Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассмотрение коммерческих споров в Германии
Организация правосудия в Германии характеризуется двумя основными факторами: федеративным государственным устройством Германии; разделением на несколько юрисдикции. В соответствии с Конституцией различается пять основных юрисдикции: общая, финансовая, административная, юрисдикция по трудовым делам и юрисдикция по социальным вопросам. Все эти юрисдикции действуют и на уровне земель, и на федеральном уровне, где каждую из них возглавляет высшая инстанция — Верховный суд. Кроме того, по Конституции парламент вправе учреждать специальные суды. Таким образом были образованы суды чести для различных профессиональных групп — адвокатов, аудиторов и пр. Особое место занимает Федеральный конституционный суд, созданный в 1951 г. Он является независимым конституционным органом и решает вопросы о соответствии федерального права и права земель Основному закону, а также о соответствии права земель федеральному праву; жалобы на нарушение конституционных прав и свобод. Федеральный конституционный суд вправе отменить — по мотивам противоречия Конституции — законы, принятые парламентом ФРГ и властями земель, любые постановления правительства и иных органов управления и, наконец, решения любых судебных инстанций, включая и высшие федеральные суды. В большинстве земель имеются свои конституционные суды, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций земель и рассмотрением жалоб на нарушение закрепленных в них прав
Все гражданские и уголовные дела подсудны судам общей юрисдикции. Положение таких судов определено Законом о судоустройстве от 27 января 1877 г. с последующими изменениями. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный федеральный суд (Bundesgerichtshof) в г. Карлсруэ. В его состав входят так называемые сенаты: сенат по гражданским делам, несколько сенатов по уголовным делам и несколько сенатов по специальным вопросам (например, соблюдение картельного законодательства). Верховный федеральный суд является кассационной инстанцией и рассматривает жалобы на решения высших судов земли. На территории каждой земли действуют Высшие суды земли (Oberlandesgericht), которые выполняют функции и апелляционной, и кассационной инстанций, и могут действовать как суды первой инстанции. Эти суды действуют в составе трех судей. Суды земли, или земельные суды (Landesgerichte) — это суды первой инстанции. Как вторая инстанция эти суды рассматривают жалобы на решение нижестоящих судов. Суд земли действует в составе трех профессиональных судей. В составе суда земли образуются следующие палаты: палата по гражданским делам, палата по торговым делам и палата по уголовным делам. По заявлению одной из сторон торговая палата может взять на себя рассмотрение хозяйственного спора. Если палата по гражданским делам заседает, как правило, в составе трех профессиональных судей, то торговая палата действует в следующем составе: председательствующий — кто-либо из членов суда земли и непрофессиональные судьи — двое судей, которые назначаются на 3 года из коммерсантов, занимающихся длительное время предпринимательской деятельностью, имеющих опыт, по рекомендации (заключению) торгово-промышленной палаты (ТПП). Есть четко определенный перечень споров, которые считаются торговыми, утвержденный Законом о судоустройстве. Это споры между участниками торговых сделок, споры между членами торговых товариществ, споры, связанные с защитой товарных знаков и с другими объектами интеллектуальной собственности предпринимателей, споры, связанные с применением закона о чеках, и споры в сфере вексельного обращения. Имущественные иски в первой инстанции, в случае согласия сторон, могут рассматриваться единоличным судьей. Торговая палата и палата по гражданским делам будут рассматривать споры с суммой иска свыше 10 тысяч марок. (Все остальные иски с суммой до 3 тысяч марок будут подсудны участковым судам.) Кроме того, в компетенцию судов земли входит рассмотрение по первой инстанции исков к государственной казне, споров но патентным делам и картельным вопросам. Основное низовое звено системы судов общей юрисдикции — это участковые суды (Amtsgerichte). Гражданские дела, подпадающие под компетенцию участкового суда, рассматриваются единоличным судьей. Участковый суд рассматривает споры, не превышающие 10 тысяч марок, а также — вне зависимости от цены иска споры по вопросам найма, споры между клиентами и владельцами гостиниц, между водителем транспортного средства и пассажирами, между туристами и бюро путешествий. Участковый суд рассматривает по первой инстанции в бесспорном порядке дела, касающиеся земельного кадастра, лицензирования коммерческой деятельности, сельскохозяйственных вопросов. К подсудности участкового суда относятся дела об издержках, определяемых административными актами, о банкротстве, дела об установлении фактов, о штрафах. Кроме того, на участковые суды возложено выполнение некоторых видов деятельности, не являющейся правосудием. Это — ведение реестра юридических лиц по торговому праву, операции, связанные с передачей недвижимости (ведение земельной книги), исполнение решений, опека, обеспечение сохранности наследства и пр. Среди судов общей юрисдикции можно назвать Федеральный патентный суд, рассматривающий жалобы на решения Федерального патентного бюро. Высшей инстанцией по патентным делам является Верховный федеральный суд. Административная юстиция Германии включает общие административные суды и специализированные административные суды, к которым относятся финансовые суды и суды по социальным вопросам. Система общих административных судов включает Федеральный административный суд, высшие административные суды земель, административные суды. Правовое регулирование организации и деятельности этих судов осуществляется Законом об устройстве административных судов от 1960 г. с последующими изменениями. Общие административные суды рассматривают все споры в области публичного права, не имеющие конституционного характера и не отнесенные к иной юрисдикции. Путем подачи жалобы в административный суд физическое или юридическое лицо вправе потре- бовать отмены актов органов государственного управления, принятия административного акта, иного действия со стороны органов управления. В сфере финансовой юрисдикции существует две инстанции — финансовые суды и Федеральный финансовый суд. Деятельность финансовых судов определена Законом об устройстве финансовых судов от 6 октября 1965 г. с изменениями в 1997 г. К компетенции финансовых судов относится рассмотрение фискальных споров, прежде всего налоговых и таможенных. Закон предусматривает различные процедуры, позволяющие признать незаконность решений финансовых органов в суде либо провести с финансовыми органами соответствующие переговоры. Практика финансовых судов обусловливается довольно сложной налоговой системой Германии.1 В систему судов по социальным вопросам входят в качестве судов первой инстанции — суды по социальным вопросам, высшие (земельные) суды как вторая инстанция и в качестве высшей инстанции на уровне федерации — Федеральный суд по социальным вопросам. Их деятельность регламентируется Законом об устройстве социальных судов от 1953 г. в редакции от 1975 г. с последующими изменениями. К компетенции судов по социальным вопросам относятся разрешение споров в сфере социального страхования, возникающих в связи с выплатой пособий по безработице, оказанием льготной медицинской помощи и других аналогичных дел. Суды по трудовым спорам действуют на основании Закона об устройстве судов по трудовым спорам от 1979 г. с последующими изменениями и решают гражданско-правовые споры по тарифным договорам или споры из трудовых правоотношений. В Германии допускается образование частных (третейских) судов. При соблюдении определенных условий в них участвуют профессиональные судьи. Судов присяжных в Германии нет.
|