Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Все на демонстрацию!
На протяжении многих десятилетий развития рекламы было накоплено ргромт ное количество средств и приемов, нацеленных на то, чтобы максимально эффективно представить достоинства рекламируемого товара в соответствии с заявленным УТП или позиционированием. Мы выделим главным образом те проектные технологии, которые позволяют обнаружить общие методологические подходы к созданию концепции товара и в дизайне, и в рекламе. Именно поэтому для их названий в этой книге использованы термины, устоявшиеся в отечественной теории дизайна, — в частности «функционально-морфологические трансформации», «сценарное моделирование», «метафорическое смыслообразование». Следует отметить, однако, что речь не идет о простом заимствовании терминов и стоящих за ними проектных подходов к созданию дизайнерской концепции вещи. Полноценное развитие дизайна рекламы предполагает их творческое осмысление, переработку и поиск собственных средств выразительного представления проектируемого образа. Начнем же мы с подхода, который, пожалуй, наиболее освоен в рекламной практике и наиболее полно представлен в различных рекомендациях по созданию рекламы. Этот подход, который на самом деле объединяет достаточно широкий ряд проектных возможностей, обозначим общим термином «демонстрация». Если попытаться выразить проектную суть данного подхода, то можно сказать, что «демонстрация» — это поиск определенной точки зрения, позволяющей эффективно показать заданное свойство товара. Представим себе дизайнера-рекламиста, который бегает вокруг товара и решает для себя, как выгодно показать товар потребителю.... Приемы представления товара «лицом». Простейший способ демонстрации — это показ товара «лицом». В большинстве случаев использование данного способа позволяет практически «не напрягаться» по поводу разработки рекламной концепции. Именно поэтому он основной, а зачастую — единственный в арсенале полупрофессиональных рекламистов. Стандартное фотоизображение плюс подпись к нему, отдаленно похожая на слоган, — вот, собственно, и вся «рекламная премудрость». Подобный «предметный натурализм» уже давно критически оценен в отношении изобразительного художественного творчества. Вот, например, ироничное высказывание И. Гёте: «Если я совершенно точно спишу мопса своей возлюбленной, то у меня будет два мопса, но еще ни одного художественного произведения». Хотя, по мнению специалистов, копирование в искусстве может выполнять полезные функции, передавая рациональную информацию об объекте, специфика художественной деятельности при этом утрачивается'.. 1 Бранский В. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. — Калининград: Янтарный сказ, 1999. — С. 58-59. 1 об Глава 3 Фактически то же самое мы можем сказать в этом случае и о возможности создания рекламного образа. Из всех свойств рекламируемого товара потенциальный потребитель может приблизительно воспринять и отчасти оценить только его внешние характеристики. Все остальное либо скрыто от воспринимающего рекламу, либо предлагается в виде текста, который нужно принять на веру. По сути потребитель ставится в позицию посетителя не слишком хорошо организованного супермаркета: перед ним множество разнообразных товаров (в их роли выступают рекламные изображения), а его выбор определяется случайной совокупностью факторов, с трудом поддающихся логическому расчету. Следует признать, что определенную пользу с точки зрения привлечения возможного потребителя подобный «рекламный супермаркет» имеет в тех случаях, когда контакты с рекламным обращением происходят с необходимой частотой или когда у реципиента имеются соответствующие психологические установки (например, целенаправленный поиск нужного товара). И, разумеется, если грамотно использованы другие элементы рекламной коммуникации. Тогда в памяти потенциального потребителя могут отложиться названия самого товара и фирмы-изготовителя, внешние характеристики товара и его упаковки, при желании он сможет позвонить в магазин или в офис рекламодателя, дополнительную ценность товару может придать репутация издания, в котором была представлена реклама, и т.