Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маурер: тревога и теория научения 5 страница
нимать меры против нее. А это приводит к усилению чувства беспомощности1. Отметив, что существует взаимное влияние тревоги и враждебности друг на друга, Хорни делает вывод о том, что имеет место «специфическая причина» появления тревоги, которая состоит в существовании «подавленных враждебных импульсов»2. Можно ли это утверждать только в отношении нашей культуры, или это касается всех культур, остается нерешенным вопросом. Но, вероятно, все согласятся с тем, что в нашей культуре, в которой, как все время подчеркивает Хорни, «рождается много враждебных чувств», взаимосвязь между враждебностью и тревогой есть установленный клинический факт. Крайне важный вклад, который внесла Хорни в представление о тревоге, состоит в освещении роли внутриличностных конфликтов как причин невротической тревоги и в рассмотрении проблемы тревоги непосредственно на психологическом уровне наряду с социальными аспектами, в отличие от Фрейда, который пытался интерпретировать тревогу с квазифизико-химических позиций. Хорни часто критикуют за чрезмерный акцент на существующих взаимоотношениях больного как причинах его конфликтов, частично это есть реакция на придание Фрейдом слишком большого, по мнению Хорни, значения прошлому опыту, что сочетается с пренебрежением проблемой психологических конфликтов в раннем детстве. С нашей точки зрения, такая критика оправданна. Действительно, Хорни в своих работах постоянно ссылается на то, что 1 Часто у людей, которые подавляют сильную враждебность, появляется пассивность или уступчивость по отношению к лицам, их эксплуатирующим, что, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что их будут эксплуатировать и далее. 2 Не следует делать вывод о том, что всякая враждебность ведет к тревоге; осознаваемая враждебность не всегда ведет к тревоге, но может быть конструктивной функцией, которая приводит к действию, уменьшающему угрозу. Хорни говорит о подавленной враждебности. Как может заметить каждый, кроме враждебной составляющей подавленного, любое подавление подготавливает интрапсихическую почву для появления тревоги. Эта почва состоит в том, что сама природа подавления заключается в отказе индивида от независимости в своих действиях (происходит некоторое урезание «эго», в соответствии с фрейдовской топологией). Подавление, конечно, само по себе не вызывает тревогу на уровне сознания — его цель как раз противоположна, — но оно предполагает сокращение автономии индивида и поэтому подчеркивает слабость его положения. невротический конфликт зарождается в детстве, как и ее коллеги, которые интерпретируют точку зрения Хорни1. Хорни действительно придавала очень большое значение тому, как конфликт проявляется в данный момент (и это особенно хорошо заметно при наблюдении групповой динамики в группах, проводимых Хорни, в которых довелось участвовать и автору данной книги), что ведет к стремлению игнорировать как раз динамические источники конфликта (а следовательно, и невротической тревоги), которые берут начало в ранних взаимоотношениях больного со своими родителями. Можно допустить, что Фрейд придавал слишком большое значение детству и инфантильным переживаниям (на что указывал Ранк в двадцатые годы). Можно также полагать, что конфликты, которые были и есть у ребенка со своими родителями, когда он уже стал взрослым, входят во все имеющие место в данный момент отношения человека с окружающим миром. Тем не менее невротические проблемы больного ведут свое происхождение от взаимоотношений с родителями — это одно из тех положений теории Фрейда, которое не подлежит пересмотру. Лечение невротической тревоги, безусловно, должно быть нацелено на исследование взаимоотношений больного, имеющих место в данный момент, поскольку они являются непосредственным проявлением внутреннего конфликта, на чем настаивает Хорни. В то же самое время следует учитывать ранние конфликты с родителями, которые перенесены в эмоциональную жизнь больного из прошлого. 