![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особого внимания при заикании заслуживают фобические расстройства.
Невротические фобии (Б.Д. Карвасарский, 1990) представляют собой навязчивые, переживания, страха с четкой фабулой, обостряющиеся в определенных ситуациях при наличии достаточной критики. Другой особенностью этих состояний является их яркий, образный, чувственный характер. • -Обычно • они переносятся больными чрезвычайно мучительно из-за двойственного отношения, * ним — продолжающегося переживания страха при понимании его необоснованности. Существенным- признал»*! невротических фобий является выраженная.борьба с ними. Вместе е тем в могут считать АЯьггываемую ими опасность на самом деле реальной. Не- \ \' смотря на ясность сознания при фобиях, объем его может изменяться в зависимости от силы фобических явлений и их формы, а выраженность критического отношения к ним и степень борьбы могут зависеть и от их содержания (СИ Давиденков, 1963; ПК. Липгарт, 1970). Наиболее частыми невротическими фобиями являются: кардиофобия — навязчивый страх за состояние своего сердца; канцерофобия — навязчивый страх заболевания раком; лиссофобия — навязчивый страх сумасшествия; агорафобия — навязчивая боязнь открытых пространств. Для больных, страдающих заиканием, весьма типична логофобия, которая может сочетаться с одной из перечисленных и других фобий. Чаше всего логофобия возникает в экстремальных для больных ситуациях, в повторяющейся типичной обстановке, которые требуют активных коммуникативных действий, связанных с необходимостью речевого общения. Такого рода фобии некоторыми авторами относятся к большой группе социофобий. Основным в клинической картине больных заиканием, у которых выражен в той или иной степени логофобический синдром, является состояние страха перед необходимостью говорить в коикретяой психотравмирующей для больного ситуации. Логофобия может носить чисто ситуационный характер и иногда выступает в виде генерализованной реакции на весь коммуникационный процесс. Наибольшие трудности для заикающихся представляют ситуации, связанные с разговором по телефону, в общественных 'Местах, при общении с руководителями, незнакомыми людьми, при различного рода выступлениях. Особое значение в формировании логофобического синдрома имеет его связь со значимыми отношениями, установками личности в различные периоды жизни, обусловленными возрастными, социальными, эмоциональными, эндокринными факторами, специфичными для разных возрастных групп. Если больным с невротическими фобиями удается хотя бы на некоторое время оградить себя от возникающего страха, то при лого-фобии — в силу необходимости постоянного общения с окружающими — переживание страха, связанное с обязательностью речевых контактов, становится особенно мучительным. Больной испытывает волнение, беспокойство, страх иногда задолго до возникновения ситуации речевого общения. Приступы страха могут приобретать форму ярких мучительных представлений я переживаний. Возникают выраженные вегетативные нарушения — ощущения нехватки воздуха, сильное сердцебиение, в ряде случаев тошнота. Часто отмечается снижение настроения. Первые проявления страха в связи с речевым общением, довольно редкие в ранние детские годы, с возрастом усиливаются. Усложняется вся картина эмоционально-психологических и физических нарушений. Формируются различного рода защитные механизмы: антиципации, уловки, ритуалы, изменение логико-грамматических построений в речи, целые системы избегания ситуаций, которые заиквющийся считает для себя особенно трудными. В начальном периоде состояние страха не осознается ребенком, страх носит неопределенный, недифференцированный характер. Это проявляется в излишней нервозности ребенка, необъяснимом непослушании, иногда приобретающем форму непонятной для родителей и окружающих агрессии. В других случаях ребенок, наоборот, становится необщительным, замкнутым. У части больных возникают общеневротические расстройства, выраженные в различной степени. Симптомы логофобии особенно обостряются в период полового созревания, то исчезая, то возникая со все большей интенсивностью в последующие годы, теснейшим образом вплетаясь в структуру синдрома заикания и с возрастом все более доминируя в картине заболевания. Ипохондрический синдром — неадекватное отношение к своему здоровью — в той или иной степени выраженности наблюдается при всех невротических состояних, логоневроз не является в этом отношении исключением. При логоневрозе ипохондрические расстройства чаще всего сочетаются с астеническими, депрессивными и фобическими нарушениями. Заикающиеся крайне болезненно переживают реакцию, иногда кажущуюся, окружающих на свою речь, постоянно «прислушиваются» к своей речи, отмечая малейшие изменения судорожности и тем самым еще больше усугубляя переживание речевого дефекта. У некоторых больных возникают тягостные патологические симптомы, часто локализующиеся в области артикуляционного аппарата в виде «ощущения боли», «чувства пульсации», «окаменения», «невероятной тяжести». Иногда эти расстройства сенестоподобного типа носят генерализованный характер — «через все тело протянута колючая проволока», «как будто бы сковало все тело» — особенно тягостны для больного. При длительном неблагоприятном течении заболевания может наблюдаться ипохондрическое развитие личности. При этом изменяется все поведение больного, он посещает разные специализированные учреждения в поисках новых методов лечения, переходит от одного логопеда к другому. Часто этому способствуют родители, которые с раннего детства консультируют и лечат ребенка у разных специалистов, посещают различные учреждения, пытаясь добиться возможно более эффективного результата в лечении. В клинической картине заикания нередки психопатологические расстройства депрессивного характера. У заикающегося проявления депрессии невротического уровня возникают в результате продолжительных, длящихся годами, постоянно возникающих стрессовых ситуаций — невозможности свободно общаться с окружающими в детском возрасте, во время учебы в школе, затем в институте, на работе, в быту. Синдром невротической депрессии, как правило, отражает психотравмирующую ситуацию, обусловленную речевым дефектом. В отличие от больных с другими навязчивостями у заикающихся ло-гофобический синдром, страх и волнение приобретают особенно угнетающий характер, так как речевое общение необходимо практически ежечасно, ситуации, требующие контакта, бесконечны. Поэтому проявления невротической депрессии при заикании встречаются достаточно часто, причем в сочетании с другими невротическими синдромами. Невротическую депрессию необходимо отличать от реактивной и эндогенной депрессии, которые также могут, хотя и реже, встречаться у заикающихся. Основным компонентом невротической депрессии является сниженный фон настроения, который, однако, не доходит до степени тоски. Снижение настроения часто сочетается с выраженной эмоциональной лабильностью, астенией, легкой тревогой, ухудшением аппетита, бессонницей. У заикающегося общий фон настроения и его колебания определяются кругом проблем, связанных с трудностью нормального речевого общения. Больные осознают, что ^ их состояние определяется психот- равмирующими переживаниями из-за невозможности преодолеть приступы судорог и страха, из-за того, что приходится менять жизненные планы, трудно разрешать возникающие дома и на работе психот-равмирующие ситуации, ограничения в общественной деятельности. Настроение больного выравнивается, если удается отвлечь его внимание от тревожащих проблем. При отсутствии терапевтического эффекта в условиях усложняющихся расстройств речи, нарастания трудностей межличностного общения, невозможности реализовать жизненные планы, крахе надежд у больных могут отмечаться не только суицидальные высказывания, но и поступки. Как и при других неврозах, для которых характерна дезавто-матизация функций, для логоневроза типичен так называемый синдром ожидания. В.А. Гиляровский (1954), А.М. Свядощ (1971) полагали, что в этом случае можно говорить об особой форме невроза ожидания. Другие авторы (Г.К. Ушаков, 1979; Б.Д. Карвасарский, 1990) считают более правильным относить это явление к особому психопатологическому синдрому, который встречается при всех формах неврозов, чаще всего у больных с нозофобиями, при которых обычно отмечается дезавто-матизация вегетативных функций. Исходным пунктом для развития синдрома ожидания у заикающегося является нарушение функции, вызванное многократными срывами в процессе речи. В дальнейшем представления о предстоящем осуществлении этой функции начинают вызывать опасения невозможности ее выполнения. Возникает чувство тревожного ожидания неудачи. При попытке говорить по механизму самовнушения происходит торможение речевой функции, дезавтоматизация речевого процесса. В свою очередь неудачная попытка ведет к еще большему закреплению возникшего ранее нарушения. Нарушения речи наблюдаются, например, после неудачного публичного выступления, во время которого под влиянием взволновавшей больного обстановки наступило торможение функции речи. В дальнейшем появляется чувство тревожного ожидания неудачи при необходимости публичного выступления, а в случаях генерализации расстройства — и при выступлении в любых необычных условиях или обстановке, вызывающей эмоциональную реакцию, например на экзамене. Во время выступлений возникает чувство тревоги, растерянность, резкая вегетативная реакция и заикание. Тревожное чувство ожидания речевого общения у заикающихся отмечается достаточно рано в детском возрасте, как правило, в период обучения в школе, на уроках во время устных ответов, на экзаменах и т. д. При некоторых формах заикания синдром ожидания становится доминирующим в картине заболевания.
|