![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позиционирующая реклама: место красит товар..
Мы уже достаточно много говорили о позиционировании как технологии создания рекламной концепции товара. Сейчас речь пойдет об ином аспекте позиционирования — связанном с возможностями воздействия на потенциального потребителя через особые ценностные ориентации. 1 Клюева И. Феномен панэстетизма: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры 2 Сальникова Е. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. — М.: Алетейя, 2001. — С. 90. 208. Глава 4 Идеология «позиционирующей» рекламы, которая основное внимание уделяет месту, занимаемому товаром в представлениях потребителей, отчетливым образом сформировалась в 1970-е годы. На Западе она связана с широко распространяемыми в обществе ценностями успеха. Знают и помнят только первых (первых покорителей космоса, победителей олимпиад, изобретателей чего бы то ни было...). Товары вслед за удачливыми людьми предстают как «чемпионы», «победители», «первые номера» и т. п. Именно исключительный статус товара, виртуально переносимый на его обладателя, становится основной потребительской ценностью. Позиционирующая реклама представляет собой уникальный синтез целого спектра технологий воздействия на потребителя. В ней интегрированы безоговорочная доказательность (ведь если товар является первым среди себе подобных, то его достоинства уже не подвергаются сомнению), -отчетливый призыв к подражательному поведению (ведь, если большинство потребителей выбирает именно этот товар, то и остальным не стоит слишком раздумывать), а также вполне прозрачный намек на имидж (ведь покупая лучшее, потребитель и сам растет в своих глазах, а также в глазах окружающих). И все это — в одной-единственной рекламной фразе: «" Ариэль" — торговая марка № 1 в Европе», «" Колгейт" — средство против кариеса № 1 в мире», «" Кола-Као" — чемпион среди какао» (интересно, кто и когда проводил «чемпионат среди какао»?) и т.д. Но, увы, все достоинства позиционирующей рекламы меркнут перед ее единственным недостатком: первых мест, как и в спорте, на всех не хватает... А потому такая реклама вынуждена искать значимые позиции для своих товаров, заимствуя высокие «регалии» из различных сфер: самые обыденные товары позиционируются как художественные шедевры и коллекционные экземпляры, как эталоны и вершины, как хиты и шлягеры, как раритетные и уникальные, -как сенсационные и фантастические и так далее, и так далее (рис. 4.2.6). Китч — особенности национального позиционирования. Позиционирующая реклама становится эпицентром, одного из своеобразных направлений создания рекламного образа товара и обращения к потребителю, которое можно без особых колебаний обозначить термином «рекламный китч». Слово «китч» (другой вариант транскрипции — «кич») в переводе с немецкого «verkitschen» означает «дешевка». В научно-художественный обиход оно вошло из сферы искусствоведения как «порицательное наименование произведений, которые дешевыми средствами, рассчитанными на вкусы широких кругов, претендуют на то, чтобы производить эстетическое впечатление и считаться произведениями искусства», а также как синоним пошлости, банальности, дурного вкуса1. Не случайно одно из самых известных в мире исследований китча — антология итальянского искусствоведа Дж. Дорджеса, вышедшая на рубеже 60-70-х годов XX столетия, — носит название «Китч. Мир дурного вкуса». Современные нам исследования существенно смягчают такие жесткие оценки, признавая за китчем вполне значимое место в общем культурно-художественном 1 Дмитриева Н. Китч // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 10-40. Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?»
