Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комбинация из двух типов
Но вернемся к определению «творческой стратегии». Как видим, даже среди западных специалистов мнения по поводу этого понятия существенно, расходятся. В изданиях отечественных авторов это понятие, к сожалению, пока практически не рассматривается. Поэтому, опираясь на приведенные выше определения лишь отчасти, мы в качестве исходного конструктива будем использовать следующий: творческая стратегия рекламной кампании — это совокупность взаимосвязанных организационных и креативных решений, направленных на создание /рекламного образа товара (торговой марки), который должен обеспечить формирование определенного (заданного) отношения целевой аудитории к рекламируемому товару. Из этого определения следует, что разработка творческой стратегии рекламной кампании являет собой комбинацию по меньшей мере двух типов основных стратегий — организационной и собственно творческой, в рамках каждой из которых рассматривается особый круг проблем, осуществляется собственное целеполагание, используются собственные средства для реализации общих целей и задач, поставленных перед рекламной кампанией. Почему появилось такое странное, на первый взгляд, сочетание — организационного и творческого начала — я думаю, долго объяснять не надо. Любой практикующий дизайнер очень хорошо знает, что конечный результат профессиональной разработки зависит отнюдь не только от его творческих усилий, качества разработанных идей, уровня их воплощения и т. д. Проектирование (и реклама не является исключением) в организационном отношении — это, во-первых, система взаимодействия заказчика и разработчика проекта и, во-вторых, процесс, предполагающий определенную последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Заказчик как объект дизайнерского творчества. Заказчик (в данном случае он называется рекламодателем) — это отправная точка проектирования. Именно заказчик передает разработчику рекламы свой товар, он определяет основные цели рекламной кампании, он же выделяет бюджет на разработку и засвечивает (а чаще скрывает) общий рекламный бюджет... Разработчик творческой стратегии рекламы — это рекламное агентство полного цикла или штатный рекламный отдел фирмы, рекламная группа при том или ином средстве массовой информации или рекламная фирма, специализирующаяся на каком-либо виде рекламной продукции, небольшая креативная группа или даже универсальный специалист-одиночка. Для нас пока неважны различия между ними (важно, что то, чем они занимаются, может быть отнесено к сфере дизайна рекламы). Главное — помнить, что все конечные (а зачастую и промежуточные) решения, относящиеся к творческой стратегии, принимает, как правило, заказчик, что в принципе делает его не менее значимым субъектом творческого процесса, чем сам рекламист (выражение «как правило» подразумевает исключения; таковые действительно могут быть, если рекламодатель передает в управление рекламному агентству свой рекламный бюджет и не вмешивается в процесс его расходования, а лишь контролирует конечный результат). В идеале данная система взаимодействия должна обеспечить получение конечного продукта (творческие решения, относящиеся ко всему комплексу рекламы 38 -л •;. Глава 2 или к его отдельным элементам), максимально адекватного маркетинговым целям и финансовым возможностям заказчика. Но: дизайнерам не стоит забывать, что для рекламодателя этот продукт обычно является лишь промежуточным средством для достижения его целей — сохранения или увеличения объемов продаж рекламируемого товара, ускорения темпов сбыта, поддержания имиджа торговой марки или фирмы и т. д. В связи с этим заказчик нередко настаивает на том, что в борьбе за потребителя хороши любые средства. Например, мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда заказчики были абсолютно откровенно ориентированы на то, чтобы их товар визуально походил на известные и популярные торговые марки (мимикрия в сторону успешных брендов-конкурентов); для некоторых совершенно естественными и даже желательными кажутся нарушение общепринятых моральных норм и игнорирование рекламного законодательства. Это делает особо актуальной проблему этической ответственности рекламиста за конечный рекламный продукт. В нашей причудливой действительности возможны и многие другие «отклонения» со стороны заказчиков, с которыми тоже не раз пришлись иметь дело. Например, заказчик рассматривает рекламу как способ собственного самовыражения: ему нет особенного дела до потребителей, продаж, законов. Ему важно публично «блеснуть» перед всеми — продемонстрировать свои деньги, свое чувство юмора или свои высокие идеалы... Однако послушное исполнение воли заказчика в таких случаях попросту дискредетирует смысл дизайнерской деятельности. В общем, заказчика зачастую приходится просвещать, отговаривать от каких-то опрометчивых ходов, убеждать в необходимости пересматривать не только «рекламные убеждения», но и некоторые иные позиции... Ведь для самого дизайнера создание рекламы является целью его профессиональной деятельности. Поэтому, с его точки зрения, условием успешного функционирования этой системы является максимальное соответствие предстоящей проектной разработки его собственным творческим установкам и возможностям. Соответствие заказа на разработку рекламного продукта творческому потенциалу и запросам проектировщика — важный атрибут успешной стратегии. Если, например, предстоящая работа неинтересна рекламисту в творческом или финансовом плане, если она противоречит его. этическим убеждениям, то он либо попросту откажется от нее, либо попытается «переломить ситуацию» в свою пользу... В худшем (и пока наиболее распространенном) случае он будет делать все «с закрытыми глазами», подчиняясь воле заказчика... Однако, как уже понятно, идеальная, с точки зрения дизайнера, модель творческого проектирования в реальности практически всегда бывает «отягощена» множеством субъективных особенностей и проблем, сопутствующих конкретной разработке и неотвратимо (если их игнорировать) влекущих за собой отклонения от качественного результата. А потому дизайнеру для эффективного функционирования системы взаимодействия с заказчиком (а также с соисполнителями творческой стратегии, с рекламопроизводителями и рекламораспространителями) необходимо достаточно четко представлять, с какими трудностями и.проблемами он может столкнуться в рамках этой системы, а главное — как при этом добиваться нужного результата, т. е. принятия и точного внедрения его творческих предложений. Ведь даже отличный проект, не принятый заказчиком, увы, не становится Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 39 рекламой, а ошибки, например, при тиражировании или размещении рекламы способны свести на нет любую самую замечательную рекламную идею. Конечно же, хорошую идею, не принятую одним заказчиком, можно впоследствии продать другому, более «понятливому» или более щедрому заказчику. Но в любом случае решение тоже принимает заказчик. Выставки непроданных рекламных идей, которые периодически пытаются организовать те или иные фирмы, как правило, проваливаются еще на организационной стадии: слишком велик для рекламистов риск, что действительно хорошую идею попросту «уведут» конкуренты. Оргпроект рекламной кампании в сконцентрированном виде воплощается обычно в форме договора между заказчиком (рекламодателем) и исполнителем (разработчиком рекламной продукции). Будучи людьми творческими, дизайнеры редко придают значение этому документу, полагаясь на существующие типовые образцы договоров. На самом деле только детально продуманный в соответствии с конкретной ситуацией заказа договор позволяет избежать многих проблем, возникающих в связи с тем, что творческая разработка не является средством получения «правильного» ответа на поставленные вопросы, т. е. определения единственно верного пути к цели — такого ответа или пути не существует в принципе. В качестве примера можно привести простой на первый взгляд вопрос: сколько вариантов творческой идеи нужно приносить заказчику для обсуждения? Довольно часто приходится сталкиваться с мнением, что достаточно одного варианта, тщательно разработанного и обоснованного. Но ведь потенциально творческая стратегия в рекламе предполагает едва ли не бесконечное множество альтернативных вариантов. Почему же заказчика изначально ставить в ситуацию, когда у него нет выбора? В то же время наличие множества вариантов, как показывает опыт, в большинстве случаев дезориентирует заказчика и затрудняет принятие решений. Опять же —в большинстве, но не во всех. Иногда именно упорная работа, нацеленная на создание действительно широкой палитры возможных решений, приводит к желаемым, с точки зрения заказчика, и полноценным, с точки зрения дизайнера, результатам. Поэтому можно с уверенностью сказать, что оптимального количества вариантов, которое следует предлагать заказчику, не существует. Окончательное их количество определяется и