д. Однако все сказанное выше по поводу полупрофессионализма отнюдь не означает, что мы должны пренебрежительно относиться к этому приему. На самом деле прием «товар лицом» может быть вполне эффективным. Его профессиональное использование подразумевает актуализацию достаточно разнообразных инструментов композиционного воздействия на потребителя, таких как масштаб, фон, ракурс, освещение, расположение, графика и т. д. Наконец, целостный образ, который выполняет функцию «литейной формы» для органического синтеза всех этих элементов, и вербальное сообщение, которое организует процесс восприятия. Главным признаком профессионализма становится умелая и тонкая манипуляция этими инструментами, позволяющая адекватно воплотить рекламную концепцию. Можно, например, максимально приблизить изображение товара к зрителю, обеспечив возможность детального рассматривания технологически безупречных стыков, или, напротив, отдалить и уменьшить изображение, представив новую форму в самом выразительном ракурсе. Можно показать товар на ярком, контрастном, графичном фоне, подчеркнув тем самым его «молодежный характер», а возможно — на фоне изысканных драпировок или благородных фрагментов старинных развалин, как бы передающих товару свою изысканность и благородство. Можно использовать гиперреалистичное фотоизображение, выявляющее все тонкости замысловатой фактуры, а можно — намеренно небрежный рисунок пастелью, демонстрирующий безусловное превосходство товара в своей группе, не требующее никаких доказательств и рекламных ухищрений. Кроме того, следует отметить, что возможности данного приема даже в рамках печатной рекламы не исчерпываются лишь арсеналом композиционных средств, используемых для передачи визуальной информации. В качестве дополнительных каналов воздействия на потенциального потребителя могут быть включены обоняние, осязание, вкус, слух. То, что в рекламе парфюмерной продукции иногда Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада... 1: 07 применяются запахи (например, пропитка журнальных страниц отдушками рекламируемых духов); при рекламе высококачественной бумаги или тканей потребителю предлагается ощутить натуральную фактуру и приятное шуршание или шелест небольших образцов; разовые пакетики чая или кофе, вложенные между страницами каталога или журнала, полностью передают вкус и аромат рекламируемых напитков — всем известно... Это — уже традиционные примеры рекламного самплинга (от английского «sampling» — попробовать), используемого для указанных групп товаров. Однако данная технология, несомненно, могла бы быть использована и для печатной рекламы ряда других товаров. Иными словами, потенциал подобного представления не так уж мал. Главное — установка дизайнера-рекламиста на то, что использование многочисленных разновидностей приема «товар — лицом» обеспечивает реальную возможность разыграть самые различные варианты рекламной концепции товара. Демонстрация товара в действии. Это логическое продолжение предыдущего приема: к визуальному представлению товара добавляется представление эффектных результатов его использования. Действительно, как можно убедить человека, часто заведомо не доверяющего рекламе, что рекламируемый товар действительно хорош? По мнению многих специалистов, едва ли не самое эффективное средство в этом случае — демонстрация товара в действии (рис. 3.3.1). Вот не совсем рекламный, но очень показательный, на мой взгляд, пример. Возможно, многие еще помнят, как в самом начале перестроечных времен на наших улицах появились какие-то люди, которые, сидя за допотопными столиками и орудуя примитивно-кустарным приспособлением, на глазах у изумленной публики поднимали спущенные петли капроновых и эластичных чулок. Приспособление шло нарасхват, обеспечивая производителям баснословные прибыли. А теперь представим, что эта невзрачная штуковина без названия попала бы под мутное оргстекло на прилавке галантерейного магазина. Шансы на ее удачный сбыт стремительно приближались бы к нулю... Сейчас безусловным лидером в использовании этого приема являются многочисленные TV-шопы. Различные программы наглядно и убедительно демонстрируют действие то чудо-швабры, то очередного тренажера, то суперпятновыводителя... Правда, значительная стоимость телевизионного времени для длинного рекламного сюжета при незначительной аудитории таких программ неизбежно ведет к высокой стоимости самих рекламируемых товаров. Хотя возможности печатной рекламы при демонстрации в действии существенно ниже, они могут успешно конкурировать со своими дорогостоящими телевизионными «собратьями» по совокупности показателей «стоимость—эффект». При этом среди печатной продукции такие обращения, как правило, выделяются достаточно ярко. Акцентируются в данной проектной технологии (в соответствии с позиционированием) функциональные свойства товаров, выгоды и преимущества, получаемые потребителем и т. д.) Если перевести позиционирование на конкретные рекламные приемы, то можно говорить о целом спектре направлений, из которых мы рассмотрим на примерах лишь небольшую часть. Приемы «проблема — решение»; «до и после» показывают эффективные и наглядные результаты использования товара. Например, рекламное объявление Глава 3