Рис. 4.2.6. Один из наиболее распространенных приемов позиционирующей рекламы представляет товар как произведение искусства. Выбор жанра искусства зависит не столько от вида товара, сколько от фантазии создателей рекламы 210 Глава 4 процессе: «Характерная для постмодернистской ситуации диффузия между высоким и массовым искусством, народной культурой, фольклором свидетельствовала о возникновении новой, плюралистической эстетической парадигмы. Граница между высокой и массовой культурой утратила четкие очертания... Массовая культура ныне изначально воспринимается как профанная, кичевая, тривиальная, ненормативная, невыразительная, некрасивая, плоская. Однако априорно ироническое отношение к ней позволяет эстетизировать ее как оригинальную, альтернативную, " другую" по отношению к классической культуре. Таким образом, обесценивание традиционных ценностей компенсируется эстетизацией неценного " мусора культуры"» 1. Для рекламного дизайна важны не только оценки этого явления, но и те технологии воздействия на массовое сознание, которые использует культура китча. Начнем с, того, что массовое производство бытовых предметов, которое и заложило предпосылки для китча, черпало свои идеи в так называемых «вечных темах», которые укоренены в природе человеческого восприятия и, по мнению многих исследователей, практически не поддаются эррозии времени. Как отмечает Дмитриева, китч «бьет наверняка: какие-то струны непременно отзовутся, сколь бы топорной ни была работа». В книге Келлерера «Мировая власть китча» говорится о двух основных ветвях этого явления — «мягкий» («сладкий») и «жесткий» («героический»). «Первый отвечает потребности погрузиться в заманчивый, полный очарования мир, отвлекаясь от прозы повседневности, второй — мужественному тяготению к приключениям, борьбе и романтике... Люди хотят получать соответственные переживания... не поступаясь ничем и не платя усилиями собственного интеллекта»2. Рекламный китч расширяет некогда очерченные тематические границы: в его арсенал попадают не только белокурые красотки с голубыми глазами, томно возлежащие на фоне труб и запчастей, или ангелочки, порхающие над плитками шоколада, не только мускулистые супермены, крепко сжимающие в руках флакон с туалетной водой или побеждающие в упорной борьбе грозного таракана... Потребителю («совершенно бесплатно») предлагается множество ценных в его представлениях качеств товара, которыми товар на самом деле не обладает. Широкая палитра китчевых образов представлена в современном российском брендинге, в отношении к которому китч можно охарактеризовать как стремление придать:.. * товарам дешевым и зачастую не слишком качественным — статус дорогих * «свежеиспеченным» торговым маркам — статус имеющих длительную + товарам промышленным, массовым — статус рукодельных, домашних, уникальных; 1 Манъковская Н. Эстетика постмодернизма, — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 151. 2 Дмитриева Н. Китч // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. — М.: Совет Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 211 * товарам «безродным» — статус «породистых» (т. е. признанных марочных товаров); » товарам обыденным — статус волшебных, чудодейственных и т. п. Рассмотрим некоторые из этих рекламных «технологий» на примерах. Первая волна российского рекламного китча предполагала «снятие сливок», и потому бренд-мейкерами в экстренном порядке занимались наиболее статусные позиции из мира вещей: пиво «Золотая бочка» и «Золотой хмель», чай «Золотая чаша» и «Золотые лепестки», витамины «Золотой шар» и растительное масло «Злато», сигареты «Золотая Ява» и косметика «Золотая линия»... И так далее, в соответствии с одним из рекламных слоганов — «было все простое, а стало золотое». Те, кому золота или хотя бы «Gold» в своей товарной категории уже не досталось, использовали серебро, жемчуг,, хрусталь и прочие атрибуты материальной роскоши. Одновременно для создания товарных брендов осваивались высокостатусные позиции уже из сферы социальной иерархии: «императорские» и «королевские», «фельдмаршальские» и «адмиральские», в крайнем случае — «княжеские» или «боярские» (рис. 4.2.7). Хотя механизм воздействия на потребителя в данном случае весьма прост, надежность его в последнее время вызывает серьезные сомнения: дешевой «позолотой» и самозваным «императорством» уже не так просто соблазнить все более разборчивого российского потребителя, который быстро распознает различия между настоящим золотом и «блестящим металлом желтого цвета», обильно покрывшим поверхность товарных этикеток и упаковок. Потребитель ищет не только более достоверные признаки качественного товара, но и более