9. Салливан: тревога и межличностные отношения Идея о том, что тревога возникает на основе межличностных отношений, обоснована в работах Гарри Стока Саллива-на. Хотя его концепция тревоги никогда не формулировалась в явном и законченном виде, его представления очень важны для обстоятельного рассмотрения проблемы тревоги. Представления Салливана о тревоге базируются на его 1 См.: Мюриель Ивими (Muriel Ivimey), Происхождение базовой тревоги, неопубликованный доклад на конференции Общества развития психоанализа, 1946. онцепции личности. Структура личности формируется под влиянием межличностных отношений, складывающихся у ребенка со значимыми взрослыми в его непосредственном окружении. Даже когда существуют только биологические отношения, во время зарождения жизни — когда яйцо оплодотворяется во чреве — клетка и среда являются едиными, неразрывно связанными. После рождения младенец находится в близких отношениях со своей матерью (или лицами, которые заменяют мать), и эти отношения являются одновременно и прототипом, и реальным началом тех взаимоотношений со значимыми другими людьми, на основе которых формируется структура личности. Салливан разделяет виды деятельности человека на два типа. Первый тип — это такая деятельность, целью которой является получение удовлетворения, например еда, питье и сон. Это удовлетворение довольно тесно связано с телесной организацией человека. Второй тип — это деятельность, направленная на достижение безопасности, и она «более тесно связана с культурным багажом человека, чем с его телесной организацией»1. Центральный мотив в этом стремлении к безопасности, конечно, ощущение индивидом своих способностей и своего могущества. «Мотив могущества» — под которым Салливан имеет в виду потребность и стремление расширять свои способности и увеличивать достижения — является до некоторой степени врожденным2. Это «принадлежность» человеческого организма, его свойство. Рассматриваемый второй тип деятельности — направленный на достижение безопасности — «обычно играет гораздо более важную роль в жизни человека, чем импульсы, возникающие благодаря чувству голода или жажды», или, как продолжает Салливан, сексуаль- 1 Цит. по: Гарри Сток Салливан, в книге Концепции в современной психиатрии, Психиатрический фонд Вильяма Алансона Уайта, Вашингтон, округ Колумбия: Фонд, 1947. 2 «Мотив могущества» следует четко отделять от «побуждения к могуществу»; последнее является невротическим явлением и обусловлено фрустрацией нормальной потребности достижения. Концепция Салливана о расширении способностей и возможностей достижения аналогична представлениям Гольдштейна о самоактуализации. Гольдштейна больше интересует биология, в то время как Салливан постоянно уделяет внимание почти исключительно сфере межличностных отношений. ной потребности, когда она появляется на поздних стадиях созревания организма1. Эти потребности организма, биологические в узком смысле слова, на самом деле следует рассматривать как «проявление усилий организма не только сохранить себя в стабильных отношениях со своей средой и в своей среде, но также расширить сферу своей деятельности, «достичь чего-то и взаимодействовать с чем-то, и все это в отношении расширяющегося круга взаимодействия со средой»2. Рост и структура личности в значительной степени зависят от автуализации мотива могущества и стремления к безопасности, с ним связанного, в межличностных отношениях. Ребенок вначале находится в состоянии относительного отсутствия могущества. В раннем возрасте крик является инструментом межличностного общения. Позднее развивается язык и использование символов, причем и то и другое — мощные культурные орудия для достижения безопасности во взаимоотношениях с другими людьми. Но задолго до появления у ребенка языка, или особой эмоциональной экспрессии, или разумного поведения происходит быстрое приобщение к культуре через эмпатию, «эмоциональное влияние и общность», которые существуют между младенцем и первыми значимыми для него лицами, в основном матерью. На основе этих отношений, движимая в основном потребностями организма в безопасности и самовыражении, зарождается тревога. Тревога, по Салливану, возникает на основе предчувствия ребенка, что значимые лица в его близком окружении не одобрят его действий. Ребенок эмпатически ощущает тревогу, видя осуждение матери задолго до того, как ему становится доступным осознанное восприятие. Очевидно, что неодобрение ма- 1 Цитируемое произведение, с. 6. В этой связи напомним об экспериментальных исследованиях тревоги, которые были основаны исключительно на физиологической фрустрации или угрозе, — например, угрозе боли. Следует иметь в виду, что такие эксперименты, проливая свет на некоторые аспекты тревоги, предполагают лабораторную изоляцию личности от культурного окружения. Лабораторную изоляцию особенно следует иметь в виду при интерпретации экспериментов на животных. Вне всякого сомнения, и в лабораторных экспериментах на людях способ, которым испытуемый реагирует на угрозу, обусловлен предыдущим культурным опытом. 