Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Стратегия и политика управления человеческими ресурсами в организации.
Управление человеческими ресурсами организации имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого направления оно призвано способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. Это направление можно охарактеризовать как директивное и созидательное, а второе как обслуживающие. В рамках второго направления осуществляется текущая кадровая работа: планирование и прогнозирование потребностей в персонале, разработка штатных расписаний, отбор и набор персонала, планирование кадровых перемещений, обучение и повышение квалификации персонала, текущий контроль за его деятельностью и т.д. Примером стратегических целей в системе стратегического управления человеческими ресурсами в организации могут служить: · обеспечение потребности организации в персонале на ближайшие 5 лет (в количественном отношении и в отношении определенных категорий персонала), · регулирование уровня оплаты труда, достаточного для подбора, удержания и мотивации персонала на всех организационных уровнях, · высокий приоритет развития лидерства на ключевых должностях, · разработка и внедрение эффективных программ обучения и развития для повышения квалификации всего персонала и формирование высокой внутренней динамики кадров, · развитие высокоэффективных систем коммуникаций между управленческим звеном и другими сотрудниками, между департаментами и отделами, · создание механизмов борьбы с последствиями психологического восприятия перемен. Как мы видим, стратегические цели носят общий характер, поскольку подразумевают высокую степень неопределенности и требуют уточнения и детализации в долгосрочном периоде. Максимально эффективное использование кадрового потенциала невозможно без продуманной и разработанной кадровой политики, которая является частью стратегически ориентированной политики организации. Кадровая политика организации - это генеральное направление кадровой работы, система принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, в том числе и ограничений, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание сплоченного конкурентоспособного коллектива, способного адаптироваться к постоянно меняющимся требования рынка с учетом долговременной стратегии организации. Формирование кадровой политики должно происходить в следующей последовательности: · разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей; · планирование потребности в персонале, формирование структуры и штата, создание резерва кадров; · создание и поддержка системы кадровой информации, осуществление кадрового контроллинга; · формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы мотивации и стимулирования труда; · обеспечение программы развития персонала, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров; · анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации управлению ее персоналом, выявлению узких мест в кадровой работе, оценка кадрового потенциала. Кадровая политика любой организации состоит из типовых компонентов, комбинируемых в любой пропорции. К ним относятся: · учет персонала и трудовые отношения; · управление составом персонала; · обучение персонала; · система мотивации; · оценка персонала; · организационное развитие; · корпоративная культура. В крупных компаниях кадровая политика обычно официально декларируется в общих организационных документах. В небольших фирмах она, как правило, существует в виде официальных и неофициальных установок владельца. Письменное оформление политики позволяет отразить взгляды администрации, улучшить взаимодействие подразделений и обеспечить последовательность кадровых решений. Важнейшей целью кадровой политики является обеспечение оптимального соотношения процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с меняющимися потребностями организации, требованиями рынка и действующего законодательства. Традиционно выделяют открытую и закрытую кадровую политику. Открытая кадровая политика характеризуется прозрачностью для потенциальных сотрудников на любом уровне и равными условиями для приема и продвижения, как собственных работников, так и для внешнего набора. Закрытая политика ориентируется на предпочтение набора и продвижения уже имеющегося персонала, ориентацией на создание и поддержание определенной организационной культуры, формирование духа причастности и мотивации собственного персонала.
|