тонко возвышающие его в собственных глазах. Отсюда стремление бренд-мейкеров придавать новоиспеченным брендам историческую глубину, которое ориентирует их на поиск и «приватизацию» знаменательных исторических объектов (и субъектов), способных всколыхнуть в потребителе чувство сопричастности к великому, а заодно и «облагораживающих» саму продукцию. Ведь историческая тематика содержит в себе неисчерпаемый художественный потенциал, представленный уже готовыми и внедренными ранее в массовое сознание образами. За каждым из удачно найденных исторических сюжетов и персонажей тянется мифология, раскрученная без всякой рекламы (с помощью литературы, живописи, кинематографа и пр.). Эта мифология задает столь недостающий обыденному товару ореол значимости. А потому новые общенациональные и региональные торговые марки все чаще строятся на основе использования таких элементов, как имена и портреты знаменитых персонажей российской истории, например: сигареты «Петр I», «Фаберже» и «Демидов», пиво «Степан Разин» и «Василий Татищев», водка «Адмирал Колчак» и коньяк «Багратион», молоко «Иван Поддубный», чай «Никитин» и «Суворов» и т. д. Нередко разработчики брендов идут по пути создания целых «галерей» исторических персонажей — серия водок Екатеринбургского виншампанкомбината (ЕВШК) включает в себя такие марки, как «Екатерина Великая», «Генерал В. Ген-нин» и «Купец Расторгуев», а горчица «Балтимор» представлена «злодеями» и бунтарями, «упакованными» в торговые марки, — «Малюта Скуратов», «Емельян Глава 4
Рис. 4.2.7. Усилиями рекламы совершенно обычные товары стремятся приобрести статус необыкновенных — соотносимых с представлениями о драгоценностях, роскоши, исключительном потреблении «особами, приближенными -, к императору»... Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 213 Пугачев», «Григорий Распутин», «Батька Махно». Не забыты исторические события, места, регалии, титулы, звания, статусные атрибуты: водка «Бородинская битва», чай «Российская Корона», пиво «Сибирская корона»... Исторические изыскания становятся все глубже (например, серия оригинальных вин ЕВШК включает в себя такие названия, как «Разгуляйская фортуна» — один из первых екатеринбургских кабаков и «Мельковская россыпь» — место золотодобычи на реке Исеть), явно демонстрируя исчерпанность данного подхода, хотя стилизации в «русском стиле», начало которым положил еще издательский дом «КоммерсантЪ», продолжают появляться с завидной регулярностью («Московская кофейня на паяхъ», «Новгородский мясной двор», в Екатеринбурге — «Товарищество " ИнтенсивникЪ" и т. д.). В значительной части новых товарных знаков прослеживаются геральдические мотивы, создавая для их владельцев ореол (или псевдоореол) исторической романтики и современной прагматики, указывающий на надежность и респектабельность фирмы. Конечно, наивно было бы предполагать, что простым росчерком «дизайнерского пера» можно облагодетельствовать рекламодателя и сбить с толку доверчивого потребителя, внушив последнему представления о надежной, «проверенной временем» репутации самого производителя и его торговой марки. Однако несомненным является тот факт, что данное направление и характерные для него приемы заняли весьма заметную нишу в российском рекламном пространстве (рис. 4.2.8). Пожалуй, наиболее популярная на сегодняшний день линия китча очерчивает круг человеческих ценностей, связанных с «рукотворностью» и «домашним» происхождением рекламируемых торговых марок. Явно претендуют на такой статус в представлениях потребителя и консервированные соленья «Из бабушкиного погребка», и пряничный «Бабушкин гостинец», и другие продукты, образы которых эксплуатируют различные деревенские темы в ласкательно-уменьшительном варианте: «Домик в деревне», «Утро в деревне»,.«Доярушка», «Хозяюшка», «Хуторок», «Деревенька», «Любимый сад», «Маслице» и «Домашняя курочка». Только то, что выращено или сделано вручную, может характеризоваться эпитетами «Добрый» или «Славный», а «Милая Мила»,, похожая на шоколадницу Ж. Лио-тара, очень мало напоминает работницу молочного комбината. Так же, впрочем, как и «Веселый молочник» вместе со всеми обитателями «Вкуснотеево». Эта российская бренд-идиллия, апеллирующая к простым и вечным ценностям, может продолжаться еще довольно долго, вовлекая в свою орбиту все новых «родственников» и осваивая все новые приятные сердцу потребителя уголки уютного обжитого пространства (рис. 4.2.9). Тему китча можно продолжить и такими направлениями, как подражание образам раскрученных и популярных торговых марок; использование в рекламе разного рода приемов, направленных на формирование представлений о «волшебной», «чудодейственной» природе товара и т. п. Однако думается, что уже приведенные примеры свидетельствуют о широкой распространенности китча в современной рекламной культуре. Учитывая, что китч — это всегда имитация, подделка под значимые ценности, каковых, как правило, нет в природе товара, можно говорить об определенной проектной тупиковости этого направления. В то же время относиться к нему пренебрежительно, особенно в ситуации, когда Глава 4