2 Патрик Маллахи (Mullahy), Теория межличностных отношений и развитие личности, Салливан, цитируемое произведение, с. 121 (обзор теорий Сал-ливана). хери много значит для ребенка, оно чревато неприятными последствиями. Неодобрение для ребенка означает угрозу его отношениям с миром людей — отношениям, которые важны для ребенка не только потому, что обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей, но и потому, что удовлетворяют базовую потребность в безопасности1. Поэтому тревога ощущается как всеохватывающее, «космическое» чувство. Одобрение матери сопровождается подкреплением, а неодобрение — наказанием и специфическим чувством дискомфорта в виде тревоги. Система, в которой существуют одобрение и неодобрение, с одной стороны, и награда и чувство дискомфорта (тревога) — с другой, становится мощным рычагом при усвоении культурных норм и обучении в течение всей жизни индивида2. Тревога служит цели сдержать ребенка, ограничить зону развития, чтобы формировались только те действия, которые одобряются значимыми другими! Салливан формулирует очень важную идею о том, что «я» формируется по мере того, как ребенок сталкивается с необходимостью реагировать на вызывающие тревогу впечатления. «Я» формируется под влиянием потребности различать действия, которые вызывают одобрение и неодобрение. «Динамизм «я» формируется на основе восприятия одобрения и неодобрения, подкрепления и наказания»3. «Я» «входит в мир в качестве динамического начала, стремясь сохранить чувство безопасности»4. «Я» представляет собой динамический процесс, посредством которого организм регистрирует тот опыт, который связан с одобрением и наказанием, и научается избегать тех действий, которые 1 Термин «неодобрение», возможно, не вполне адекватен для описания степени возможной угрозы или степени дискомфорта, воспринимаемого ребенком, когда угроза вызывает тревогу. Конечно, «неодобрение» не означает порицания, содержание которого, как известно, ребенок может усвоить, если его взаимоотношения с матерью являются в своей основе безопасными. 2 Салливан подытоживает мысли о важной роли матери следующим образом: «Я говорил о функциональном взаимодействии в младенческом и детском возрасте, о значимом другом человеке, матери, как об источнике удовлетворения, как о факторе, влияющем на усвоение культуры, и, наконец, как об источнике тревоги и чувства отсутствия безопасности в процессе развития социальных навыков, которые являются основой развития «я». — Цитируемое произведение, с. 16. 3 Там же, с. 9. 4Там же, с. 21. вызывают неодобрение и тревогу. Запреты, которые усваиваются на основе раннего опыта, имеют тенденцию сохраняться годами, «так как мы воспринимаем тревогу всякий раз, когда возникает желание переступить границу»1. Теперь явно сформулируем то, что раньше только подразумевалось: запреты, налагаемые вызывающими тревогу впечатлениями, это не только запрещение выполнять действия, но также запреты осознавать. Любое стремление, могущее вызывать тревогу, имеет тенденцию исключаться из сознания, или, как говорил Салливан, подвергаться диссоциации: «я» стремится контролировать сознание, исключая из сознания определенный опыт, который касается самого человека, в значительной степени благодаря инструменту, которым является тревога. В результате происходит диссоциация от сознания тех стремлений личности, которые не вписываются в одобряемую структуру «я»2. Понятие диссоциации по-новому освещает некоторые общие явления, связанные с тревогой. Ограничение сферы сознания при тревожных состояниях — известное как каждому из нас, так и множеству клиницистов-практиков, — это другая форма классической психоаналитической идеи о том, что тревога ведет к подавлению. Салливан по-новому объясняет это ограничение сознания, анализируя динамику межличностных отношений, особенно между матерью и ребенком, и базовую потребность организма в безопасности. Что касается тревоги и формирования симптомов, то легко видеть, что при трудности диссоциации активно вызывающего тревогу впечатления или импульса (например, при невротических состояниях) образуются замещающие и навязчивые симптомы — более ригидные способы охраны границ сознания3. Заслугой Саллива-на является также то, что он предложил интересное описание взаимоотношений между эмоциональным здоровьем и тревогой: тревога ограничивает развитие и сознание, сужает область аффективной жизни; эмоциональное здоровье определяется степенью осознания человеком самого себя; поэтому 1 Там же, с. 10. 2 Там же, с. 21—22. 