![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фазы развития заикания
Клинический опыт показывает, что формирование заикания происходит не сразу и характеризуется определенной динамикой, понятны поэтому попытки исследователей выявить и описать закономерности этого процесса. Многие авторы отмечают, что нет общей для всех больных последовательности в наступлении определенной фазы и ее проявлений, поскольку сам процесс становления и формирования речи весьма индивидуален. Кроме того, обычно изменения в речи происходят не сразу — это медленный и последовательный процесс, имеющий свои закономерности и индивидуальные временные особенности. Для того чтобы более ясно представить себе развитие заикания, необходимо хотя бы кратко остановиться на физиологии развития речи. Развитие и формирование функций и навыков у человека возможны в строго определенный период, и это относится прежде всего к высшим психическим функциям — речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида н его поведение. Этот процесс детерминирован развитием центральной нервной системы. Отклонения н нарушения в нем приводят к дизонтогенезу, особенно сказываясь на формировании высших психических функций человека. Ребенок рождается с уготованным природой анатомо-физиологическим совершенным аппаратом, предназначенным для речи. Это величайший дар природы, присущий только человеку. Человек, который волею судьбы воспитывается вне человеческого общества, не овладевает речью, не говоря уже о социальных навыках и привычках. Навыки и привычки не передаются по наследству. Если воспитание и развитие речи и яругах высших психических функций и норм поведения не происходит в срок (практически с первых дней рождения и до 2—3 лет), то человек, как правило, остается неполноценным в течение всей жизни. В его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удается. Известно, что первые проявления речи младенца носят рефлекторный, эмоциональный характер, они выражают его физическое и психическое состояние. При ощущении голода, боли и дискомфорта, т. е. при отрицательных эмоциях, ребенок начинает кричать. Этот крик очень скоро превращается в плач. При выражении положительных эмоций у ребенка возникает гуканье, гуление и лепет, сопровождающиеся соответствующей мимикой и жестикуляцией. Большое значение имеет развитие общей моторики. Доказано, что дети, которых не стесняют в движениях, не пеленают, которым рано дают возможность передвигаться, в речевом и физическом отношении развиваются значительно быстрее и активнее. Важно в этот период создать ребенку благоприятные условия для его физического и психического развития, особенно для развития высших психических функций и способности к общению. С первых дней своей жизни ребенок интенсивно подготавливает свой артикуляционно-голосовой аппарат к речи. Вначале звуки, которые он издает, произносятся им рефлекторно. Постепенно устанавливаются ассоциации, ребенок вслушивается в свою речь и речь окружающих. Слуховое восприятие речи весьма специфично, оно присуще лишь человеческому уху. В клинической практике при определенных поражениях мозга часто встречается диссоциация между восприятием звуков и слов человеческой речи и неречевыми звуками, что свидетельствует о высокой функциональной дифферешшрованности слухового восприятия у человека. Формирование восприятия речи в ранние периоды жизни имеет огромное значение для ее последующего развития. Несколько позже начинает развиваться имитационная речь, подражание окружающим, особенно речи кормящей матери. Непроизвольное звукопроизнесение постепенно переходит в произвольное. Ребенок неустанно упражняет свой артнкуляционно-голосовой аппарат, восп- роизводя ряд звуков и их сочетания. Примерно к 5чЛу месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинает приобретать некоторое подобие слов, формируется просодическая сторона речи, в чодоюстй ее инто-национность и пр. Появляется так называемая ленетная- речь. Для развития речи ребенка большое значение имеет общение его с окружающими взрослыми людьми и социально-психологическая обстановка, особенно в первый период жизни. К концу первого года у ребенка в запасе пример»* 8—10 слов. На втором году происходит постепенное увеличение их числа, Ребенок учится оперировать словами: усложняет их, пробует Аь. различные сочетания, постепенно накапливая словаре** запас, овладевает фразой, логико-грамматическими построениями. Практически» за-яолтора года ребенок овладевает навыком речи к • языком, '{{ряучает свои акустический, артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к речеобразованию в определенной языковой системе. " ' Примерно с двух.лет начинают активно расширяться социально-психологические связи ребенка, увеличиваются его контакты — речь начинает быстро развиваться, словарный запас стремительно возрастает, усложняется работа- по усвоению логико-грамматнчесна. построений. Речь становится более осознанной, более четко, - целенаправлен*} проявляются желания, потребности. Возрастает рояь психологических факторов, но вербализовать свои желания в полной мере 'ребенок еще иечмвйкет, так как словарный запас егч> ограничен, стремление высказаться, объяснить, попросить, потребовать, наконец, желаемое невероятно велико, особенно когда ребенок находится *в состояния возбуждения. Эмоции часто захлестывают его, он торопится, мысли, а это часто — -«тени» слов, бегут стремительно, они еще не оформлены в слова, слов не хватает, ребенок начинает, торопясь, «захлебываться», волнуется еще больше* потому что его не понимают, а иногда весьма резко одергивают или прерывают, так как взрослым очень часто некогда его выслушивать В этот начальный период формирования речи заклевываются ее основы как функциональной системы. Спонтанные артикуляционные и языковые упражнения (множественные поиски варнакто*: *звуков, слогов и их повторений) способствуют формированию я «автоматизации» центральных механизмов, определяющих прон*авс«ггельные, фонетические и лингвистические программы, участвующие в акте речи, устанавливаются межполушарные связи. Обычно этот период охватывает возраст от 4—6 месявев до 2—3 лет. *• *'. Нарушение этого процесса в результате тех или иных»яричнн, связанных с задержкой речевого развития или, наоборот, с более интенсивным форсированным его течением, неожиданно, пая систематически возникающими стрессовыми ситуациями может привести к расстройству речи в виде нарушения плавности и слитности. Большое значение при этом имеют личностные особенности 4*бенка, способ реагирования родителей и других окружающих людей и в целом социально-психологические условия его жизни. ' • Именно в этот период инициального (начального) заикания специальное коррекционное воздействие является самым важным, определяющим успех терапии. Подобно тому, как быстро формируется речевая функция и навык нормальной речи, точно так же быстро фиксируется патологический темп и ритм- речи. Алализ процесса становления речи позволяет приблизиться к пробле- ме «первичного» и «вторичного» заикания, а также к фазам его развития. Выше были рассмотрены начальные этапы развития речи и языка — гуканье, гуление, лепетная речь, произнесение первых слов, фраз и т. д. В процессе опробования различных вариантов артикуляции тренируется система, афферентации, возникают различные сочетания звуков и слогов в словах. Этот тренинг необходим для становления физиологических механизмов речевого акта. Возможные срывы на этом пути определяются как физиологическое, или первичное заикание. Вторичное заикание — формирование и хронизация речевого дефекта в виде истинного заикания, которое также имеет свою динамику. Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. Постепенно появляются слова-уловки, синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбора и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приводят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания. Наибольшая заслуга в их анализе принадлежит О. ВюосЫеш (1960, 1987), который проследил в Бруклинском центре речи и слуха на 418 больных в возрасте от 2 до 16 лет развитие и становление заикания. 1-я фаза развития заикания Для нее характерны: 1) эпизодичность заикания, периоды плавной речи сокращаются и наступают все реже, сама выраженность заикания флюктуирует по тяжести. В поздних периодах первой фазы заикание становится более постоянным и выраженным; 2) запинки чаще возникают на начальных словах предложения. В начале первой фазы большинство заикающихся испытывают затруднение исключительно при произнесении первого слова в предложении; 3) запинки возникают в основном при произнесении кратких частей речи, особенно предлогов, союзов и т. д.; 4) заикание усиливается под воздействием так называемого «коммуникативного давления», т. е. самые большие затруднения ребенок испытывает, когда он возбужден, торопится и пытается о чем-либо рассказать; 5) ребенок обычно не реагирует на свое заикание и говорит во всех ситуациях свободно, без смущения. Заикание может спровоцировать кратковременная эмоциональная реакция. Но беспокойства, тревожности, страха речи нет. Нет переживания своего дефекта речи и неудач в общении. Женя П., 3 года. Ребенок от первой беременности. Беременность патологическая (с двух месяцев диагностирован гипертонус матки). Токсикоз второй половины беременности. Роды в срок. Закричал сразу. Развивался нормально. До года не болел. После года перенес дважды простудные заболевания, протекавшие без высокой температуры. Гуление —- в 3 месяца, лепет — в 4 месяца, первые слова — в 9 месяцев, фраза — в 1 год. Наследственность отягощена заиканием у отца. Атмосфера в семье была благоприятной. Однажды после первого в жизни посещения зоопарка мальчик, переполненный впечатлениями, стремился рассказать отцу о том, что он видел. Говорил взволнованно, быстро. Отец пытался остановить мальчика, но безуспешно. Ребенок повторял первые слоги слов, «захлебываясь». К вечеру речь ухудшилась, даже в спокойном состоянии возникали повторения начальных слогов слов и местоимений (да-да-да, я-я-я и т. п.). На следующий день было решено, что отец на некоторое время уедет к своим родителям, ограничив тем самым свое общение с сыном, так как считал, что возникшее заикание — результат подражания. Через два дня повторы начальных слогов исчезли, хотя-в некоторых случаях, когда мальчик был возбужден и торопился, наблюдались повторы коротких слов или предлогов. Эти повторы не были связаны с неадекватным артикуляционным напряжением. Темп речи оставался несколько ускоренным. Каких-либо невротических реакций у ребенка не отмечалось. Мальчик продолжал общаться со всеми свободно, не чувствуя речевых затруднений. Приведенный пример характеризует заикание в раннем возрасте как относительно простое расстройство речи, для которого характерны моторные нарушения в области артикуляционно-голосового аппарата, неосложненные сопутствующими движениями и невротической переработкой дефекта. 2-я фаза развития заикания Для этой фазы характерны следующие особенности: 1) нарушения речи становятся хроническими, иногда тяжесть заикания меняется, судорожность речи может на короткое время исчезать; 2) заикание прежде всего проявляется при быстрой речи или в состоянии эмоционального возбуждения, чаще всего происходит на многосложных словах, значительно реже запинки встречаются на местоимениях и односложных словах. По-прежнему они могут быть на первых словах предложения, но это уже не наиболее обязательные и •вероятные места запинок; 3) речевой дефект осознается, пациенты считают себя заикающимися людьми, но еще говорят, как правило, свободно в любых ситуациях. Во 2-й фазе кроме отмеченного выше часто наблюдаются затруднения в контактах, сопутствующие движения. Значительно расширяется объем сложных для общения ситуаций. Пациенты отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в школе, и с друзьями. Речь не зависит от ситуации. Некоторые пациенты считают, что в особенно важных для них ситуациях могут «контролировать» свою речь, замедлить темп речи и тем самым уменьшить количество запинок. И, наоборот, речь ухудшается в момент расслабления, при общении с друзьями. Ира К., 4 года. Беременность и роды у матери протекали нормально. Закричала сразу. Грудь взяла на 3-й день. Развивалась без патологических отклонений. Гуление — в 4 месяца, лепет — в 6 месяцев, первые слова — в 10 месяцев, фразы — в 1, 5 года. До 1 года — простудные заболевания, протекали легко, без осложнений. Речевое окружение в период формирования речевой функции — без патологии. Заикания, других дефектов речи у родственников не отмечалось. Семья состоит из трех человек. Мать — служащая, мягкая, добрая, ласковая; отец — рабочий на заводе, властный, резкий. Большую часть времени проводила с матерью. С ней часто была капризной, плаксивой, не слушалась. Отца очень любила, по вечерам не ложилась спать, ждала его с работы. В семье девочку наказывал отец, даже за те проступки, которые она совершала в ем> отсутствие. 25 > В возрасте 2 года 8 месяцев простудилась, около 1, 5 месяцев была высокая температура. Однажды в этот период в доме были гости, много новых людей, было шумно. Девочка весь вечер была возбуждена, расторможена, долго не могла заснуть. На следующий день мать отметила в речи ребенка первые запинки, которые возникали в начале предложений и выражались в излишнем напряжении, повторах начальных слогов. К вечеру эти затруднения усиливались, возрастало количество повторов начальных слогов первого слова в предложении. Через несколько дней количество запинок уменьшилось и через 1, 5 недели после возникновения заикание исчезло. Девочка окрепла, и родители вновь отдали ее в детский сад. Через 2 недели заикание возобновилось, но в более тяжелой степени. К напряжению перед началом высказываний и повторам первого слога прибавились повторения отдельных слов. Мать пыталась поправлять ребенка, отец стал наказывать за плохо произнесенные слова. Девочка не понимала, чего от нее хотят, так *ак не чувствовала речевых затруднений. Заикание все более усиливалось. Родители обратились за помощью к психоневрологу, который назначил медикаментозное лечение, однако успеха оно не принесло. Заикание далее протекало циклично. Примерно две недели — ухудшение, затем-.несколько дней — улучшение. Ухудшение обычно было связано с повышенными эмоциональными нагрузками (приезд бабушки, наказания отца, короткие недомогания в результате легких простуд). Стала чаще капризничать, ухудшился аппетит, днем родители с большим трудом заставляли лечь спать. К артикуляционной судорожяости прибавилась экспираторная судорога. Запинки появлялись уже не только в начале, но и в середине предложении. Экспираторная судорога прерывала речь примерно через 3-5 слов. Усилился тонус перед началом высказывания. Появились сопутствующие движения. Если говорила стоя, тело напрягалось, корпус подавался вперед, иногда даже делала непроизвольно шаг вперед и начинала говорить с тяжелыми судорогами. Дома с матерью и бабушкой говорил^ всегда лучше, чем с незнакомыми людьми. На приеме у логопеда первые полчаса молчала, привыкая к новым условиям, лишь на последующих занятиях стала понемногу разговаривать. Из характерных признаков 2-й фазы развития заикания обращает на себя внимание осознание ребенком своего дефекта. Девочка сама заметила «я заикаюсь», ясно представляла себе цель своего визита к логопеду. 3-я фаза развития заикания Эта фаза развития заикания характеризуется следующими особенностями: 1) определенные ситуации становятся трудными для общения, и это четко осознается заикающимся; 2) возникают постоянные трудности, связанные с произнесением определенных слов и звуков, замены одних слов другими, сознательная антиципация. В этой фазе, несмотря на уже сформировавшиеся симптомы более сложных расстройств речи, крайне редко встречаются пациенты с выраженным переживанием страха речи или какой-то неловкости, чаще всего отсутствует тенденция избегания речи. 3-я фаза развития заикания — это практически полное становление судорожного синдрома, однако, как отмечено, без избегания ситуаций и страха речи. О. В1оо< 1$1еш отмечает весьма характерную особенность заикающихся в 3-й фазе. Это парадоксальная установка на спокойствие, несмотря на сформировавшееся выраженное заикание. Пациент использует практически любую возможность для общения. Предложение начать лечение не вызывает у него энтузиазма и поддержки. Мы полагаем, что это, во-первых, характерно для детского и подросткового возраста, когда еще отсутствует мотивация для лечения, требующая волевых усилий и напряжения для систематического посеТцения занятий, во-вторых, зависит от-личностных особенностей. Женя С., 15 лет. Беременность и роды у матери протекали нормально. Раннее физическое развитие — без особенностей. Раннее речевое развитие: гуление — в 3 месяца, лепет — в 5 месяцев, первые слова — в 11 месяцев, фраза — к полутора годам. У родственников заикания и другой речевой патологии не отмечено. Речевое окружение в период формирования речевой функции — без отклонений. Посещал ясельную группу детского сада. Заикание возникло в возрасте 3 лет во время новогоднего утренника. Испугался Деда Мороза, плакал. Дедушка и бабушка, присутствовавшие на детском празднике, отметили первые легкие признаки заикания, которые сначала были малозаметны. Запинки выражались лишь в повторении начальных звуков первых слов в предложении. Заикание протекало волнообразно с ухудшением и улучшением и даже с периодами абсолютно «чистой» речи. Мальчика запинки не беспокоили, он достаточно свободно общался в различных ситуациях. Учился хорошо, был общителен, имел много друзей и знакомых. • В подростковом возрасте произошло резкое ухудшение речи. Очень стеснялся речевого дефекта, особенно речь ухудшалась при общении с девочкой, с которой дружил. Стало трудно общаться с незнакомыми людьми, с некоторыми учителями. Круг «трудных» ситуаций общения продолжал расширяться — было трудно разговаривать по телефону, в магазине. Картина судорог также изменилась, появились более тяжелые запинки в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппаратах. Для облегчения речи, со слов матери, стал наклонять голову вперед. Впоследствии появились судороги лицевой мускулатуры, оформился ритуал, который все чаще стал повторяться перед началом высказываний. Возрос темп речи, усилилась общая ее смазанность за счет нечетких артикуляционных переключений, нарушаемых судорогами. Лечился дважды (стационарно в неврологическом отделении больницы и посещал школьный логопедический пункт) без видимого улучшения. 4-я фаза развития заикания На этой стадии заикание вырастает в большую личностную проблему. Можно указать на следующие характерные его черты: 1) возникает и становится постоянной яркая антиципация заикания; 2) становятся стандартными трудности при произнесении определенных слов, звуков в определенных ситуациях и при определенных слушателях; 3) появляются частые замены слов и уклончивые ответы; 4) отмечается избегание определенных речевых ситуаций; 5) наблюдаются другие затруднения и проявления страха речи. Отличительная черта 4 фазы — наличие выраженных эмоциональных реакций на заикание, важнейшим проявлением чего становится избегание речевой ситуации. В этой фазе заикающийся предпочитает проехать несколько лишних остановок на троллейбусе или автобусе, чем спросить впереди стоящих людей, выходят ли они на следующей остановке. Пациент испытывает выраженный страх перед кассиром в магазине, при разговоре по телефону. Особенно большое напряжение и страх испытывает в школе, ожидая возможного вызова на уроке для ответа. Даже в компании друзей старается говорить меньше, чтобы избежать заикания. Трудные звуки и слова в этой фазе сопровождаются страхом, и если раньше заикающийся заменял слова от случая к случаю, то теперь он это делает систематически, чтобы избежать заикания. В этой фазе заикающиеся больше внимания начинают обращать на то, как окружающие реагируют на их речь и как они выглядят в глазах окружающих их людей и собеседников. 4-я фаза развития заикания характерна для подростков и взрослых, однако ряд особенностей и черт этой фазы наблюдаются и у детей в возрасте 10—11 лет. Встречаются и совсем маленькие пациенты (5—7 лет), которые отказываются от общения и контактов с окружающими. Такое деление на фазы носит условный характер, вместе с тем, представленные четыре фазы заикания и особенности их клинических проявлений могут учитываться при определении степени выраженности заикания в каждом отдельном случае, а также прогнозировании терапевтических результатов. В работах О. В1оосЫеш дана картина постепенного усложнения синдрома заикания, развивающегося от повторения слогов, слов, к формированию судорожного синдрома в начале слов и фраз, постепенному возникновению антиципации, беспокойства и страха речи, который приобретает все более генерализованный характер. Ряд положений концепции О. В1оосЫеш, в частности о более ранних или более поздних сроках возникновения страха, затруднениях общения, возникновении сознательных антиципации, осознании дефекта речи могут быть рассмотрены н объяснены с позиции психологии отношений. Эти данные представлены во второй части монографии.
|