Рис. 4.2.8. В подборке водочных этикеток, представленных в журнале «Как» (2001 г., № 1), можно легко увидеть целую палитру образов, связанных с «исторической ветвью» российского китча Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 215 Рис. 4.2.9. Маленький фрагмент российской бренд-идиллии 216: Глава 4 отечественная реклама только-только нарабатывает технологии «душевного» разговора с потребителем, вряд ли целесообразно. Именно в рамках китча, по большому счету, оттачивается рекламное искусство использования вербальных и визуальных стереотипов... Патерналистская реклама, «ты всегда думаешь о нас!» Термин «патернализм» (от латинского «paternus» — отцовский, отеческий) в социальных науках используется для обозначения разного рода явлений и процессов, в которых налицо «родительская» забота или опека сильного над слабым, старшего над младшим, опытного над новичком... Для российской рекламы эта концепция приобрела особую значимость. Вспомним совсем недавнее, казалось бы, прошлое. «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает...» — это песня, от которой у многих мурашки бежали по коже. Советская Родина-мать придирчиво наблюдала за трудовыми успехами и прогулами своих сынов и дочерей, их выступлениями на собраниях и семейными перипетиями, выездами за рубеж и_ количеством потребляемого ими алкоголя... Хотя, как отмечает Ю. Левада, к началу нынешних социальных перемен это был патернализм вырожденный, держащийся на лукавстве, — «видимость всеобщего контроля, подкрепленная видимостью всеобщего подчинения»', постоянное ощущение присутствия всевидящего ока и материнской опеки превращало иллюзию почти в реальность. «Социализм — как бы постоянная мечта человечества об утерянном детстве. В идее социализм предполагает построение общества по типу большой семьи, где большая часть населения находится на положении детей или младших членов семьи: они делают то, что им велят, — их за это хвалят или ругают в зависимости от того, насколько хорошо сделано порученное дело, а то, в чем они нуждаются, они получают независимо от характера этого дела и его выполнения: главные потребности их должны быть всегда удовлетворены, как и чем — это уже забота взрослых», — пишет К. Касьянова2. Старательные крошки. Эта трогательная забота, которой была наполнена жизнь, почти внезапно сменилась демонстративным равнодушием государства к своим гражданам. И вакантное «родительское» место практически немедленно заполнилось «шумной, агрессивной, всепроникающей рыночной или квазирыночной рекламой, которая как будто уравнивает бренд-маркетинг с партийной агитацией...»3. Потребность ъ поддержке, о которой писал еще Г. Меррей (см. разд. 4.1), трактуется как стремление быть тем, кого опекают, поддерживают, любят, кем руководят, у кого рядом всегда есть тот, кто окажет помощь и поддержку. «Реклама-мама» окружила брошенных на произвол судьбы граждан такими любовью, поддержкой и заботой, которые суровой Родине-матери и не снились. 1 Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. — М.: Московская 2 Касьянова К. О русском национальном характере. — М.: Институт национальной модели эконо 3 Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. — М.: Московская Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 217 Общенациональные рекламные кампании (например, «" Томсон" — техника, которая Вас понимает», торговая сеть «Эльдорадо» — «техника, которая любит Вас», «" Аквафреш" — тройная защита для всей семьи», «Аспирин-С. Всегда на страже Вашего здоровья», «" Росно" — помощь придет!» и т.