3 Отсюда следует, что диссоциированные стремления и впечатления будут оставаться диссоциированными до тех пор, пока тревога, связанная с ними, будет оставаться слишком сильной, чтобы ее вытерпеть. понимание того, что тревога существует, позволяет расширить сознание и границы своего «я», что означает достижение эмоционального здоровья. Глава 5 ТРЕВОГА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ Человеческая натура — страсти человека и тревога — это продукт культуры; по сути дела, сам человек — это наиболее важное достижение непрерывных человеческих усилий, рассказ о которых мы называем историей. — Эрих Фромм, Бегство от свободы. Люди, которые на жизненном пути столкнулись с кризисом, должны повернуться лицом к своему общему с другими прошлому и сделать это, ничего не упуская^так же как больной неврозом не должен ничего упускать, оживляя свою омертвелую личную жизнь: надолго забытые, неосознаваемые травмы могут влиять на миллионы людей, которые их не осознают, катастрофическим образом. — Льюис Мамфорд (Mumford), Положение человека. Как мы видели в предыдущих главах, культурные факторы появляются почти всегда при обсуждении проблемы тревоги. Исследуем ли мы детские страхи, или тревогу при психосоматических заболеваниях, или тревогу при различных формах невроза, ясно, что так или иначе культурное окружение является основой и самой тканью связанного с тревогой опыта. В последней главе мы также касались взглядов различных исследователей, считающих культурные факторы весьма важными. Так, например, Салливан описывает неразрывную связь между индивидом и средой в каждый момент развития, начиная от зачатия и до зрелости, когда взрослый человек любит, работает и связан с другими членами общества. Положение о том, что культурные факторы влияют на тревогу, является общепризнанным в современной психологии и психоанализе и не нуждается в доказательствах. Наша цель в этой главе — иная: мы собираемся показать, каким образом проявление тревоги у индивида связано с нормами и ценностями культуры, ее относительным единством и стабильностью — или их отсутствием. Мы употребляем слово «проявления», потому что хотим сказать, что виды угрозы, вызывающие тревогу, в ос- новном зависят от культуры, в которой существует индивид. На уровне примитивных обществ, как показал Халлоуэл (Hallowell), угрозы варьируют в разных культурах, а тревога есть функция установок, принятых в данной культуре и актуализирующихся в опасной ситуации1. Это можно показать на примере нашей собственной культуры, где важное значение определенных ценностей побуждает индивидов к соперничеству. При изложении психосоматических исследований тревоги у больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки («болезнь целеустремленных и честолюбивых представителей западной цивилизации») мы видели, что тревога сопровождает стремление членов нашего общества казаться сильными, независимыми, одерживать победы в процессе соперничества и подавлять потребность в зависимости. Мы также видели при изучении детских страхов, что, по мере того как ребенок взрослеет и постепенно приобщается к культуре, страхи и тревога, связанные со стремлением к соперничеству, становятся более сильными. Совершенно очевидно, что значимость достижения успеха в процессе соперничества возрастает по мере взросления. Как мы отмечали, взрослые, сообщавшие о своих детских страхах, упоминали гораздо чаще о страхах, связанных с успехом или неудачей при соперничестве, чем сами дети. Этот факт Джерсилд объяснял «обратным толкованием» детского опыта — переломной точки в развитии страхов и тревоги, которые стали важными для этих взрослых. Исследования беспокойства, которое проявляют школьники, также показывают, что наиболее выраженная тревога связана со стремлением достичь успеха в процессе соперничества, относится ли это к школьному статусу или успехам в занятиях2. При изучении тревоги у несостоявшихся матерей (см. позже в этой главе) можно было ожидать, основываясь на здравом смысле, что тревога девушек наиболее тесно связана с неодобрением со стороны общества или чувством вины; но это, как оказалось, не соответствует действительности. Наиболее частым мотивом, связанным с тревогой, о ко- 1 А.И. Халлоуэл, Социальная функция тревоги в примитивном обществе, Amer, Sociol. rev. 1941, 6: 6, 869-881. 2 П.-М. Симондс, Динамика приспособления человека, Нью-Йорк, 1946, с. 149. тором сообщали девушки, было стремление к соперничеству — то есть, в соответствии с культурным стандартом, достигли ли девушки «успеха». Значение, которое придается ценности успеха, так велико в нашей культуре, и тревога, связанная с возможностью неудачи в достижении этой цели, настолько часто встречается, что существуют основания предполагать: стремление индивида достичь успеха входе соперничества — это одновременно и доминирующая цель в нашей культуре, и всеобщая причина тревоги. На вопрос, почему эта частная угроза, то есть угроза неуспеха в процессе соперничества, является преобладающей причиной тревоги в нашей культуре, нельзя ответить, апеллируя к «нормальности». Мы знаем, что у каждого индивида есть нормальные потребности в безопасности и принадлежности, но это не объясняет, почему в нашей культуре стремление к безопасности принимает1 характер стремления к соперничеству. И хотя у каждого индивида существуют нормальные потребности в достижении, развитии и могуществе, возникает вопрос, почему в нашем обществе эти «нормальные» амбиции принимают индивидуалистическую форму, то есть форму противостояния обществу, и неудача других людей означает для индивида то же, что его собственный успех? 