![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория позиционирования: оппозиция позиции
Позиционирование как создание образа, отличного от конкурентов. Теория позиционирования была сформулирована в конце 70-х годов XX века и " на сегодняшний день является наиболее распространенной методологической основой для разработок в сфере создания рекламных концепций уже существующих и новых товаров. В последнем случае она становится одним из структурно-функциональных элементов брендинга. По большому счету теория позиционирования «поглощает» обе предшествующие теории как свои частные разновидности. Рассмотрим эту теорию более подробно, начав с ряда определений. Дж. Траут и Э. Раис, авторы теории, определяют позиционирование как создание товару определенной позиции среди конкурирующих товаров, своеобразной ниши, которая нашла бы отражение в иерархии ценностей потенциального покупателя. Вот что подчеркивает Дж. Траут спустя три десятилетия после ее запуска в жизнь: «Бизнес — борьба идей, разворачивающаяся в сознании потенциальных покупателей. Моя позиция — против твоей позиции. Если у вас нет простой, четко и ясно отличающей вашу компанию или марку от других и продвигающей ее идеи, вам остается только иметь " великие" цены», — этот достаточно жесткий вывод завершает вышедшую на русском языке книгу «Новое позиционирование»'. Близкую, по сути, версию позиционирования развивают и другие американские авторы. Позиция — «это набор ассоциаций, которые потребитель связывает с торговой маркой. Они могут охватывать физические атрибуты, стиль жизни, ситуации использования, имидж торговой марки, магазины, где она продается. Позиция торговой марки развивается годами посредством рекламы, слухов и опыта использования...»2 Разумеется, для того чтобы с помощью позиционирования достичь поставленных целей, этот набор ассоциаций должен быть отличен от того набора, который потребитель связывает с конкурирующими торговыми марками. В противном случае создаваемый образ будет работать не столько на конкретную марку, сколько на товарную категорию в целом. Несколько отличное определение позиционирования предлагает в своих работах российский автор И. Викентьев. По его мнению, «позиционирование — это создание и поддержание (воспроизводство) понятного потребителям образа, имиджа. Суть в том, что если некий объект неспозиционирован, то, значит, он остается непонятным потенциальному потребителю, и его " раскрутка" — это реклама непознанного. Соответственно, не может быть и речи об эффективности такой рекламы» 3. Развивая эту мысль, следует вспомнить, что один из основных принципов организации человеческого восприятия связан со стремлением к упорядочению поступающей в мозг информации. Иными словами, воспринимая нечто новое, человек стремится уподобить это новое уже известным и понятным для него явлениям или объектам либо противопоставить им. Если же он не ': ' Траут Дж. Новое позиционирование. — СПб.: Питер, 2000. — С. 190. 2 Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент. — М.; СПб.; К.: Вильяме, 1999. 3 Викентьев И. Приемы рекламы и public relations. — СПб.; Триза-шанс, 1998. — С. 12. Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада... в состоянии этого сделать или процесс уподобления-противопоставления сопряжен со значительными интеллектуальными усилиями, содержание информации остается непонятым. Достаточно назвать некоторые исторические примеры, связанные с появлением выдающихся технических новшеств: первые попытки построить паровой локомотив связывались с шагающим механизмом, который толкал установленное на колесах устройство (т. е. продолжал действовать образ человека, толкающего повозку); первые автомобили воспроизводили облик конных экипажей, а само чудо техники воспринималось как телега (экипаж) без лошади (т. е. совершенно новый объект входил в жизнь через его уподобление абсолютно привычному и понятному объекту). Обратимся к рекламным примерам. Так, газированный напиток «7 UP» на первых порах позиционировался через противопоставление известному и любимому потребителями напитку «Cola». Рекламный слоган так и звучал: «7 UP — Uncola!» Неизвестный прежде российскому рынку товар с названием «Clearasil» (средство для борьбы с прыщами) позиционировался через замещение всем привычного мыла: «Ежедневно вместо мыла умывайся «" Клера-силом"...» Несколько иной аспект проблемы позиционирования-понимания связан с явной избыточностью неизвестных потребителю терминов во многих рекламных обращениях. К чему приводит, например, увлечение профессиональным жаргоном, доступным лишь специалистам и высоко вовлеченным потребителям, — очевидно: в большинстве случаев производитель, рекламирующий свой товар подобным образом, на долгое время дистанцирует себя от значительного числа возможных потребителей. Вот точная цитата из рекламного текста, размещенного в самой массовой рекламной газете Екатеринбурга: «Цифровые видеокамеры — чудо современной технологии. Модели 2001 года весом всего от 400 г оборудованы чипом Mega Pixel CCD с разрешением 1, 02 мил пикселей при видеосъемке и 1, 08 мил — при фотосъемке. Видеосъемка производится из кассеты цифрового формата DV. Фотосъемка — на специальную карту памяти (объем 64 Мб!)