д.) были подхвачены многими региональными рекламодателями (типовая версия — «Мясокомбинат " Екатеринбургский" заботится о вас!»). Подобными слоганами заполнилась изрядная часть рекламной продукции, вызвав ответное чувство благодарности, ярче всего продемонстрированное самой же рекламой. «" Тефаль" — ты всегда думаешь о нас!» — с восторгом восклицают потребители, осчастливленные новыми сковородками и блинницами (не так уж и важно, что произносится это даже не устами рекламных персонажей, а неким голосом «свыше»). Предъявленная со стороны товаров и фирм «человечность» по отношению к потребителю потребовала от рекламы особых выразительных приемов. Антропоморфизм товаров, торговых марок становится главным творческим принципом, реализуемым в рамках данной концепции. Рекламируемые товары, целиком (или в виде своих структурных элементов) «оживающие» на глазах потребителя посредством компьютерной анимации, спешат ему на помощь: «Вам всегда поможет " Делми"», «Старательные крошки " Sorty"» наведут порядок на Вашей кухне!» Бодрые и энергичные действия рекламируемых товаров обещают такие же приятные метаморфозы утомленному и обессиленному потребителю («Чай " Брук Бонд" — оживляющий эффект!», «" Нурофен" — и боль прошла!»). Товары начинают «разговаривать» с покупателями: «Я искал тебя. Всю жизнь» — это заголовок рекламы автомобиля «Golf»; а сок с более чем выразительным названием «Я» делится с телевизионной аудиторией восторженными впечатлениями о своей «подружке» (которая его же и должна истребить!). Рекламные персонажи-покупатели наделяют товары человеческими чертами с помощью метафор и олицетворения. Например, героиня одного из телевизионных рекламных роликов проникновенным голосом рассказывает подруге: «Представляешь, двухметровый красавец-швед... Все понимает... Он у меня такой умница...» Как выясняется в самом конце ролика, «он» — это холодильник, производимый компанией «Electrolux». Спустя небольшой промежуток времени этот прием тиражируется огромным количеством рекламных обращений: увлажняющая губная помада «Color Riche» от «L'Oreal»: «Дарит мне роскошь... еще и хранит мне верность. Мои губы влюбились с первого взгляда»; «Цвет женится на моих губах, чтобы никогда не покидать их» — это тоже реклама губной помады... (рис. 4.2.10, 4.2.11). «Бери от жизни все!» Гедонизм — теория потребительского праксиса, особая разновидность рекламной патерналистской заботы. Общество потребления, каковым считало себя западное общество, не только активно потребляло все новые и новые товары, но и столь же активно сопротивлялось все ускоряющейся потребительской гонке. Так же как в начале 1950-х годов концепция подражательной рекламы по сути социально санкционировала эту гонку, так и в 1970-1980-х гедонизм был призван плеснуть масла в затухающий потребительский огонь, хотя теоретические предпосылки гедонистической рекламы скорее всего увязаны с именем 3. Фрейда и его знаменитым «принципом удовольствия». Глава 4
Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» Рис. 4.2.11. С течением времени стали происходить удивительные метаморфозы: рекламируемые товары «поумнели», «очеловечились» и стали жить собственной жизнью. Пока наивные потребители пребывают в счастливой уверенности, что умные товары о них позаботятся, возгордившиеся собой товары устраивают себе абсолютно «человеческие» праздники, помыкают менее продвинутыми собратьями и даже потихоньку сходят с ума... 220 - Глава 4 Еще советская критика буржуазной идеологии не смогла удержаться от язвительного отношения к этому принципу: «Фрейд говорит о бессознательном стремлении индивида извлечь максимум наслаждений из каждого участка своего тела, из каждого органически-телесного отправления. На обывательском языке этот принцип расшифровывается категорическим требованием: " Бери от жизни все, что можешь! "»' Забавно, что почти четверть века назад в обличительном порыве был создан точный «прототип» одного из наиболее известных сейчас рекламных слоганов «" Pepsi": бери от жизни все!». Основная задача, которую решает гедонистическая реклама, — позаботиться не только о теле, но и о душе: санкционировать и оправдать в глазах людей пользование теми благами, которые предоставляет им цивилизация. Необходимо доказать, «что делать из своей жизни удовольствие — нравственно, а не безнравственно. Разрешить потребителю свободно пользоваться жизнью, доказать ему право окружать себя вещами, обогащающими его быт и доставляющими ему удовольствие...» 2. Усвоивший эту идеологию человек-потребитель «считает себя обязанным получать наслаждение так же, как он должен быть счастливым, влюбленным, соучаствующим, эйфоричным и динамичным... В новой этике это эквивалентно традиционной обязанности трудиться, производить. Современный человек в своей жизни все меньше занят трудом, но все больше производством и постоянным обновлением своих потребностей и своего счастья... если он об этом забывает, ему мило, но настоятельно напоминают, что он не имеет права быть несчастливым», пишет Ж. Бодрийяр в своей работе «Общество потребления»3. Практическим следствием данной теории становится обращение к ценностям удовольствия, связанным не только с потреблением товара («райское наслаждение», «радостный смех», «вкусненько» и т. п.), но и с восприятием самой рекламы. Особенность гедонистической эстетики —. «символический, а не