1 И почему соперничество в нашей культуре обязательно влечет за собой неприятности или подкрепление, а представление индивида о своей ценности, как будет показано позже, столь часто зависит от победы над соперником или соперниками? Существование таких вопросов указывает, что достижение индивидуального успеха в процессе соперничества не является «неотъемлемым свойством» природы человека, но есть продукт культуры. Цель состоит в том, чтобы поведение соответствовало культурному образцу, в котором специфическим образом слились индивидуализм и стремление к достижению успеха в процессе соперничества. Этот образец можно наблюдать в нашей культуре начиная с эпохи Возрождения, но он 1 Обсуждая культуру индейцев племени Команчи, Абрам Кардинер (Kardiner) указывает, что там существует значительное соперничество, «но это не мешает чувствовать себя в безопасности или иметь общую социально значимую цель». — Кардинер, Психологическая организация общества, Нью-Йорк, 1945, с. 99. почти полностью отсутствовал в Средние века1. Поэтому то обстоятельство, что стремление достичь успеха в ходе соперничества является господствующей причиной тревоги, имеет свои особые исторические предпосылки. 1. Исторические аспекты формирования тревоги в рамках определенной культуры Общепринятое мнение о том, что культура формирует тревогу, следует, в соответствии с вышеизложенным, уточнить: Тревога индивида обусловливается тем обстоятельством, что он живет в данной культуре и в конкретный момент исторического развития данной культуры. Это положение вводит в обиход генетический, долговременный, основанный на законах развития фон, состоящий из образцов поведения, которые являются причиной тревоги в наше время2. Дильтей (Dilthey) подчеркивает важность исторического фактора: «Человек — это существо, связанное со временем... это историческое существо», и что нужно, так это «установить соотношение целостной личности с различными проявлениями исторически обусловленной личности»3. Хотя в психологии и психоанализе широко распространено мнение о том, что культурные факторы играют важную роль в современную эпоху, историческим аспектом исследований до сегодняшнего дня чаше всего пренебрегали (известные исключения из общего правила — работы Фромма4 и Кардинера5). Но часть ученых начинает понимать, что исследования тревоги, так же как и других 1 Ср.: «Задача социальной психологии состоит как раз в том, чтобы понять этот процесс творения человека в ходе исторического развития... Почему дух эпохи Возрождения иной, чем в девятнадцатом веке?.. Таким образом, мы обнаруживаем, например, что начиная с эпохи Возрождения вплоть до наших дней люди были переполнены горячим стремлением прославиться, в то время как это стремление, которое в настоящее время кажется таким естественным, мало затрагивало человека в средневековом обществе». — Эрих Фромм, Бегство от свободы, Нью-Йорк, 1941, с. 13. 2 Хотя сейчас мы говорим о причинах тревоги, ясно, что выраженность тревоги, которую ощущает данный индивид, также обусловлена конкретной стадией развития культуры. Этот вопрос мы обсудим позже. 3 Цит. по: Гарднер (Gardner), Мэрфи (Murphy), Историческое введение в современную психологию, Нью-Йорк, 1932, с. 446. 4 Фромм, цитируемое произведение. 5 Кардинер, цитируемое произведение. аспектов личности в ее взаимоотношениях с культурой, поднимает вопросы, ответ на которые возможен, только если рассматривать личность в исторической перспективе1. Проблема, как считает Мангейм, состоит в том, что психология должна быть увязана с историей, с исследованиями общества, и лишь с помощью такой «полноценной» психологии «можно объяснить, как на основе всеобщих свойств людей образуются конкретные исторические типы». Мангейм, в частности, задает вопрос: «Почему Средние века и эпоха Возрождения создали совершенно различные типы людей?»2. Исторический аспект изучения тревоги человека, живущего в обществе, — то же, что генетический аспект изучения взрослого. Иными словами, исторический анализ структуры характера так же необходим для понимания современной тревоги, как анализ факторов, действующих в детстве, для понимания тревоги конкретного взрослого3. Исторический подход, предложенный автором и излагаемый в данной главе, не означает, что исторические факторы просто складываются в