...» и т.д. Понятно, что все эти технические тонкости очень важны для профессионалов и «продвинутых» пользователей (хотя явно для них недостаточны, и знатоки черпают информацию не из подобных источников), но для многих пользователей, которые вполне способны и освоить цифровую видеокамеру, и оценить ее преимущества в сравнении с обычной, довольно сложно понять смысл упоминания и разницу между 1, 02 и 1, 08 млн пикселей, а также кассетой формата DV и специальной картой памяти. Вполне возможно, что простое позиционирование цифровых видеокамер как оборудования, предназначенного одновременно и для фото-, и для видеосъемки, а также для прямого переноса полученных изображений в компьютер, могло бы существенно ускорить процесс приобщения к ним рядовых граждан. Подобные примеры отнюдь не единичны. Например, для многих (вполне образованных и не самых бедных) людей остаются загадкой «суперчерные кинескопы» японских телевизоров, телекоммуникационные стандарты GSM, гипоал-лергенные косметические препараты и т. п. Речь не идет о полном исключении из 90 Глава 3 рекламы специальных или технических терминов. Чем выше интеллектуальный уровень потребителя, тем более сложное послание он может понять и принять. Более того, определенная доля сложности в рекламе, по мнению ряда авторов, даже льстит его самолюбию. Речь о том, насколько четко подобные термины позволяют укрепиться представлению о товаре в сознании потребителя. Следует отметить, что даже при разработке рекламы технически сложного оборудования, ориентированного на корпоративных клиентов, критерий понятности становится одним из ведущих. Ведь решения о покупке такого оборудования принимают руководители фирм, руководители служб снабжения, главные бухгалтеры, которые далеко не всегда могут оценить именно технические характеристики товара. Им в первую очередь бывает важно понять, какие выгоды связаны с использованием этого оборудования и какие преимущества они получают при работе с его поставщиком. Так, при выполнении рекламных проектов для ряда фирм, занимающихся поставкой газо-, водо-, теплоизмерительного оборудования, промышленных холодильных установок и пр., мне пришлось столкнуться с огромным количеством исходного «рекламного» материала, который представлял собой длиннейшие технические описания выпускаемого товара. Разобраться в этих описаниях, конечно же, мог профильный специалист, однако для лиц, принимающих решения, это была слишком сложная процедура. Разумеется, их выбор редко осуществляется только исходя из качества рекламной продукции, но в условиях конкурирующих между собой коммерческих предложений обращенность рекламы именно к ним — важный довод в пользу приобретения товара. Позиционирование как ответ на ожидания потребителя. Следующую значимую характеристику позиционирования раскрывает французский специалист по рекламе А. Дейян: «Позиционировать товар означает представить его как ответ на ожидание, как потребность потенциального потребителя и, если это возможно, как единственно допустимый ответ; такая реклама помогает выделить данную марку на рынке с сильной конкуренцией...» Он также отмечает: «Придавая серьезное значение позиционированию и не оставляя работы над ним на протяжении всей жизни товара или марки, необходимо быть готовым оказать отпор проискам и нападкам конкурентов и даже внести коррективы в первоначально выбранный вариант позиционирования»'. Мы еще будем говорить о потребностях, а пока обратимся к нескольким примерам, иллюстрирующим важность данной характеристики. Действительно, позиционирование, которое не увязано с потребностями будущего потребителя или клиента, обречено на долгий и иногда непреодолимый путь к его сознанию. В качестве примера можно вспомнить практически провалившуюся на российском рынке идею позиционировать шоколадный батончик «Snickers» как высококалорийную и полноценную замену обеда: «" Snickers" — съел, и порядок!» В рекламных роликах, обеспечивавших это позиционирование, рекламные же машинисты метро, лесорубы, спортсмены вместо привычных борщей и пельменей «на полном серьезе» поглощали упомянутые батончики. У реальных лесорубов и машинистов такая подмена вызвала естественные возмущение и протест — настолько 1 Дейян А. Реклама. - М: Прогресс, 1993. - С. 40-41. Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада... 91 разительным было несовпадение рекламируемого товара с потребительскими ожиданиями. Ведь «шоколадка» в тогдашней российской ментальности — это лакомство, баловство, угощение в конце праздничного застолья, универсальный «подарочек» для секретарш и сослуживиц... Заметим, что шоколадный батончик и традиционная плитка шоколада — различающиеся позиции в рамках своей товарной категории. Но на тот период (ближе к середине 1990-х годов), когда была разработана эта рекламная кампания, их различия практически не осознавались потребителями. Кроме того, в условиях длительного дефицита на шоколад официальная советская медицинская пропаганда всячески подчеркивала необратимый вред этого продукта для организма, что, безусловно, влияло на его «социальный статус» (впрочем, «вредными» тогда были почти все дефицитные продукты: чай и кофе, мясо и масло, яйца и сыр, не говоря уже о пиве и крепком алкоголе. На момент появления описываемой рекламы половозрастная «легитимность» этого продукта имела достаточно узкие границы: считалось, что шоколад — это лакомство для детей (с оговоркой, что он вреден для зубов), отчасти — для женщин (с оговоркой, что он вреден для фигуры) ив меньшей степени — для подростков и молодежи (с упреком: «Ну, ты как маленький»). Иными словами, его употребление — это слабость, которую могут позволить себе открыто лишь слабые мира сего. Для всех прочих это либо запретный плод, либо тайное «грехопадение». Но никак не обед, тем более для серьезных мужчин, занятых тяжелым физическим трудом. В итоге последующее позиционирование батончика было достаточно радикально изменено: слоган «Не тормози — Зшскегз'ни!», использованный для продвижения этого бренда, вполне адекватно отражает идею легкого перекуса без отрыва от дел. Кроме того, следует отметить, что потребности, на удовлетворение которых ориентирован товар, могут быть далеко не так очевидны, как это кажется на первый взгляд. Приведу пример из собственной практики, относящийся к середине 1990-х годов. Он связан с консультированием фирмы, продвигавшей на рынок пластиковые окна. Реклама, которую предполагалось запустить по телевидению, показывала обычную семью в «хрущевской» квартире, страдающую от уличного шума и холода. Сопливый ребенок в валенках, мама, закутанная по-старушечьи в многочисленные шали, примерзший к окну кот — все эти несчастные персонажи отогревались и в буквальном смысле слова расцветали, когда вместе с папой в квартире появлялись пластиковые окна. Однако, несмотря на то что и «мультяш-ный» ролик был сделан очень профессионально, и слоган «За нами тихо и тепло», казалось бы, вполне соответствовал функциональной сути товара, рекламодатель ощущал смутное беспокойство и неуверенность в правильности планируемого подхода (что, собственно, и побудило его обратиться к консультациям). В процессе обсуждений был сделан вывод, что потребности, которые могут удовлетворяться благодаря пластиковым окнам, находятся отнюдь не в рациональной (тишина и тепло) сфере: по тому времени это был абсолютно новый и чрезвычайно дорогой для рядового потребителя товар. Только «встроив» данный товар в систему престижного потребления, выпукло представив его элитарные качества, можно было рассчитывать на благосклонную реакцию очень узкого тогда целевого рынка. В соответствии с этой моделью и было предложено осуществлять позиционирование на тот период времени — пластиковые окна как неотъемлемый атрибут 92.. •••: •••-.'; ГлаваЗ супермодного тогда «евроремонта». Лишь спустя определенное время (в течение которого должно было произойти и относительное снижение цени, и повышение покупательной способности значительной части населения, и качественный рост потребительских притязаний) имело смысл возвращаться к исходным — функциональным — потребностям в таком оборудовании. Завершая рассмотрение теоретических моделей позиционирования, следует заметить, что все приведенные выше определения отнюдь не противоречат друг другу, а взаимно развивают и дополняют представления о нем. Суммируя их, можно сделать вывод, что позиционирование с точки зрения разработки рекламной концепции товара (торговой марки) представляет собой: определение отличительной позиции этого образа среди конкурирующих торговых марок; создание понятного и узнаваемого потребителем рекламного образа торговой марки; увязывание будущего рекламного образа товара с ожиданиями