утилитарный характер потребительских ценностей, призванных в условиях потребительной свободы удовлетворить потребность в радости, счастье, удовольствии посредством обмена не вещами, а информацией, знаками»4. Можно говорить о том, что гедонистическая составляющая становится таким же важным атрибутом рекламного обращения, как и его интересность, запоминаемость и т. п. (о чем пойдет речь в следующей главе). Ведь заставить потенциального потребителя воспринимать (читать, смотреть или слушать) рекламу никто не в состоянии. Воспринимается лишь то, что интересно, или то, что доставляет удовольствие (рис. 4.2.12). В натуре... Экологическая концепция — разновидность «рекламной заботы» и «рекламного гедонизма». В основе этого направления — экоэстетика, особое ответвление постмодернизма. Приверженцы экоэстетики полагают, что «основой эстетического отношения к природе является фундаментальная общечеловеческая 1 Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий. — М.: Мысль, 1979. — С. 129. 2 Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 1995. — С. 154. 3 Цит. по: Иоскевич Я. Новая потребительская ситуация и эволюция художественного поля•// От 4 Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — С; 154. Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» Рис. 4.2.12. В гедонистической рекламе обычно используются умилительные образы детей и животных, юных очаровательных девушек. Не менее популярны возвышенные, романтичные ситуации, а также образы произведений искусства, располагающие к чувственному восприятию 222 Глава 4 тоска по прекрасному, определяющая эстетическое восприятие окружающей среды, регулируемое эстетическим вкусом»'. Специфика эстетического отношения к природе связана с представлениями о функциональности, целесообразности, этичности экологической системы. Включение рекламируемого товара в природный контекст означает перенесение на него тех представлений, которые характерны для восприятия естественной природной среды. Аналогична по воздействию на потребителя акцептация естественности, натуральности, природности происхождения товара, его увязка с понятиями экологической чистоты и пр. Тотальная озабоченность экологическими проблемами вызвала к жизни обилие рекламы, в которой товар представляется через близость к природе, натуральные компоненты, его составляющие, биоформы и т. п. («Шампунь " Ультра-ду" — мягкость из самого сердца растений», «" Привет" — живой апельсиновый сок», «" Марс" — богатство и сила самой природы», «" Орифлэйм" — сама природа заботится о Вас» и т. д.). Уже сложно представить себе сколько-нибудь серьезную косметическую или пищевую фирму, которая не использовала бы «экологичность» своего товара в качестве ведущего мотива рекламного обращения, демонстрирующего ту заботу и любовь, с которой она относится к своему потребителю (рис. 4.2.13). Мифостроительство — «живи как хочешь...» Миф не остался только в прошлом, миф постоянно с человеком. Мы меняем названия мифов, сохранив их суть»2. Это концептуальное направление в последнее время становится одним из доминирующих в рекламных кампаниях крупнейших рекламодателей. Оно апеллирует к нашим утопическим идеям о всеобщей гармонии, несбывшимся мечтам, ностальгическим переживаниям. Как отмечает К. Сельченок, искусственно выстроенные, специально созданные в рекламных целях мифы структурно подобны «естественным» мифологическим архетипам и основываются именно на них. В качестве их структурных элементов автор выделяет персонажей (с ними обычно отождествляет себя потребитель, хотя сам даже не подозревает об этом), пространство действия, диспозицию участвующих в действии сил, цель и последовательность взаимодействия участников, магических помощников. В качестве последних выступает сам рекламируемый товар, с которым связываются некие подразумеваемые сверхценности (молодость, сила, красота, здоровье, престиж и т. п.)3. Рекламное послание, облеченное в форму мифа, служит главной цели — сотворению иллюзии совершенного мира. Попасть в этот идеализированный воображаемый мир — заветная и почти несбыточная мечта. Но мечта может сбыться — благодаря, конечно же, рекламируемому товару; «миф оперирует волшебным предметом как предметом естественным»4, а последующая доступность этого предмета 1 Манъковская Я. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 252-253. 2 Почепцов Г. Имидж: от фараонов до президентов. — Киев: АДЕФ-Украина, 1997. — С. 36. 3 Сельченок К. Создание рекламного образа (имиджпроектирование) // Психология бизнеса: Хрес * Почепцов Г, Имидж: от фараонов до президентов. — Киев: АДЕФ-Украина, 1997. — С. 36. Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?»