общую кучу. Он предполагает более сложную процедуру исторического осознания ~ осознания истории как она вплетена в наши собственные установки и психологические структуры, так же как и в структуры культуры как целого. Каждый член общества в определенной степени является продуктом структур и установок, порожденных культурно-исторически, и поэтому осознание прошлого культуры есть отчасти самоосознание. Способность осознать историю вплетенной в собственное «я» описывалась Кьеркегором, Кассирером и другими как одна из главных особенностей человека в отличие от животных4. Способность к историческо- 1 Лоренс К. Франк (Frank), когда пишет о «возрастающем понимании того, что наша культура больна», замечает: «Стремление индивида к достижению, которое появилось в эпоху Возрождения, сегодня заводит нас в тупик». — Общество как пациент, Amer. j. Sociol., 1936, 42, 335. 2 Карл Мангейм, Человек и общество в эпоху перемен, Нью-Йорк, 1941. 3 «...истина состоит в том, что вся история является важной, поскольку она вся современна, и, возможно, нет ничего более современного, чем те невидимые части прошлого, которые пока еще живы, хотя мы не осознаем их влияния на нашу повседневную жизнь». Льюис Мамфорд, Положение человека, Нью-Йорк, 1944, с. 12. 4 Напомним вывод Маурера о том, что сущность как «ума», так и «личности» заключается в способности сравнивать прошлое с настоящим на основе всеобщей причинно-следственной связи явлений. му осознанию — это и способность к самосознанию, то есть способность видеть себя как субъект и объект одновременно. Исторический подход предполагает отношение к своим собственным предпосылкам (и предпосылкам своей культуры) как исторически относительным, являются ли эти предпосылки религиозными, научными или относящимися к общей психологической установке, такой, как высокая оценка основанного на соперничестве индивидуализма в нашей культуре1. Историческое изучение факторов, лежащих в основе современной тревоги, открывает возможность динамического исследования, с помощью которого можно скорректировать установку по отношению к культурным стандартам. И тогда мы не будем в рамках исторического детерминизма рассматриваться исключительно как объекты. Культурное прошлое жестко детерминирует психику в той степени, в которой индивид его не осознает2. Благодаря способности к осознанию истории человеческая мысль может достигнуть определенной степени свободы, чтобы исследовать свое историческое прошлое, чтобы модифицировать влияние, которое оказывает на человека история, и чтобы формировать свою историю точно так же, как сам человек формируется ею. «Не только история делает человека, — указывает Фромм, — но и человек делает свою историю. Разрешение этого кажущегося противоречия составляет поле деятельности для социальной психологии. Ее задача состоит в том, чтобы показать не только то, как страсти, желания, тревоги изменяются и развиваются в ходе социального процесса, но и как принявшие определенную форму усилия человека в свою очередь становятся продуктивными силами, формирующими социальный процесс»3. 1 Некоторые исследователи культуры относятся к определенным положениям современной науки как к незыблемому основанию, с позиций которого рассматриваются другие исторические периоды (как, например, Кардинер). Но очевидно, что невозможно понять общество Древней Греции или период Средних веков, если не осознать, что наши собственные положения являются настолько же относительными применительно к данному моменту истории и настолько же продуктом истории, как и положения, которые господствовали в изучаемые периоды. 2 Аналогией, конечно, является психоаналитическое лечение: поведение больного жестко детерминировано прошлыми впечатлениями и ранее развившимися образцами поведения в той степени, в которой больной не осознает эти впечатления и эти образцы. 3 Фромм, цитируемое произведение, с. 14. Дальше мы попытаемся показать, что и возникновение тревоги у индивида, и ее выраженность обусловлены структурой характера, которая формируется культурой и зависит от интеграции или дезинтеграции культуры на определенной стадии развития. Так как совокупность факторов, имеющих отношение к истории формирования структуры характера современного человека, это слишком широкая тема для обсуждения в данном исследовании, мы ограничимся анализом стремления индивида к соперничеству. Очевидно, невозможно проследить всю историю этой проблемы, и мы начнем с эпохи Возрождения, периода, сформировавшего современную эпоху1. Наша цель — показать возникновение и развитие индивидуализма: как индивидуализм по своей природе стал связан с соперничеством и как это соперничество повлияло на изоляцию в межличностных отношениях и тревогу.
|