![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности и мотивы — все тайное становится явным
На сегодняшний день нет недостатка в исследованиях (как западных, так и российских авторов), затрагивающих различные аспекты мотивации потребительского поведения. Вкратце остановимся на некоторых положениях этих исследований, представляющихся наиболее значимыми для дизайна рекламы. Именно в том ракурсе, который позволяет дизайнерам не просто понимать сущность рекламного воздействия, а использовать это понимание в своей проектной деятельности. Итак, начнем с того, что признают большинство психологов: мотив — это стойкое предрасположение, направляющее поведение на достижение определенной цели. Система мотивации тесно взаимосвязана с системой ценностей — как персональных, так и социальных (о ценностях пойдет речь в завершающей части этой главы). В основе мотивов (или движущих сил) человеческого (в том числе — потребительского) поведения лежат потребности. Мотивацию можно охарактеризовать как движущую силу между существующей у человека потребностью и неким идеальным состоянием, в котором данная потребность удовлетворена. Соответственно возникает вопрос: что же такое потребность? ' Рожков И. Реклама: планка для «профи», — М.: Юрайт, 1997. — С. 73. Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 153 Есть предмет — есть потребность. Самая простая (и, пожалуй, наиболее близкая дизайнерам) теория потребностей основана на их предметном характере. Суть ее заключается в том, что потребность возникает тогда, когда появляется некоторый предмет (в контексте этой книги — вещь или товар).... Ряд психологов полагают, что потребность является отражением в сознании человека того предмета или объекта, который может ее удовлетворить. Если такого предмета не существует, то и самой потребности тоже нет (ну, например, не было когда-то телевизоров или компьютеров — не было и потребности в них). Конечно же, можно поспорить о сути самой потребности: что именно нужно человеку — телевизор или получаемые с его помощью информация, развлечения, релаксация? Но, на мой взгляд, все-таки придется признать, что существуют не только потребности, удовлетворяемые с помощью того или иного предмета. Существуют предметы, обладание которыми становится человеческой потребностью. Реклама ряда товаров опирается именно на актуализацию такой «предметной модели». Чем более ярко, наглядно, чувственно представлен тот или иной товар в рекламе, тем более насущной становится для человека удовлетворяемая им потребность. Не случайно многие рекламные изображения выглядят гораздо более соблазнительными, чем товар, который они представляют. Фотографы идут на различные ухищрения, добиваясь подобной гиперреалистичности и гиперпривлекательности, например заменяя пивную пену, которая не слишком выразительна на снимках, воздушной и искрящейся пеной от шампуня... Дизайнеры средствами компьютерной обработки изображения пытаются достичь особого эффекта цветопередачи — яркости, глубины, насыщенности, фактурности, контрастности и т. д. Копирайтеры ломают головы над возбуждающими воображение словами, способными многократно усилить воздействие рекламного изображения. И все для того, чтобы человек, не думавший за минуту до этого о пиве, при виде изображения запотевшей кружки с янтарным напитком и огромной шапкой пены (к чему добавляется еще и соблазняющая фраза типа «Прохладный янтарь на горячий язык») начинал испытывать неотвратимое стремление к этому напитку (рис. 4.1.1). Есть потребность — появится и предмет. Однако далеко не всегда потребности, как говорится, лежат на поверхности. По мнению одного из основоположников потребностной теории мотивации Г. Меррея, потребности связаны с базовыми физиологическими процессами мозга, а побуждаться они могут как под воздействием внешней стимуляции, так и «изнутри». И в том и-в другом случае потребность вызывает активность организма и поддерживает ее до тех пор, пока ситуация взаимодействия «организм—среда» не изменяется так, что потребность редуцируется. Потребности направляют поведение даже в тех случаях, когда сам человек не осознает их. Ведь мотивационные силы, по мнению исследователей, действуют на трех уровнях: первый уровень — мотивы, которые осознаются и обсуждаются; второй уровень — осознаются, но не обсуждаются (или обсуждаются неохотно); третий уровень — мотивы, которые не осознаются потребителем... Г. Меррей предложил весьма подробный перечень основных потребностей: в самоуважении, в достижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба и позора, Глава 4
Рис. 4.1.1. Возможно, это не самый яркий пример рекламного «соблазна», просто автору очень нравится этот ликер в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании и т.д.' Многие из этих потребностей уже давно нашли свое отражение в рекламе. Так, потребность в эксгибиции, определяемая как стремление производить впечатление, возбуждать, удивлять, очаровывать, соблазнять, шокировать и т. п., нередко присутствует в рекламе парфюмерно-косметических товаров или предметов женского (а в последнее время и мужского) туалета... Потребность в автономии, определяемая как стремление освобождаться от ограничений и принуждения, быть независимым и действовать в соответствии с собственными побуждениями, пренебрегать условностями и т. п., активно эксплуатируются в рекламе автомобилей, мужской (а теперь все чаще и женской) одежды, парфюмерии, аксессуаров и т. п. Причем очень важно обозначить тот механизм воздействия, который использует реклама для актуализации потребностей в отношении предлагаемых ей товаров. 