![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассмотрение коммерческих споров в США
В США существуют параллельно единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. Наличие федеральной судебной системы и судебных систем штатов — одна из существенных особенностей судоустройства США, которую называют дуализмом судебной системы. Федеральные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, которые предусмотрены федеральными законами, и гражданские дела по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов либо между гражданами, проживающими на территории различных штатов, если при этом сумма иска превышает 10 тыс. долларов. По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает. Это вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций. При определенных ситуациях у истцов по гражданским делам создается возможность выбора между обращением в суд одного из штатов либо в федеральный суд, а некоторых случаях допускается обращение в федеральный суд с жалобой по делу, рассматривавшемуся в суде штата, но только если речь идет о толковании или применении норм федерального права, если налицо «федеральный вопрос». Федеральная система состоит из Верховного суда США, апелляционных судов, окружных судов, а также специальных судов. Верховный Суд США имеет особое положение во всей структуре высших государственных учреждений, наряду с Конгрессом и Президентом США. Это единственное судебное учреждение, статус которого прямо предусмотрен Конституцией США. Верховный Суд состоит из девяти судей, одного из которых Президент США назначает председателем. Члены Верховного Суда, включая председателя, назначаются Президентом и утверждаются Сенатом. Кворум, необходимый для принятия решения, составляют шесть членов суда. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств. Основная функция Верховного Суда — рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут «федеральный вопрос», л также просьб об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или акт Конгресса США. Верховный Суд принимает к разбирательству дела по своему усмотрению, если признает их достаточно существенными и общезначимыми, что бывает довольно редко. Апелляционные суды являются промежуточной юрисдикцией между Верховным судом США и окружными судами. В компетенции Апелляционного суда в каждом географическом округе рассматривать жалобы, поступающие из районных судов округа, по гражданским делам. Каждый апелляционный суд заслушивает и принимает решение коллегией из трех судей. Если рассматривается вопрос исключительной важности, суд имеет право заслушивать дело в полном составе. Иначе говоря, дело заслушивается и но нему принимается решение всеми судьями данного суда. Если к апелляционном суде более 15 судей, не обязательно присутствие всех судей, а лишь такого количества, которое сочтет необходимым данным суд.1 Основное звено федеральной судебной системы — это окружные суды. Они рассматривают по нерпой инстанции гражданские дела, входящие в компетенцию федеральном юстиции, а также жалобы на действия административных ведомств. Гражданские дела с суммой иска свыше 20 долларов слушаются г участием присяжных, если истец на этом настаивает. По общему правилу, каждое дело ведется одним судьей. В 1978 г. при каждом из окружных судов были созданы суды по делам о банкротствах. Жалобы на решения таких судов по делам о банкротстве могут быть принесены в сам окружной суд. В окружных судах имеются судебные должностные лица, известные иод названием федеральных мировых судей. Судьи федеральной судебной системы, созданной на основании ст. 3 Конституции США, остаются к должности, пока «ведут себя безупречно». Кроме того, Конгресс имеет право, в силу ст. 1 Конституции, создавать и другие виды судов. Судьи в них выбираются на срок. Среди них особое место занимает Претензионный суд, который рассматривает иски корпораций и граждан к правительству США. Это, например, иски, связанные с возмещением ущерба в связи с нарушением договора и по ряду других оснований. К специальным судам относится Налоговый суд, который рассматривает споры, связанные с размером и уплатой федеральных налогов. Что касается штатной системы, то, как правило, они похожи, но могут отличаться, Чаще всего в штатах используются двухступенчатая и трехступенчатая системы общих судов, а также различные суды специальной юрисдикции. Двухступенчатая система включает суд первой инстанции и высший судебный орган, а трехступенчатая — суд первой инстанции, апелляционный и Высший (Верховный) суды. Суд, возглавляющий судебную систему в штате, называется верховным судом. Однако в некоторых штатах он может называться апелляционным судом. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются главным образом рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. Велика роль верховных судов штатов в толковании конституций и оценке законодательства штатов в связи с рассматриваемыми ими судебными делами или жалобами на решения административных органов. Суды промежуточной юрисдикции, созданные в ряде штатов, рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции. Основное звено судебной системы штатов — это суды общей юрисдикции, низовое звено, которые выступают под самыми разными названиями. Например, в штате Нью-Йорк их называют верховные суды, хотя это суды первой инстанции, в штате Калифорния — высшие суды, Но чаще всего они именуются окружными судами. Эти суды рассматривают гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, которые рассматриваются в данном штате специализированными судами. Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, суды по претензиям к властям штатов и различные другие специальные суды, имеющие ограниченную юрисдикцию. В США широко применяются методы альтернативного разрешения споров. Начало применения таких методов датируется 1973 г., когда было создано Общество профессионалов в разрешении споров. К методам альтернативного разрешения споров, не включенным в судебную судебную систему США, относятся: переговоры, посредничество, частный коммерческий арбитраж и их комбинации. Наиболее интересным является посредничество, которое, как и в частном коммерческом арбитраже, представляет собой процесс урегулирования разногласий между сторонами при помощи третьего независимого участника. Отличие посредничества от арбитража в том, что решение посредника (если дело доходит до его принятия) не обязательно для сторон.1 К досудебным видам урегулирования споров, которые включены в судебную систему, входят: досудебное совещание, досудебный арбитраж, предварительная независимая оценка обстоятельств дела. Наиболее широко применяется досудебное совещание — примирительная процедура в судах первой инстанции, предусмотренная Федеральными правилами гражданского процесса. Досудебный арбитраж включен в государственную судебную систему как предварительная досудебная процедура урегулирования спора. Но в основе его лежит не соглашение сторон, а законодательные акты, в силу которых использование такою арбитража является обязательным. Эта форма получила название Court- Annexed Arbitration, что означает «суд, дополненный арбитражем», или «арбитраж, управляемый судом».2 Коммерческий арбитраж. При разрешении коммерческих споров предприниматели предпочитают во многих случаях использовать возможности арбитражных процедур, которые имеют целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным разбирательством в государственном суде. Арбитраж по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, получил название коммерческого арбитража (commercial arbitration). Под ним понимается процедура разрешения спора независимым, нейтральным лицом (арбитром), избранным сторонами и имеющим полномочие на вынесение обязательного для сторон решения Правовые основы деятельности коммерческого арбитража определены Федеральным Арбитражным Актом 1925 г. (Federa! Arbitration Act), а также Единым Арбитражным Актом 1955 г. в последующей редакции. Обращение в коммерческий арбитраж возможно только по взаимному волеизъявлению сторон. Для этого должно быть заключено арбитражное соглашение. Как правило, допустима только письменная форма такого соглашения. Оно считается безотзывным, имеющим юридическую силу на территории каждого штата. Если одна из сторон отказывается от соглашения, то суд может подтвердить действительность арбитражного соглашения. По положению федерального акта решение арбитража является окончательным и принудительно мола ч быть исполнено с помощью государственного судебного механизма. Большую роль для развития коммерческого арбитража играет деятельность Американской арбитражной ассоциации (ААА), созданном в 1926 г. как некоммерческая общественная организация именно для содействия арбитражу и другим несудебным процедурам урегулирования споров. Ассоциация обеспечивает процедурную основу деятельности коммерческих арбитражей. Так, ею был и разработаны общие Правила рам решения споров в национальном коммерческом арбитраже и Правила разрешения споров в международном коммерческом арбитраже. Кроме того, Ассоциация приняла целый ряд специализированных правил проведения различных видов коммерческого арбитража, так называемых специализированных арбитражей, например, в строительной индустрии, в сфере патентных отношений, по сделкам с ценными бумагами и т. д. При заключении арбитражного соглашения стороны могут выбрать ту или иную процедуру, которая соответствует характеру данного спора. Ассоциация предоставляет сторонам возможности для выбора независимого квалифицированного арбитра. В этих целях существует национальный список арбитров, где более 55 тысяч специалистов в раз личных отраслях права, в различных областях предпринимательской деятельности. Сами стороны определяют арбитражным соглашением порядок избрания арбитров. Если они затрудняются в выборе, то арбитр или коллегия арбитров назначаются Американской арбитражной ассоциацией. Наконец, ввиду разнообразия процедур разрешения споров в коммерческих арбитражах и методов назначения арбитров, а также их специализации важно, чтобы сами арбитры и сами участники такой арбитражной процедуры соблюдали определенные нормы поведения. Поэтому Американская арбитражная ассоциация совместно с Американской ассоциацией адвокатов разработали Кодекс этики для арбитров при разрешении коммерческих споров.1 Арбитр обязан утверждать честность и справедливость арбитражного процесса Честность арбитражного процесса подразумевает, что лицо не можешь назначать себя арбитром. Арбитр обязан раскрыть наличие интереса или взаимоотношений, способных помешать его беспристрастности или вызнать предвзятость в принятии решения. Арбитр во взаимоотношениях со сторонами обязан избегать поведения, нарушающего профессиональную этику, обязан вести процесс тщательно и справедливо, принимать решения справедливо, независимо и взвешенно. Обязан быть верным отношениям доверия и конфиденциальности, которые присущи этой должности. Коммерческий арбитраж, на разрешение которого спор передастся по соглашению сторон, относится и теории американского права к добровольному арбитражу (voluntary arbUralion). Его основным принципом является недопустимость понуждения сторон к его использованию. Он возможен лишь на основе добровольного волеизъявления сторон, которое выражается в заключении арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение, по американской доктрине, рассматривается как институт договорного права. Поэтому на него распространяются общие требования, предъявляемые к соглашениям, устанавливающим взаимные права и обязанности сторон. Арбитражное соглашение может быть включено в контракт в качестве одного из его условий (арбитражная оговорка) либо составлено в виде отдельного документа. По содержанию арбитражные соглашения могут быть различными. Как правило, стороны определяют состав арбитража, применимую процедуру. Иногда стороны включают даже положение о том, что решение арбитража окончательное и подлежит обязательному исполнению. Однако иногда в таком арбитражном соглашении встречается ссылка на то, что решение не является окончательным и спор между сторонами может быть разрешен иными либо несудебными средствами, либо в суде. Такое соглашение оценивается в американской литературе неоднозначно. По мнению одних авторов, в этом случае речь идет об особой разновидности арбитража, который именуется добровольным арбитражем с необязательным решением. С другой точки зрения, здесь вообще нельзя говорить об арбитраже, а процедуру, в которой стороны признают необязательность решения, следует назвать посредничеством, примирением, но не арбитражем. В арбитражном соглашении определяются параметры будущего арбитражного решения, если имеет место спор, например, о взыскании денежных средств. В соглашении указываются максимальная сумма, на взыскание которой претендует истец, и минимальная сумма, на возмещение которой согласен ответчик. Иными словами, верхняя и нижняя границы решения определены. Причем с этой суммой согласен соответственно, истец, и на эту сумму гитов ответчик. Арбитрам эта информация не сообщается. Они выносят свое решение по результатам рассмотрения дела. Если сумма по решению арбитража не выходит за пределы этих границ, то она и подлежит взысканию. Если размер, определенный арбитражем, оказывается выше либо ниже установленного предела, то будет взыскиваться та сумма, о которой стороны договорились в своем соглашении, независимо от решения суда. В коммерческом арбитраже на усмотрение сторон относится вопрос о наличии мотивировочной части в решении. По законодательству, решение коммерческого арбитража должно отвечать двум требованиям: обязательно письменная форма и подписи лиц, которые приняли это решение. Указание мотивов, по которым арбитраж пришел к тому или иному решению, не является необходимым. Американские юристы объясняют это тем, что предпринимателям важнее конечный результат, чем мотив. По мнению других, мотивировка может быть опасной, так как именно она становится целью нападок проигравшей стороны. Поэтому стороны предпочитают так называемое безмотивное решение. Что касается возможности судебного пересмотра решения арбитража в суде, то стороны могут обратиться в государственный суд с ходатайством об отмене арбитражного решения, но по строго ограниченному перечню оснований. Можно выделить три группы таких оснований. Первая связана с неправомерным поведением арбитров или одного из них (пристрастностью, коррупцией и пр.). Вторая — с превышением арбитражем полномочий, когда решение вынесено по спору, на который не распространяются условия арбитражного соглашения, либо по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения. Третья группа охватывает нарушения законодательства либо самого арбитражного соглашения сторон, определяющие процедуру рассмотрения спора, а также несоответствие арбитражного решения публичному порядку США. Арбитражное решение не может быть пересмотрено судом по существу. Иными словами, вмешательство государства в деятельность частного коммерческого арбитража не допускается до тех пор, пока не затрагиваются существенные интересы участников спора или общества в целом.
|