Рис. 3.3.1. Эти примеры, относящиеся к наружной и печатной рекламе, доказывают блестящие возможности творческого использования приема демонстрации: металлический щит ржавеет под воздействием атмосферных факторов, зато алюминиевый кузов автомобиля «Audi» проявляет свои лучшие свойства; а средство для усиления мужской активности «Hi Rise Ginseng capsules» действует так эффективно, что врядли «несчастной» жене удастся отправить письмо своему доктору... («Каннские львы» — 2002 и 1999) «Не копи — купи!», ставшее победителем VII Московского международного фестиваля рекламы в номинации «Средства массовой информации», четко фиксирует потребительскую проблему — беспорядочное множество клочков бумаги, содержащих информацию об услугах, товарах, фирмах, с адресами, телефонами, фамилиями и т.д. Радикальным решением этой проблемы становится рекламируемый справочник «Желтые страницы». Еще один пример: серия наружной рекламы автошин «Nokia Tyres». Плакаты разделены на две части. В левой части изображение одной из «проблем» — группа мужчин выталкивает забуксовавший на дороге автомобиль или водитель, вынужденный менять в дороге колесо. Суть проблемы для потенциальных потребителей зафиксирована с помощью заголовков: «Настоящая северная дорога», «Настоящий северный водитель». В правой части — формулировка «решения»: «Нужна настоящая северная шина» — и конечный «ответ» — «Nokia Tyres». Иногда «деликатность» проблемы определяет необходимость оставить ее «за кадром», представив потенциальному потребителю лишь «прозрачный» намек на результат и способ его достижения. Так, рекламный Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада.... 109 слоган «Все у Вас получится» для слабительного средства «Калифиг» размещен на каждом отрывном фрагменте рулона туалетной бумаги. Демонстрация типа «до и после» предполагает обычно парные картинки, на одной из которых изображен явно нуждающийся в совершенствовании объект воздействия рекламируемого товара (грязная рубашка или ткань с катышками, лысый мужчина или тучная дама, прыщавый юнец или искривленные ноги), на другой — результат этого воздействия (безупречно чистая рубашка и ткань без катышков, мужчина с буйной растительностью ла голове и изящная красотка и т.п.). Хотя и при использовании такого надежного приема рекламисты допускают немало ошибок. Например, прием «до и после» теряет смысл при низком качестве полиграфии, характерном для многих газет и листовок, или мелком масштабе изображения, которые не позволяют идентифицировать «парные объекты» (рис. 3.3.2). Сравнение способов решения проблемы. Очевидно, что почти любая проблема может быть решена различными способами, в том числе с помощью различных типов товаров. Задача описываемого приема заключается в том, чтобы представить рекламируемый товар как наиболее эффективный (простой, доступный, дешевый, быстрый, надежный и т.д.) способ разрешения имеющейся у потребителя проблемы. Например, в рекламе медицинского препарата, применяемого для борьбы с ногтевым грибком, показаны некоторые способы сокрытия этого самого грибка: наперсток, шерстяной и бумажный напальчники... Но, разумеется (и рекламное обращение убеждает потребителей в этом), лучший способ скрыть грибок — это избавиться от него с помощью средства «Lamisil». В рекламе лекарства от насморка «Длянос» флакончик этого препарата противопоставляется высокой стопке носовых платков. Практически идентично построена серия телевизионных рекламных роликов «" Рондо" — есть способ лучше» (сквозной слоган серии— «Свежее дыхание облегчает понимание»). Попыткам скрыть несвежесть дыхания с помощью противогаза, бумажного пакета, вентилятора и т. п. противопоставлены освежающие дыхание конфеты. Аналогично и дизайнерское решение полиграфической рекламной серии средства от прыщей «OXY», разработанной венгерским представительством агентства «Ogilvy». Лицо юноши закрывают то противогаз, то огромный шар из сладкой ваты, то пицца, то платок от чалмы (рис. 3.3.3). Хотелось бы отметить,.что в использовании данного приема авторы последней рекламы сделали мощный рывок в сторону интерактивности — уличные рекламные плакаты покрывались полиэтиленовой пленкой с воздушными пузырьками, которая применяется для упаковки компьютерной и бытовой техники. «Вкупе с интерактивным заголовком " Дави сюда! " эта реклама порождала.стопроцентный интерес у целевой группы — и, надо думать, веселое щелканье " прыщей"»'. Почти в гротескном варианте использован данный прием в рекламе туристического агентства, ставшей финалистом VII Московского международного фестиваля рекламы. Чтобы услышать шум моря, можно, конечно же, обойтись «подручными» средствами: в обрамлении поднятой унитазной крышки представлена надпись 1 OXY: Прыщи - это старо // Yes (Рекламные идеи). - 2002. - № 1. - С. 26-28. Глава 3
Рис. 3.3.2. Традиционная версия приема «до и после» обязательно обещает потребителю радующие глаз изменения... Однако последние рекламные интерпретации этого приема все более жестоки. Даже если ты похудеешь еще на пару размеров, ты так и так останешься толстухой. А потому — какой смысл отказывать себе в любимом шоколаде «Godiva»... Зато память о посещении одного из злачных мест Амстердама сохранится надолго... («Каннские львы») Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада...
«straight to the sea!» (прямо к морю) и стрелка, указывающая направление непосредственно в унитаз. Или же свяжитесь с туристическим агентством, — призывает реклама. Приемы сравнения «пользователя и непользователя» могут быть не менее эффективны в демонстрации достоинств товара. Особенно в тех случаях, когда в качестве «потребителя» и «непотребителя» выступают похожие друг на друга люди. «Даже близнецов легко отличить по улыбке», — утверждает заголовок рекламы Рис. 3.3.3. Любые проблемы можно решать различными способами. Например, скрыть прыщи с помощью противогаза или паранджи, нашить на жилет множество карманов, чтобы разместить в них принадлежности для фотосъемок, а когда станет скучно — просто поковырять в носу... В данных примерах реклама предлагает товар как более эффективный способ решения продемонстрированных проблем. Ведь сколько ни прячь прыщи, ты все равно будешь похож на эту пиццу (поэтому воспользуйся «OXY»), один маленький фотоаппарат «Sony» сделает то же самое, •, что и вся эта груда фотоаппаратуры, а поковырять в носу гораздо интереснее с помощью игрушечного экскаватора «Matchbox»... 112 Глава 3 отбеливающей зубной пасты «Аквафреш». На одном рекламном плакате рядом расположены изображения двух сестер-близнецов, отличающихся друг от друга лишь цветом зубной эмали. У одной ослепительная улыбка, у другой — -весьма обычные желтоватые зубы. Разумеется, первая, в отличие от второй, регулярно чистит зубы рекламируемой зубной пастой (рис. 3.3.4). Несколько иная версия этого приема использована в телевизионной рекламе моющего средства для посуды «Fairy». Жители рекламных деревень Вилла-Риба и Вилла-Баджа, уже вошедшие в массовую культуру как герои многочисленных анекдотов, совершенно по-разному проводят праздничное время. Одни из них через несколько минут после пиршества веселятся и пляшут, другие часами оттирают огромные противни, на которых готовилась еда. Первые, конечно же, пользуются «Fairy», вторые еще не знают о его существовании. Гораздо более жестко (явно на грани соблюдения Закона о рекламе) исключительность пользователя подчеркивается в журнальной рекламе напитка «RC-кола»: яркий во всех смыслах представитель молодежной субкультуры с экстравагантным заморским зверем-игуаной на поводке, уверенно шагающий по жизни нога в ногу с рекламируемым напитком, представлен на фоне темных, унылых, застывших личностей, держащих на своих поводках стандартных представителей животного мира — собак. Не менее унизителен для «не-пользователей» слоган этой рекламы: «Кто не знает — тот отдыхает!» Как особую разновидность этого приема можно охарактеризовать демонстрацию результата неиспользования товара. Хотя сам «не-пользователь» остается за рамками рекламы, его незавидная участь может быть более чем очевидна. Пример, ставший классикой российской наружной рекламы: дыра в форме автомобиля, зияющая на фоне городского пейзажа, — плачевный результат отказа от использования автосигнализации. «Угнали? Надо было ставить " Clifford" — убедительный аргумент в пользу рекламируемого товара. Демонстрация принципов действия товара, как правило, акцентирует такие характеристики, как особый состав или структура товара, простота и удобство его использования, многофункциональность и т. д. В рамках этого приема могут быть использованы такие «рекламные приспособления», как «схема», «рентген», «микроскоп», «разрез» и т. п. Демонстрация технологий производства товара позволяет представить его безупречное качество или особые свойства: «Многие еще не поняли, почему " Очаковское" называют " живительным пивом"». Вместо консервантов мы используем особую систему фильтрации», — утверждает персонаж телевизионного ролика на фоне этой самой системы. Гораздо более интересно производственные технологии продемонстрированы в рекламных роликах — обладателях наград Каннского фестиваля рекламы. В одном из них мы видим немолодого уже человека, который на первый взгляд ведет себя достаточно странно. Он явно погружен в свои мысли, невпопад останавливается, хватается за крышку мусорного бачка, нервно прислушивается ко всем звукам, связанным с закрыванием различных предметов... Затем мы видим его в белом халате с фирменным беджем на нагрудном кармане. Он удовлетворенно закрывает дверку автомобиля. «" Фольксваген" — машина, сделанная одержимыми...» Рекламная концепция товара: толстый-толстый слой шоколада...
Рис. 3.3.4. Достоинства рекламируемого товара можно подчеркнуть с помощью противопоставления его потребителя (приверженца) тем или тому, кто не пользуется данным товаром. Причем в роли последнего способен выступить и сам новоиспеченный пользователь... 114 -:; Глава 3 В другом ролике мы видим человека, который, заслышав шум приближающегося самолета, стремглав бежит к своей корове и нежно закрывает ей уши. Только непуганые коровы могут дать хорошее молоко, из которого можно приготовить великолепный сливочный сыр... Хотелось бы последними двумя примерами продемонстрировать, что на самом деле приемов демонстрации в рекламе — огромное множество...
|