потребителя; наконец, это интегративиая характеристика, тесно связанная с основными потребительскими свойствами товара (торговой марки) — подробнее об этой характеристике пойдет речь в разделе пятой главы, посвященном брендингу. Разработка стратегии позиционирования. Различные подходы к позиционированию, как правило, основаны на выделении той или иной характеристики рекламируемого товара, касающейся его качеств, возможностей, взаимосвязей с потребительской культурой и товарной группой, к которой он относится. Данная аналитическая процедура — выделение отличительной (в сравнении с конкурирующими товарами) и значимой для потребителя характеристики — становится основой для разработки рекламной концепции. На самом деле множество стратегий позиционирования, которые упоминают в своих работах специалисты по рекламе и маркетингу, можно свести к двум ключевым стратегиям: первая — позиционирование по товару; вторая — позиционирование по потребителю. } Позиционирование по характеристикам товара предполагает главным образом возможности выделить его функциональные свойства, ценовые параметры, ситуации и способы использования, место среди аналогичных товаров, особенности производителя товара, условия и способы производства и продажи и т. д. Как уже отмечалось, о товаре можно говорить бесконечно, с самых различных позиций, поэтому остановимся подробнее лишь на некоторых возможностях. 1. Акцентирование функциональных характеристик товара максимально связано с теорией УТП и теорией НФ. В идеале данный тип позиционирования должен представить отличные от конкурентов свойства товара, при этом важные с точки зрения потребителя. В рекламной концепции могут подчеркиваться простота и удобство использования товара. Например, екатеринбургская пейджин-говая компания «Экском» позиционирует свои услуги как максимально простые и удобные для пользователя: «002 — самый легкий телефон, легче легкого до-звон». В рекламе фотоаппаратов «Kodak KE» упор делается на то, что «зарядить пленку — проще простого». В рекламе чистящего средства «Силит» утверждается, что это средство без труда удаляет известь и ржавчину. Подчеркивается также Производительность товара («Батарейки " Durasel" работают до 10 раз дольше обычных батареек»); долговечность («" Индезит" прослужит долго»); надежность («Надежная бытовая техника существует — доказано " Zanussi"»); мощность, Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада... 93 скорость, прочность, экономичность, удобство обслуживания и т.д. — в зависимости от специфики рекламируемого товара. Именно этот вариант позиционирования имеет, на мой взгляд, наиболее благоприятные перспективы с точки зрения эффективного воплощения его в ярких рекламных образах, о чем пойдет речь в следующем разделе этой главы. 2. Ценовое позиционирование является одним из наиболее распространенных, учитывая, что для большинства российских потребителей цена до сих пор остается важнейшим критерием выбора товара. Чаще всего упор, естественно, делается на низкие цены. Вот несколько екатеринбургских примеров: фирма «Надэль» (продажа швейных машин) — «Любые модели дешевле в " Надэли"»; магазин «Бонус» (бытовая и видеотехника) — «Дешевле — только даром»; «В магазинах " Хоз-товары" невысокая цена» и т.д. Иногда это позиционирование приводит к почти абсурдным заявлениям: так, одна из екатеринбургских мебельных фирм, желая подчеркнуть низкие цены на свою продукцию, регулярно использует в своей рекламной продукции более чем двусмысленный слоган «Мы делаем жизнь дешевле». Думается, что здравый смысл, присущий большинству людей, должен удерживать их от общения с подобными продавцами, пытающимися удешевить их жизнь... Конечно, подобных ляпов не так уж и много. Однако простое заявление о низких ценах все реже становится залогом успешного позиционирования товара.: Во-первых, потребители все более осторожно относятся к подобным заявлениям, не без оснований полагая, что низкая цена является синонимом низкого качества товара. Во-вторых, даже среди российских потребителей все более распространенным становится представление о том, что потребление дешевых товаров является признаком низкого социального статуса. В-третьих, очень сложно бывает реально позиционировать товар (т. е. выделить его среди конкурентов), когда эти самые конкуренты тоже делают упор на свои низкие цены. Поэтому все чаще при позиционировании, основанном на низкой цене, рекламисты прибегают к многочисленным «рекламным хитростям»: * вместо грубого и неказистого выражения «низкие цены» используют «эв «пытаются увязать качественно-ценовое позиционирование с названием торговой марки: так, в рекламе холодильника «Мир» используется слоган «Мировое качество — Мирные цены», а в рекламе сигарет «LD» — «Ьучшая цена за Оостойное качество»; * используют ценовой прессинг: «Найдите дешевле, и мы возместим Вам 110 % Позиционирование по низкой цене товара в отечественной рекламе довольно редко сопровождается удачными дизайнерскими решениями. Чаще всего именно 94 Глава 3 слоганами и яркими флуоресцентными айстопперами (т.