Рис. 4.2.13. Ценности естественного и натурального происхождения товара в полной мере согласуются с ценностями естественного удовольствия от его использования. Реклама ненавязчиво заботится о том, чтобы само потребление не тяготило потребителя, как нечто, навязанное ему обществом... 224 Глава 4 (рекламируемого товара) позволяет распространить волшебство на ситуации его включения в жизненное пространство потребителя. По мысли Л. Ионина, исследовавшего взаимосвязи мифа и конкретных проявлений жизни общества, «миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел. Он есть реальность, ибо воздействует на реальность, изменяя ее, создавая или разрушая... Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой...» 1. Совершенный рекламный мир устроен по особым законам: формы предметов, его наполняющих, мягко кореллируют с формой рекламируемого товара, его доминирующая цветовая гамма контрастна по отношению к этому товару, привлекательные персонажи, населяющие его, всемерно преданны товару, обращаясь к нему в самые кульминационные (в счастливом проявлении) моменты своей жизни. Реклама — это виртуальная реальность, которая становится предпосылкой для формирования многих установок и поведенческих моделей, оказывая огромное влияние не только на потребление, но и на жизнь в целом. Заманчивые горизонты раскрывает перед нами табачная реклама: «" Winston" — полная свобода», «" L& M" — свидание с Америкой»; свою жизненную философию предлагают «" Diesel" — живи как хочешь», «" Polaroid" — живи настоящим», «" Phillips" — изменим жизнь к лучшему!» (рис. 4.2.14.) Вот один из уже свершившихся примеров мифотворчества, который обращал потребителя к его сокровенным переживаниям/Это серия телевизионных роликов «Nescafe» — «Все к лучшему», запущенная в жизнь еще в 1997 году. Милая молодежная компания, трогательные взаимоотношения, светлые мечты о прекрасном будущем. И, конечно же, кофе — главный атрибут каждого рекламного сюжета. Казалось бы, перед нами чистейший образец имиджевой рекламы: юноши и девушки, пейте «Nescafe», будете такими же замечательными, как герои роликов. Но удивительное дело — в нерекламной реальности молодые люди упорно игнорируют столь славные имиджи (можно судить по опросам студенческой аудитории). А вот многие люди среднего и старшего возраста обожали эту рекламу. Возможно, ими двигала ностальгия по временам ушедшей юности, когда банку кислого растворимого «Пеле», добытую по блату, считали верхом роскоши и при этом строили планы счастливого будущего. А может быть, наивная мечта о том, чтобы у детей все было так же хорошо, как у рекламных героев «Nescafe»? Еще один пример: одна из первых рекламных кампаний сотовой связи «Билайн» — «Услышим друг друга». Конечно же, речь шла не просто о банальном соединении одного абонента с другим, пусть даже с помощью новейших технических достижений. Реклама обращала потребителя к глобальным и вечным ценностям — общения, взаимопонимания, внимания друг к другу... Очень любопытный пример рекламной^мифологизации связан с проходившей в 1997 году кампанией «Пей легенду!» (Coca-Cola), специально созданной для 1 ИонинЛ. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. — М: Логос, 2000. — С. 156-158. Творческая концепция рекламного обращения: «А знаешь, что мне сейчас нужно?» 225 Рис. 4.2.14. Особенно активны в Демонстрации приверженности «вечным ценностям» производители алкогольной и табачной продукции 226 Глава 4 России. Реклама, охватившая все основные виды рекламоносителей (телевидение, журналы, «наружку»), по-видимому, должна была соединять другое — наши мифологизированные детские воспоминания с нашей «мафиезированной» реальностью. В качестве основы рекламного концепта была использована сюжетная конструкция русской народной сказки «Про Ивана-царевича и Серого волка». Главный персонаж пятисерийного телевизионного ролика отправлялся на поиски красавицы Елены и сталкивался, как и положено в русской сказке, со злыми недругами, от козней которых его спасал чудодейственный напиток. Знаменитая фигурная бутылка претендовала на вечность своего пребывания в нашей жизни и сказочную силу своей живительной влаги — почти что «живой воды». Однако большинством специалистов по рекламе кампания была признана провалившейся. Причины этого были усмотрены не только в спорности самой идеи «русификации» заокеанского напитка (хотя именно американское происхождение обеспечивает изрядную долю его притягательности для потребителей), но и в нарушении классических сказочных канонов. Начиная с самого слогана «Пей легенду!» (а разница между легендой и сказкой ясна даже подростковой аудитории, которая в данном случае была целевой группой), заканчивая невнятностью сюжета и поведения героев! . Кроме того, резкая смена психосемантического образа бренда (жизнерадостно
|