уровнем креативности разработчика, и уровнем притязаний заказчика, и, помимо всего прочего, сроками и бюджетом на разработку рекламной кампании. И разумеется, это количество должно быть определено в договоре, иначе процесс представления и обсуждения вариантов может затянуться, невзирая ни на какие оговоренные сроки. Тогда (в продолжение) имеет смысл поставить второй простой вопрос: а если даже при соответствующем договору немалом количестве толковых вариантов заказчик оказывается недоволен и требует все новых и новых предложений? Это, кстати, вполне типичная ситуация, продуктивный выход из которой также может быть предусмотрен в рамках договора... В конечном итоге профессионально грамотная организационная стратегия представляет собой взвешенный выбор наиболее эффективных способов принятия решений- Именно условия предстоящего взаимодействия по поводу разработки проектных предложений и принятия решений и являются основным предметом 40.-.;; Глава 2 договора между заказчиком и исполнителем. К сожалению, даже хорошо продуманный договор может охватить далеко не все аспекты этого взаимодействия, поэтому рекламисту попросту приходится многие из них постоянно держать в голове, анализировать и «коллекционировать» собственные и чужие варианты поведения, возникающие в сложных ситуациях общения с заказчиком, постоянно придумывать все новые технологии для продвижения своих идей заказчику и т.д. Тема с общим названием «Как продать рекламную идею заказчику» на сегодняшний день, пожалуй, даже более популярна на различных рекламных семинарах, фестивалях, круглых столах и т. п., чем тема «Как разработать рекламную идею». Казалось бы, вполне заурядная и деловая процедура представления проекта заказчику все чаще описывается как хорошо спроектированное шоу, в котором играют важную роль эмоциональная экспрессия и наряды «презентаторов», художественная форма, в которую «облачен» доклад, тщательно подобранное место презентации и различные «спецэффекты»... Например, один из зарубежных участников X Московского международного фестиваля рекламы рассказывал, что перед презентацией конкурсного проекта рекламной кампании итальянских ресторанов (которая проходила в специально снятом помещении, имитирующем типичную итальянскую кухню) их творческая команда отправила командам-конкурентам огромные букеты белых роз (так поступает итальянская мафия в отношении обреченных жертв). Проект был на ура принят заказчиком, особенно высоко оценившим последнюю «шуточку»... Организация творческого процесса — это «свет в инкубаторе». Но взаимоотношения с заказчиком — это лишь одна часть организационной стратегии рекламиста. Вторая, не менее важная, часть — организация самого творческого процесса. Этому аспекту создания рекламы уделяется значительное внимание в работах многих западных специалистов, которые выделяют следующие этапы творческого процесса: 1) этап подготовки (включает в себя все, что связано с накоплением жизнен 2) этап «переваривания» информации (включает в себя поиск актуальных све 3) этап «инкубации» означает перевод проблемы в подсознание, которое про 4) этап «озарения» описывается как преимущественно непроизвольный акт. «Прошедшие период инкубации части выстраиваются в нечто узнаваемое и значимое. Эта новая структура, превосходящая по своему значению любую из исходных частей или любой из существующих стереотипов, может вспыхнуть в сознании совершенно Неожиданно». Впрочем, как отмечают исследователи, у большинства этот «всплеск подсознания» может так и не состояться, «несмотря на интригующий характер момента вдохновения, само оно может оказаться недося- Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 41 гаемым оазисом, если не было кропотливого, упорного труда на первом и втором этапах. Даже вдохновению необходимо сырье»'. Несколько иную, хотя и близкую по своей сути, структуру творческого процесса в рекламе предлагают Р. Батра и его коллеги. В их представлении его начальные этапы выглядят следующим образом: «выяснение фактов; «определение проблемы: осмысление и заострение на ней внимания; * подготовка: сбор и анализ соответствующих данных; * формулировка идеи: рассмотрение возможных вариантов решения проблемы; В конце этой главы я еще.вернусь к организации творческого процесса в связи с разработкой рекламных идей. И все же, несмотря на важность проблемы, анализ организационной стратегии мы отложим на будущие публикации и перейдем к детальному рассмотрению основных элементов творческой стратегии.
|