е. останавливающими взгляд изображениями) все и ограничивается. Предположение о том, что низкая цена или скидка сами по себе являются достаточным поводом для покупки, успокаивает рекламодателей, а вместе с ними и дизайнеров. Вместе с тем, если вспомнить бесконечные торговые витрины, практически всегда пестрящие многоугольными звездами с надписями «Распродажа», «Sale!», «Скидки до 70%» и т.п., становится очевидным, что подобная реклама все менее способна исполнять возложенную на нее функцию. Основная же проблема, по-видимому, заключается в той психологической двойственности, которая во многом порождена самой рекламой: потребителям (не только российским и не только бедным) нравятся низкие цены, однако любовь к самому себе (именно в российском варианте) не терпит суеты и мелочной экономии. Эта любовь, впервые за долгие десятилетия согревшая россиян, привыкших стыдиться естественной тяги к вещам, предполагает ответное понимание со стороны продавца товара. Потребителю хочется, чтобы низкая цена (или скидка) была оправдана каким-либо специальным поводом: например, летняя или рождественская распродажа, открытие нового торгового центра или праздничная акция фирмы, предшествующая покупка товара той же марки или что-то подобное (что смогут предложить ему догадливые рекламисты). В такой ситуации он ощущает себя не столько покупателем дешевых товаров, сколько удачливым, расчетливым, сообразительным, можно сказать, профессиональным потребителем, выбравшим достойный его товар и при этом сэкономившим «кучу денег». Это приятное чувство победы в борьбе с обступившей его со всех сторон товарной массой, а также конкурирующими в нем самом потребительскими желаниями сохраняется надолго, определяя тем самым позитивные ассоциации и с торговой маркой купленного товара, и с торговой «точкой», в которой «победа» была одержана. - Еще более ценно для потребителя, когда снижение цены определяется его собственным «исключительным статусом» — не случайно все более популярными становятся дисконтные или так называемые «клубные карты», дающие право на определенные, скидки в одной или нескольких фирмах. Разумеется, ни о каком клубе речь не идет, но обладатель такой карточки получает главное — представление о своей «посвященности» в избранное общество. В то же время западная реклама демонстрирует немало удачных находок позиционирования по низкой цене. Например, рекламный ролик одной из марок часов (Каннский фестиваль, 1998 год) остроумно «обосновывает» низкую цену товара, показывая команду его создателей: «Разработали нормальные люди, а цену придумал идиот». Реклама шведской фирмы «IKEA» уже многие годы представляет яркие решения, в основе которых различные варианты обыгрывания низкой цены (рис. 3.2.2). Более сложной, но все более популярной версией, используемой в рамках данной стратегии, является представление исключительно высоких качеств товара, обусловливающих его высокую цену. Это давно распространенная технология за рубежом. Многие товары имеют высокий статус в сознании потребителя именно благодаря своей высокой цене, поддерживаемой рекламными обращениями. Эта, поддержка редко опирается на прямые заявления о высоких ценах, хотя рекламные сообщения типа «Похудеть навсегда. Дорого», несомненно, находят своих адре- Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада...
96 Глава 3 сатов. Именно в этом варианте позиционирования преобладает дизайн, подчеркивающий дороговизну рекламируемого товара посредством набора целого ряда стереотипных приемов/Например, размещение дорогого товара на заведомо «престижном» фоне (нередко в этом качестве выступает исторический антураж) или в ситуации, ассоциирующейся с высоким статусом, включение.в рекламное изображение различных атрибутов роскоши или персонажей, символизирующих своей одеждой, позами, манерами и т. п. богатство и респектабельность (рис. 3.2.3). 3. Позиционирование по ситуации использования или по способу применения, 4. Позиционирование по отношению к товарной категории может быть использо
* идентификация торговой марки с товарной категорией. Потребность в этом * обозначение статуса торговой марки внутри товарной категории. Исполь Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада...
Рис. 3.2.3. Фирма «Bang & Olufsen», известная своим весьма не дешевым оборудованием, бросает вызов классическим приемам «дорогого позиционирования», основанным на использовании различных атрибутов роскоши. Люди-«сэндвичи» (обычные персонажи распродаж) носят плакаты, гарантирующие бесповоротное отсутствие каких бы то ни было скидок Глава 3 ...» расширение границ товарной категории — например, рекламная кампания пасты «Аквафреш» представляет ее не как зубную, а как пасту для всей полости рта. Персонажи рекламного ролика с первых секунд шокируют зрителей заявлениями о том, что они больше не пользуются зубной пастой. Далее ситуация проясняется благодаря логическому построению новой концепции позиционирования: зубная паста воздействует только на зубы, а вот «Аквафреш» защищает всю полость рта. Следовательно, «Аквафреш» — это больше чем просто зубная паста, это паста для всей полости рта. Аналогичный подход использован в рекламе мыла «Dove», которое представлено не как обычное мыло (ведь «мыло сушит кожу»), а как на четверть состоящее из увлажняющего крема. При этом слово «мыло» по отношению к новому товару вообще не используется. 5. Позиционирование по отношению к конкурентам предполагает возмож » дистанцирование от конкурентов, носящих то же самое название. Такая ситуация возможна, при использовании в качестве названия товара места его производства (происхождения), в этом случае разрешение на регистрацию названия в качестве торговой марки может быть выдано одновременно двум и более производителям. В практике екатеринбургской рекламы уже не пер-. вый год идет борьба между несколькими производителями минеральной воды «Обуховекая», каждый из которых с помощью различных аргументов доказывает свое право называться «настоящей " Обуховской"»; 4 дистанцирование от конкурентов, использующих популярное марочное название для продвижения продукции других марок. Яркий пример — рекламные обращения фирмы «Jeep», вызванные тем, что марочное наименование «Jeep» очень многими потребителями, а также автомобильными дилерами используется как общее видовое название автомобилей-внедорожников. Лейтмотив этих обращений: «Есть только один " Jeep"». Хотя с подобной ситуацией столкнулся целый ряд фирм, торговые марки которых стали жертвами собственной популярности (например, копировальные аппараты «Xerox», детские подгузники «Pamper's», алкогольные напитки «Cognac», «Шампанское» и пр. — эти марочные наименования вошли в языковой арсенал потребителей как названия товарных групп), большинство из них предпочитает отстаивать свои права через судебные механизмы, а не с помощью рекламы; «подчеркивание преимуществ в сравнении с конкурентами. Эта стратегия может быть особенно полезна в той ситуации, когда товар не является лидером в своей товарной группе. Классический пример такого позиционирования связан с рекламной кампанией американской фирмы по прокату автомобилей. Не претендуя на роль лидера в своей товарной группе, фирма «Avis» заявила: «Мы только вторые, поэтому мы стараемся больше других». В результате ей удалось привлечь к себе значительное количество клиентов других фирм. 6. Позиционирование по потребителю продукта кажется простым- только на Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада... 99 социальной структуре и далее нацеливаться на выбранный социально-демографический сегмент рынка. Рекламные кампании сигарет «Vogue» и «Virginia» активно выявляют их «женское» предназначение, многие банки в рекламе своих услуг подчеркивают: «Только для солидных клиентов». «" Pepsi" — выбор нового поколения», «" Милки Вэй".— только для детей», «" Gillette" — лучше для мужчины нет» — эти рекламные слоганы стали уже классикой... В то же время исследования последних лет все чаще демонстрируют недостаточность социально-демографических критериев для описания потребительского поведения, соответственно, возникает проблема эффективности подобного позиционирования и в рекламе. Все чаще рекламисты пытаются «нащупать» потребителя и установить с ним контакт посредством более сложных вариантов данного направления позиционирования. Речь идет не только о различных исследованиях психографических характеристик потребителя или его образа жизни, хотя они чрезвычайно важны для понимания объекта рекламного воздействия. Не менее важным, на мой взгляд, становится художественное (по.своей сути) моделирование рекламного образа потребителя, с которым реальный потребитель мог бы себя идентифицировать. Это позиционирование опирается не столько на исследования, сколько на проектную интуицию дизайнера и его способность воплощать типологические характеристики потенциального потребителя в индивидуальных чертах рекламного персонажа... Мы еще будем говорить об этом в следующей главе. 7. Акцентирование выгод и возможностей потребителя. Данный подход пред 8. Позиционирование по эмоциональным характеристикам (отношение потре Глава 3
Рис. 3.2.4. Пример многообещающего позиционирования возможностей: «Великие идеи всегда приходят...», главное — поставить в нужном месте чашечку кофе «Heridia» («Каннские львы» — 2002) Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада.., 101 рациональным «собратьям». Эмоциональное позиционирование, по их мнению, имеет смысл лишь тогда, когда объективные характеристики конкурирующих товаров оказываются одинаковыми и не удается найти нечто особое, похожее на УТП, в рекламируемом товаре, либо тогда, когда речь идет о специфических товарных группах (например, парфюмерия или женское белье), изначально предполагающих погружение в эмоции. Разумеется, достоинства и преимущества товара, убедительно представленные с помощью описанных выше вариантов позиционирования, зачастую являются вполне достаточным аргументом в пользу потребительского выбора. Однако существуют различные «но». Во-первых, эмоциональные характеристики товара во многих случаях являются не менее важной составляющей частью дизайн-концепции вещи, чем ее функциональные характеристики (которые все чаще похожи друг на друга, что не позволяет рекламистам сформулировать для потребителя четкие критерии и ориентиры выбора). Во-вторых, подход, основанный на изложении торговых аргументов пункт за пунктом и дающий в результате обращения с относительно жесткой структурой, сегодня все менее эффективен, особенно в отношении к молодому поколению потребителей. Найти отклик в их душах можно не столько с помощью ясного и четкого изложения фактов, сколько с помощью атмосферы, создаваемой рекламным обращением. Выбор товара во многих случаях определяется чувством, которое испытывает индивид по отношению к этому товару. А это чувство редко является лишь следствием рациональных рассужденийЛ О некоторых примерах эмоционального позиционирования мы уже говорили и еще не раз к нему вернемся. Однако необходимо отметить, что пока современная практика российской рекламы чаще демонстрирует примеры эмоционального позиционирования товаров, которое «маскирует» отсутствие действительных отличий товара: например, продукты «Моя семья»: «Что может быть любимей?», соки «" Любимый сад" — для своих, любимых», «" Любимая чашка" — молоко для самых любимых», «" Мое любимое" — масло мягкое» и т. д. 9. Перепозиционирование. Разумеется, технология позиционирования предполагает значительно более широкий выбор направлений для представления товара потребителю. Описать их все практически невозможно, тем более что рекламисты постоянно формируют все новые подходы. Поэтому обзор стратегий позиционирования мы завершим представлением принципа, который по своей сути является наиболее проектным. Он основан на оппозиции по отношению к господствующему в данной товарной группе рекламному контексту, иными словами — на перепозиционировании самого товара или решаемой им проблемы. Один из ярких примеров перепозиционирования туристических услуг демонстрирует, рекламный ролик — победитель фестиваля «Каннские львы» 1997 года. Краткое содержание ролика: молодой человек присаживается на скамейку рядом со зданием, от которого в этот момент отваливается внушительный каменный 1 Сэндидж Ч„ Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: теория и практика. — М.: Прогресс, 1989. — С. 229. 102: f. Глава 3 фрагмент и начинает падать на голову несчастному. Немедленно появляется Смерть с косой и присаживается рядом в ожидании скорой добычи. Перед взором молодого человека начинает проноситься бесконечный калейдоскоп событий и приключений, которыми была наполнена его жизнь. Утомленная ожиданием, старуха-смерть засыпает, молодой человек на цыпочках удаляется, счастливо избежав ее объятий... Закадровый голос раскрывает рекламный смысл ролика: «Перед смертью человека перед его глазами проносится вся его жизнь. Так что запаситесь воспоминаниями». Этот рекламный ролик представила широкой публике одна из туристических ассоциаций, метафорически показав, что мотивация, связанная с потреблением туристических услуг, может основываться на базовой человеческой потребности в самосохранении. Пример из практики автора связан с разработкой серии рекламных плакатов для конкурса «Реклама против наркотиков» (работа выполнена РГ «Cruture», креатив — Е. Павловская, дизайн — С. Редин, Г. Чернова, Екатеринбург, 1999). Проведенный анализ показал, что при создании рекламы в этом социальном направлении проблема употребления наркотиков позиционируется в таких категориях, как опасность, разрушение личности, смерть, горе близких наркоману людей и т. п. Результат — в рамках ограниченного жесткими стереотипами позиционирования происходит бесконечное воспроизводство близких по сути рекламных образов. Основной мотив, который должен привести к отказу от наркотиков, — это страх смерти. Хотя многие специалисты уже давно признают низкую эффективность такого подхода. Данная ситуация привела творческую группу к необходимости по-иному позиционировать саму проблему наркомании. Выбранный подход фиксировал проблему следующим образом. Существует подростковая (отчасти переходящая к более старшим возрастным группам) «мифология», которая не просто оправдывает употребление наркотиков, но и обеспечивает наркомана надежной психологической защитой, снимает страх перед наркотиками, возвышает его в собственных глазах и (как он полагает) в глазах ближайшего окружения, облегчает первый реальный контакт с ними. Эта «мифология», помимо иных форм, воплощается в расхожие слэнговые конструкции, манипуляция которыми обеспечивает псевдогероический статус человека, употребляющего наркотики, в подростковой среде. Соответственно, проблема борьбы с самими наркотиками была перепозиционирована в проблему борьбы с этой «мифологией». В качестве основной рекламной идеи использовалось смысловое «выворачивание наизнанку», обнаружение скрытого катастрофического значения «крутого» тинэйджерского жаргона. В каждый из пяти плакатов данной рекламной серии были включены выстроенные по общей схеме эпатирующие заголовки, являющиеся прямыми слепками наиболее «раскрученных» слэнговых выражений, например «Наркотики? Ну это типа клева...» («круто», «прикольно», «полный улет», «и все такое»). Визуальный ряд (метафорические образы, на первый взгляд никак не связанные с темой наркотиков) выполнял основную функцию смыслового «выворачивания» и был рассчитан на последовательное восприятие. Ярко освещенная рыба при ближайшем рассмотрении оказывалась пойманной Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада... 103 на крючок, яйцо — треснувшим, бабочка — приколотой большой булавкой... Плакатные тексты были направлены на дополнительное раскрытие смысла используемых визуальных метафор и апелляцию к мотивам антинаркотического поведения. Потребность в автономии (стремление освобождаться от ограничений и принуждения, быть независимым и действовать в соответствии с собственными побуждениями —. плакат «Клево...»); потребность в избегании позора, унижения, состояния обманутости («Круто»); потребность в самосохранении («Прикольно» и «Полный улет»); наконец, просто брезгливое отношение к наркотикам: «Все — такое!» (рис. 3.2.5). Выбор стратегии позиционирования. При наличии достаточно широкого спектра возможностей позиционирования ключевым вопросом становится выбор оптимальной стратегии или нескольких стратегий одновременно (так называемое мультипозиционирование). У каждого из этих подходов — моно- и мультипозицио-нирования — есть свои плюсы и минусы. Известно исследование 213 успешных транснациональных торговых марок, показавшее, что концентрированная стратегия позиционирования (по одной характеристике), как правило, позволяет добиваться большего объема продаж, завоевания большей доли рынка и соответственно большей прибыли, чем мультипозиционная стратегия. В то же время последняя — это своего рода попытка застраховаться от возможных неудач путем привлечения покупателей с разными потребительскими мотивами1. Появляются исследования, которые пытаются опровергнуть версии «одной главной идеи» как неотъемлемого условия эффективной рекламы. Авторы издания «Новый макси-маркетинг» одну из глав своей книги так и назвали: «Одисфункциональная реклама и стимулирование сбыта эволюционируют в многофункциональную интерактивную маркетинговую деятельность». По их мнению, однофункциональная реклама может полностью выйти из моды, так как представляет собой наиболее затратный путь использования маркетингового бюджета. Выход — в сочетании двух, трех, четырех функций в одном рекламном усилии для достижения многих целей2. Вместе с тем хотелось бы отметить, что одним из важных критериев выбора варианта позиционирования (наряду с такими критериями, которые определяются маркетинговыми целями и ограничениями) является возможность эффективного воплощения выбранного варианта в конкретных дизайнерских решениях. Именно поэтому на практике аналитический этап разработки рекламной концепции во многих случаях не заканчивается выбором одного варианта позиционирования. Работа над рекламной концепцией продолжается с несколькими наиболее перспективными (по оценкам проектировщиков и заказчика) вариантами позиционирования. Далее мы обратимся к тем проектным технологиям, которые позволяют воплотить содержание рекламной концепции товара в конкретных формах. При этом мы помним, что речь идет не о конечном рекламном продукте (рекламном образе), а лишь об одной из его составляющих. 1 Росситер Р., Перси Л. Реклама и продвршение товаров. — СПб.; Питер, 2000. — С. 165. '- Рэпп С., Коллинз Т. Новый макси-маркетинг. — Челябинск: Урал LTD, 1997. — С. 517-521. Глава 3
Рис. 3.2.5. Перепозиционирование проблемы: от запугивания наркотиками — к дискредитации подростковой мифологии, оправдывающей их употребление Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада... 105 3.3» Проектные технологии воплощения рекламной концепции товара: «Кто знает в лучшем толк, тот выбирает., *»
|