всем состояниям, упомянутым здесь, ибо без нее душа никогда не освободится от собственности. О, смерть счастливая! Только ты можешь погрузить душу в Бога. Без тебя естественная смерть страшна. Ты же освобождаешь душу от страха и поселяешь ее в Божьи обители. Поскольку мы сейчас говорим о смерти, то неплохо было бы объяснить, что переживают души по отношению к смерти естественной. Душа, идя по пути страданий, чувствует сильное желание соединиться с Богом, причем теснейшим образом. Она еще не достигла совершенного покоя, хотя состояние её весьма усладительно. Она еще не абсолютно чиста и стремится всецело погрузиться в Бога, еще теснее соединиться с Ним. Но такое состояние не является для нее постоянным: иногда она испытывает отчуждение, причиняющее ей мучение, и это заставляет её желать смерти. Она не знает, что в этой жизни можно достигнуть тесной близости с Богом. Она желает освободиться из темницы тела своего, как пишет Павел: Желаю разрешиться от тела своего, дабы соединиться с Богом. Тогда душа ощущает великое желание умереть и достичь блаженства, о котором она воздыхает. Многие святые мужи и жены умерли от такой пламенной любви. Далее наступает время, когда душа теряет свою первую горячность и приходит в состояние ослабления, и, вместо того чтобы жаждать соединения с Богом и надеяться на него, она ожидает наказаний. Ей кажется, что она погружается в смерть вечную, и сие доставляет ей невыразимые страдания. После сих ужасов она вступает в новое состояние, свойством которого является её желание умереть, но не для того, чтобы соединиться с Христом, на что она не смеет и надеяться, а для того, чтобы освободиться от своего греховного тела. Она предпочитает греху ад, а греховной жизни — смерть. Пройдя через это состояние, душа испытывает полное равнодушие и к жизни, и к смерти. Она не имеет ни выбора, ни склонности, ни стремления к смерти, поскольку уже не имеет ни страха, ни желания. Ей уже все равно. И тогда она восклицает вместе со Св. Павлом: Живем ли, или умираем, — всегда Господни (Рим. 14: 8). Этого довольно. Душа после долгого пребывания в таком состоянии оживляется любовью, столь чистою и сильною, что у нее появляется желание умереть, и это состояние невозможно объяснить словами. Его можно только почувствовать. Однако, оно не лишает душу полного бесстрастия, а только служит к её совершенствованию. Сии души, конечно, не остались бы на земле, если бы не были предназначены для помощи другим. Если бы было угодно Богу, они пошли бы даже в ад. Но чистая любовь, воспламеняющая их втайне, любовь, о которой они и сами не знают, иногда открывается им в виде некоего отблеска. Такие души обычно очень мало известны, поскольку Богу угодно скрывать их. О, если бы они видели огонь, их сжигающий, его красоту и ясность, то восхитились бы им! Но Богу угодно прикрывать их наружностью бедной, дабы люди не познавали их только по ней. Св. Павел говорил: Я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит, или слышит от меня (2 Кор. 12: 6). Если бы люди познали суть этих душ, то начали бы их весьма уважать и таким образом похитили бы у Бога Ему подобающее и стали бы приписывать творению то, что принадлежит Творцу. Поэтому Он и скрывает их таким образом. Отныне почиют они от трудов своих. Ст. 14. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. Ст. 15. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. О, Иисус! Тебе предстоит пожать земную жатву, и Ты сделаешь это либо в любви, либо в гневе. Ты пришел и отдал Свою жизнь, чтобы превратить плевелы в доброе зерно чистейшей пшеницы. Однако они захотели сохранить свои свойства, несмотря на Твои попечение и благость. Ты пожнешь их серпом Своим, и, отобрав доброе зерно, бросишь плевелы в огонь. Иисус Христос пожинает созревшую пшеницу и складывает ее в Свою житницу. Он привлекает душу к Себе, и сия душа, исполняя Его волю, довольствуется тем, что живет на земле, где так мало Его знают. О, Боже! Что делает здесь творение, совершенное в любви! Оно исполняет Твою волю. Оно не находит на земле утешения ни внешнего, ни внутреннего. О, любовь! Ты делаешь такую душу еще более совершенной. Можно сказать, что она уже созрела для неба, как и прочие души созрели для ада. Ст. 16. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. Хотя, по-видимому, сей жатвой знаменуется день судный, однако будет две жатвы. Первая — когда Бог пожнет всех Своих рабов, а вторая — когда Он пожнет всех грешников. Таким образом поступил Он во времена Лота и Ноя. Скоро придет время, когда Он вновь осуществит Свою жатву. Утомленный страданиями святых, Он избавит их от угнетения. Жатва, собственно, и есть их собрание на небе. Ст. 17. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. Ст. 18. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди винограда на земле, потому что созрели на них ягоды. Ст. 19. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. Ст. 20. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Этот сбор винограда есть образ ужасного возмездия, которое Бог произведет над врагами чистой любви. Тогда исполнится страшное правосудие Божие, и враги Церкви вынуждены будут ей подчиниться. Тогда все идолопоклонники, включая мусульман и еретиков, будут приведены под сень её. Итак, враги Церкви потерпят поражение. Когда Бог хочет смирить душу, Он действует по отношению к ней таким же образом. Себялюбие должно быть потоптано и брошено в великое точило гнева Божьего. Господи! Пролившие кровь Твою и Твоих рабов, ищущие способ изгнать Дух Твой, в полной мере испытают ярость Т вою!
|