1 Холл К., Линдсей Г. Теории Личности. - М.: ЭКСМОПресс, 1999. - С. 171-174. Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 155 Во-первых, скрытые, неосознаваемые человеком потребности в рекламе всегда становятся явными за счет их визуальной и/или вербальной материализации. Эта материализация может быть буквальной или символической, но в любом случае осуществляется легитимизация потребности. Иными словами, будучи предъявлена потенциальному потребителю в рекламном образе, который всегда характеризуется массовым распространением, потребность становится как бы социально оправданной и санкционированной. Во-вторых, эта потребность очень демонстративно увязывается с рекламируемым предметом, образуя неразрывную логическую конструкцию (рис. 4.1.2). Таким образом, для дизайнера рекламы задача (в сравнении с предметной моделью потребностей) существенно усложняется: необходимо «зацепить» ту потребность (неочевидную и для самого дизайнера), которая может привести в действие потребительскую мотивацию, «зафиксировать» эту потребность в визуальных и вербальных образах, точно совместив ее с рекламируемым товаром... Один предмет — много потребностей. А. Маслоу, один из наиболее расто упоминаемых в рекламной литературе исследователей мотивации, предлагал различать базовые потребности^, метапотребности. Базовые — это потребности в пище, безопасности, привязанности, самоуважении и т. п.; они могут быть охарактеризованы термином «дефицит», а их неудовлетворение представляет угрозу для сохранения организма. Метапотребности, которые можно обозначить термином «самоактуализация», относятся к развитию и самосовершенствованию личности, к реализации ее потенциальных возможностей, способностей, к свершению осознаваемой человеком миссии или призвания. К этой же группе могут быть отнесены потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве и т. п. Базовые потребности в большинстве случаев организованы иерархически, тогда как метапотребности одинаково сильны и могут замещаться одна другой. При этом метапотребности так же инстинктивны, или врожденны, как и базовые. Когда они не удовлетворяются, человек испытывает состояния отчужденности, страдания, апатии, цинизма...' В этой связи мы можем говорить о том, что для рекламы многих товарных групп характерно использование очень широкого спектра метапотребностей. Это означает, что одинаковые по своим функциональным характеристикам товары могут представляться как «ответ» на самые разные человеческие метапотребности. Сошлюсь на пример из своей преподавательской практики, когда студентам было сформулировано задание, связанное с расширенным поиском потребностей, которые может удовлетворить рекламируемый товар, и отражением этих потребностей в конкретном рекламном сообщении. Товар (его выбрали сами студенты) предельно простой — это туалетная бумага, о которой даже в функциональном плане, казалось бы, немного можно сказать. Тем не менее было предложено значительное количество интересных решений, в которых вполне здравым образом с туалетной бумагой увязывались потребности во взаимопонимании, в самопознании, в красоте, в развлечениях, в самовыражении, в эксгибиции и т. д. Фактически именно об этой проектной схеме говорилось в предыдущем абзаце. 1 Ильин Е. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - С. 22-23. Глава 4
Рис. 4.1.2. Реклама нередко воздействует на потребителя за счет визуализации (а значит, и легитимизации) тех потребностей, которые человек может даже не осознавать или скрывать от самого себя и окружающих... Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 157 Но хотелось бы дополнить ее тем, что для дизайнера очень важно, работая с товаром, четко ориентироваться в том, какие именно потребности преимущественно предъявлены в рекламе конкурирующих товаров. Это один из надежных способов разработать действительно отличное от конкурентов рекламное обращение (помня о том, что в запасе у нас всегда есть немало никем не «занятых» потребностей). Бесконечность потребностей — бесконечность рекламы_ В отличие от сво Например, счастливый обладатель «ненасытного» матраса, согласно И. Ильфу и Е. Петрову, немедленно начинает мечтать о новых приобретениях; всем известная кукла Барби явилась хитроумным «крючком», вынуждающим ее юных владелиц (а точнее их родителей) постоянно обустраивать жизнь пластиковой красавицы; многие пользователи компьютеров или автомобилей оказываются на таком же, по сути, крючке. Одна из.екатеринбургских реклам (магазин по продаже автомагнитол) очень забавно символизирует эту ситуацию. «Посадил девушку — включи музыку»: на рекламном щите ошалевший от счастья парень — рядом с многоопытной красавицей. В сущности, можно говорить о том, что именно положения о бесконечности потребностей и о том, что их удовлетворение предполагает столь же бесконечное множество специфических «предложений», определяют бесконечное разнообразие рекламных обращений к потребителю и обеспечивают рекламе пространство для творческих поисков... Однако предложенных в связи с анализом потребностей проектных приемов («предметный соблазн» и «материализация потребности») явно недостаточно для нашего творческого арсенала. Поэтому продолжим...
|