Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 39. Аудитория СМИ как объект социологического исследования: основные направления изучения






Понятие «аудитория» ввел Аристотель в своем произведении «Риторика». Он считал это понятие политическим и социальным.

Он разработал классификацию аудитории в зависимости от ее способности заражаться пафосом речи по возрасту; по достатку;

по эмоциональному состоянию. Различаются теоретические, естественнонаучные, исторические предпосылки развития социологического исследования аудитории.

Теоретические:

1) деятельность СМИ создает новый тип личности (М. Вебер).

2) СМИ может оказывать непосредственное влияние на выработку коллективных ценностей, норм морали, права (Вебер, Росс, Самнер).

3) СМИ перестраивает тип человеческой коммуникации (Теннис).

4) Существуют особые законы коллективного восприятия информации, стереотипы, установки (Томас, Знаненский, Кули, Дюркгейм).

5) Журналистика может быть мощным фактором взаимного согласия людей (Конт).

6) Аудитория прессы должна стать предметом социологических исследований (Вебер).

Прогресс в естествознании (телефон, ж/д, трамвай, телеграф, аэроплан) в XIX-XX вв. дал толчок в формировании массовых аудиторий прессы. В качестве исторических предпосылок послужили социально-политические потрясения (революции, война) в начале XX в.

Становление методов и процедур исследования СМИ в социологии журналистики связано с именем Дж. Гэллаппа. Он возвел социологический инструментарий в ранг объекта научного изучения Гэллап в 1939 г. создал Институт изучения аудитории, ввел в научный оборот " систему структурных схем".

Опрос - метод непосредственного, в виде интервью, или опосредованного, в виде анкеты, сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы По способу получения - анкетный опрос и социологическое интервью. По степени охвата - всеохватные и выборочные. По форме проведения - устные и письменные. По частоте - разовые, повторные. Вопросы анкеты - открытые, закрытые, полузакрытые, прямые, косвенные, основные и контрольные. Социологическое интервью бывает стандартизированным (с установленными вопросами), полустандартизированным, нестандартизированным, фокусированным (со свободными вопросами и несколькими обязательными), ненаправленное (инициатива у респондента), глубокое (интервью ведет эксперт).

Анализ документов. Документы — письменные, фонетические, иконографические, личные и официальные. Для анализа используются методы качественного анализа (чтение и интерпретация), контент-анализа (исследование для получения выводов путем анализа содержания текста о состоянии и свойствах действительности). Метод наблюдения. Наблюдение - непосредственная регистрация очевидцем событий. Наблюдение ситуации - естественное и экспериментальное, нормальное и экстремальное, управляемое и неуправляемое, включенное и не включенное, случайное и систематическое, полевое и лабораторное.

Направления изучения аудитории - распространенность СМИ, социально-демографический состав реальной аудитории, место разных источников в системе СМИ, функции СМИ для разных групп населения, представления, запросы, интересы, ожидания, уровень понимания сообщений СМИ, уровень доверия к СМИ, влияние СМИ на позиции, образ жизни аудитории.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал