Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Без вины виноватые.
Приведенный ряд примеров можно легко продолжить аналогичными — более свежими по времени и более близкими нам территориально. Так, перед выводом на российский рынок быстрорастворимых продуктов под торговой маркой «Быст-ров» было установлено, в частности, что потребители с недоверием относятся к продуктам моментального приготовления, хотя в действительности плохо разбираются в них. Поэтому перед рекламой были поставлены цели ознакомить рынок с характерными признаками таких продуктов, сделав упор на натуральность 1 Паккард В. Психоанализ в рекламе // Психология и психоанализ в рекламе. — Самара: Бах-рах-М, 2001.-С. 415-443; 34 Глава 2 («Сразу видно, что настоящая»), на во; змвжность использования в различных ситуациях («На работу, и в дорогу, и на дачу») и на преимущества данной торговой марки перед конкурентами («Только моментальная каша " Быстров" приготовлена из цельного зерна»). Эти цели, согласно данным исследований и результатам роста объемов продаж, были успешно достигнуты, а «грамотно сконструированный, продуманно отрисованный бренд эффективно трансформировал скрытые потребности в развивающийся рынок»'. Далеко не всегда дело обстоит так безоблачно. Есть масса примеров противоположного свойства, когда попытки рекламного воздействия на потребителей заканчиваются ничем или даже приводят к нежелательному результату. Однако ситуацию «хотели как лучше, а получилось как всегда» в этой главе мы обсуждать не будем. А будем говорить о том, чего, собственно, мы хотим, создавая реклам}', и как этого добиться средствами рекламного дизайна. Арифметика рекламной коммуникации. Рассматривая рекламу и как инструмент маркетинга, и как творческую деятельность, мы в любом случае говорим о ней как о коммуникации. Коммуникации, которую организует рекламодатель для того, чтобы оказать определенное (планируемое) воздействие на потенциального потребителя, в результате которого отношение последнего к рекламируемому объекту (товару, торговой марке, фирме-рекламодателю) изменится в заданном направлении. Фактически перед создателями рекламы стоит почти арифметическая задача. Дано: есть некий потребитель, который испытывает некий дискомфорт, потребляя или не потребляя тот или иной товар (нелишне заметить, что зачастую этот дискомфорт создается самой рекламой, а в итоге без вины виноватый потребитель оказывается очень легко уязвим именно для рекламы). Требуется: реклама должна избавить его от этого дискомфорта, представив вверенный ей товар как средство решения проблемы, снятия напряжения, получения потребителем каких-либо выгод или преимуществ... Решение нашей задачи сводится к тому, чтобы «вскрыть» существующую у потребителя проблему (или «создать» ее, сформировав представление о том, что она есть) и определить то направление (так или иначе ведущее к нашему товару), куда мы хотим «послать» нашего потребителя. Для всего этого у нас есть, по сути, одно-единственное средство воздействия — рекламный образ, соединяющий в себе и свойства товара, и те побудительные мотивы, которые связаны с возможностями будущего использования этого товара. Именно образ товара, который в максимальной степени соотносится с его ожиданиями, представлениями, переживаниями, надеждами и т. п., подталкивает человека к покупке.; : Для того чтобы этот вполне коварный и корыстный замысел осуществился, необходимо предпринять развернутый комплекс действий: » разобраться, каким должен быть этот образ, на кого и как он должен воздействовать; » разработать его; * воплотить этот образ в конкретных рекламных продуктах;» «внедрить» в сознание будущих потребителей. Весь этот комплекс действий охватывается понятием «рекламная кампания», которая представляет собой систему взаимосвязанных и скоординированных убковаД. Просто добавь воды // Креатив. — 2001. — № 1. — С. 30-33. Дизайн-стратегия рекламы: образование образа__________ ^^_______________ - 35 мероприятий, объединенных целью, временем и территорией. Стратегическому планированию рекламных кампаний посвящено огромное количество исследований зарубежных авторов (многие из них переведены на русский язык), немало работ в последние годы написано отечественными специалистами. Думаю, что большинство этих изданий хорошо известны читателям, и нет смысла подробно останавливаться на основных их положениях. Для нас важно, что именно создание действенной рекламы является ключевым элементом рекламной кампании, что действенность рекламы в значительной степени определяется ее творческим уровнем (или избранной творческой стратегией) и, наконец, что дизайн в рамках планирования рекламной кампании может рассматриваться как проектная технология, используемая для разработки творческой стратегии. Творческая стратегия: «Что, где, когда, как, кому, зачем?» Обратимся к понятию «творческая стратегия» вместе с авторами ряда фундаментальных изданий, посвященных рекламе. Так, в монографии «Реклама и продвижение товаров» творческая стратегия рекламы определяется через ее составляющие: основой стратегии является заявление о позиции торговой марки, далее следует разработка творческой идеи, затем непосредственно реализация этой идеи1. Авторы издания «Современная реклама» также выделяют те элементы рекламы, которые входят в творческую стратегию и контролируются рекламодателем для достижения его целей. Это, как они полагают: Ф целевая аудитория; » концепция продукта; * средства распространения информации; * стратегия обращения2. В книге «Реклама: принципы и практика» суть творческой стратегии сводится к разработке конкретного рекламного обращения: творческая стратегия, по мнению авторов, определяет, что говорится в рекламном обращении, а воплощение — как это говорится. При этом отмечается, что творческая стратегия основана на общей рекламной стратегии, в которой авторы выделяют следующие элементы: » ситуационный анализ (проблемы и возможности рекламы); * ключевые стратегические решения (цели рекламы, целевая аудитория, кон * творческий план;.', /, * исполнение и анализ; * бюджет3. 1 Росситер Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. — СПб.: Питер, 2000. — С. 188. 2 Боев К., Арене У. Современная реклама. — Тольятти: Довгань, 1995. — С. 237, 255. 3 Уэллс У., Вернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. — СПб.: Питер, 1999. 36 Глава 2 Очень важно подчеркнуть вслед за этими авторами, что творческая стратегия неразрывно связана с каждым из упомянутых элементов рекламного плана: ситуационным анализом, планом использования средств рекламы, бюджетом и т.д. — зависима от них и, в свою очередь, оказывает влияние на каждый из них... Маленькое отступление: порядочная реклама стоит дорого? Рассмотрим в качестве примера взаимное влияние бюджета рекламной кампании и ее творческой стратегии. В представлениях рекламистов с давних пор соперничают две взаимоисключающие позиции: первая гласит, что творческий уровень прямо пропорционален бюджету, выделенному на разработку рекламной кампании, вторая утверждает, что творчество и бюджет — вещи вполне автономные (рекламодатели, разумеется, в большинстве своем склоняются ко второй точке зрения). Доля истины есть, конечно же, и в том и в другом представлении: при относительно малых бюджетах возможны сильные творческие прорывы, напротив, большие бюджеты достаточно часто сопровождаются весьма тривиальными творческими решениями. Так, анализируя испанскую рекламу, Ж.-М. Дрю отмечает, что сейчас это одна из самых творческих реклам в мире, доказывающая старую истину: «стесненности в деньгах — художнику на пользу» '. Хотя (как обычно бывает в таких случаях) истина находится где-то посредине, влияние бюджета на творческие решения бывает весьма ощутимо. Региональная специфика российской рекламы, увы, такова, что расходы на разработку и воплощение творческой стратегии заказчики зачастую стремятся свести к минимуму. Соответственно, преобладают «дешевые» разновидности рекламного творчества. Например, по определению дорогостоящую фотосъемку приходится заменять готовыми «библиотечными» — чаще всего пиратскими — фотоизображениями (клип-артами), которые кочуют из одной рекламы в другую; от профессионально подобранных рекламных персонажей отказываться в пользу «подручных» исполнителей или тех же «героев клип-арта»; избегать особых, специально срежиссированных ситуаций, в которых выгодно предстают свойства товара; количество работ в серии уменьшать до минимума и т. д. Есть и другая грань рекламно-бюджетного дефицита: творческие идеи, построенные на исследованиях и проверке, приходится заменять творческими идеями, подсказанными опытом и интуицией. Не случайно на одном из семинаров, посвященных креативу, известный московский рекламист И. Ганжа высказал очень любопытную, на мой взгляд, мысль о том, что молодых креаторов в настоящей (не конкурсной) рекламе не бывает, креатив — это удел людей опытных. Это замечание, по-видимому, характеризует именно российскую рекламу, для которой опыт и интуиция становятся волшебными палочками-выручалочками в любых неразрешимых вопросах. Говоря о влиянии творческой стратегии на бюджет рекламной кампании, стоит вспомнить очень важную информацию, приводимую многими авторами и не раз подтверждавшуюся на практике: сильная в творческом отношении реклама позволяет в разы экономить средства на ее размещении. А иногда и на ее производстве. Отсюда может быть сделан вполне очевидный вывод о целесообразности вложений в творческую стратегию, который до сих пор не слишком очевиден для боль1-шинства рекламодателей... 1 Дрю Ж.-М, Ломая стереотипы. - СПб.: Питер, 2002. - С. 31. Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 37
|