![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заикание
1. Наследственность (указание на заикание у родственников). 2. Острое начало. 3. Фиксация на речевом дефекте. 4. Дыхание — прерывистое за счет судорог дыхательного аппарата (экспираторной, инспираторной, респираторной), а также затруднений на пути свободного речевого Кляттеринг 1. Наследственность (указание на тахилалию, дислалию, дизартрию у родственников). 2. Постепенное ухудшение речи. 3. Некритичное отношение к собственной речи. Отсутствие страха речи (как правило). 4. Дыхание — прерывистое в связи с нарушением слитного произнесения фразы, многократных повторов, остановок для обдумывания и подбора вокальной и артикуляционной судорог. 5. Голос — суженного диапазона, с характерной твердой атакой звука, маломодулированный, приобретающий своеобразную окраску за счет судороги' (вокальная судорога, дрожательно-гортанный спазм, смыкательная голосовая судорога). 6. Артикуляция — в основном нарушение артикуляционного уклада звука за счет артикуляционных судорог (губные, язычные, небные), координация судорог. Дислалия (примерно как в популяции). 7. Темп — дизритмия за счет возникновения судорог, имеющих разную продолжительность. 8. Повторы — за счет клоничес-кой, клоно-тонической, тоно-клонической судорожности части артикуляционного уклада звуков, реже слова. 9. Растягивание гласных — в большинстве случаев в начале слова на фоне вокальной судорожности или судорожной координации. 10. Письмо — отражение заикания на письме встречается редко и выражается в излишнем напряжении при написании букв, несколько сжатым почерком, иногда изменением графического образа буквы. нужного слова. 5. Голос — суженного диапазона с характерной мягкой и придыхательной атакой звука, маломодулированный. Характерны мелодические рефрены, что придает речи монотонность. 6. В процессе речи — дислалия, чаще сложная или выраженная в той или иной степени дизартрия. При изолированном произнесении (привлечение внимания пациента к четкому артикулированию) возможен нормальный вариант произнесения звука. 7. Темп — тахилалия. 8. Повторы — слоги, слова, некоторые фразы. 9. Растягивание гласных — отмечается сходство с эмболоф-разией. 10. Письмо — почерк неразборчивый неряшливый. Характерны пропуск букв, недописывание слов, орфографические ошибки. Опыт дифференциальной диагностики заикания и кляттеринга изложен в работе нашей сотрудницы И.М. Шишкановой (1985). Проанализованы данные 48 больных с диагнозом кляттеринг, прошедших курс лечения в Центре патологии речи. Возраст больных от 18 до 34 лет, 45 мужчин и 3 женщины, 28 человек ранее лечились у логопеда по поводу дислалии или заикания. Все больные поступили в клинику с жалобами на заикание Для иллюстрации различий заикания и кляттеринга приводим следующие истории болезни. Владимир П., 25 лет. Поступил в клинику с жалобами на то, что в последнее время заметил ухудшение речи, проявившееся в невнятности, быстром темпе. Беременность и роды у матери без патологии, развивался нормально. В детстве перенес корь. Был подвижным ребен- ком, любил шумные игры. В школу пошел с 7-летнего возраста, учился средне, закончил 10 классов, служил в армии. В настоящее время учится в техникуме. Трудности в речи (повторения слогов, слов, растягивание гласных) появились в возрасте 7 лет. Постепенно речь ухудшалась. Особенно остро заикание проявилось в возрасте от 13 до 15 лет. Страха речи пациент не испытывал. Занимался с логопедом с кратковременным эффектом. В армии речь несколько улучшилась. В последнее время вновь отмечается ухудшение. Обратился в клинику, расценивая нарушение речи как заикание. Установка на лечение — пассивная. Индивидуальные особенности. Общительный, активный, в межличностных отношениях стремится к доминированию. Вспыльчив, импульсивен. Уровень притязаний и самооценки высокий. Тревожность умеренная. Патологической фиксации на речевом дефекте не наблюдается. Логопедическое обследование. У матери и отца выраженная тахилалия. В детстве отмечались сложная дислалия, частые повторения слогов, слов, растягивание гласных звуков, ускоренный темп речи. В связи с ухудшением речи при поступлении в школу занимался у логопеда. Перерывы в занятиях приводили к значительному ухудшению речи. Во время ответов на уроках никак не мог собраться с мыслями, отвлекался. В момент концентрации внимания на речи резко уменьшалось количество повторов, замедлялся темп речи. Наиболее трудными были уроки русского языка. Из-за плохого почерка, недописывания слов, повторения слогов в словах, частых орфографических ошибок получал неудовлетворительные отметки. Речевой статус. Дыхание грудо-брюшное, речевой выдох укорочен, прерывист за счет частых повторений слогов, слов внутри фразы. Голос средней силы, маломодулированный. Темп речи ускоренный. Характерны невнятность речи, недоговаривание слов, непрого-варивание стечений согласных, дислалия. Замедление темпа устраняет некоторые из этих недостатков. Те же нарушения отмечаются при чтении, пересказе, в спонтанном рассказе, автоматизированных рядах. Лицо гипермимично. Послоговый ритм нормализует темп речевого высказывания. Почерк неразборчивый, неряшливый. Отмечаются тенденция к уклону вниз в конце строки, персеверации, орфографические ошибки. Речь изобилует эмболофразиями. Диапазон адекватно используемых экстралингвистических средств сужен: мелодика речевого высказывания обеднена за счет интонационных рефренов, что придает речи монотонность. Значительно улучшают речь различные формы контроля: зрительный, акустический, тактильный, однако повышенная утомляемость приводит к быстрому истощению внимания и, следовательно, самоконтроля. При нейропсихологическом исследовании отмечаются нарушения динамического и орального праксиса, затруднения в выполнении проб на реципрокную координацию. ' По результатам исследования методиками обратного счета по Крепелину и таблицами Шульте выяляют-ся нарушения распределения поля внимания, трудность его концентрации при повышенной переключаемости. Отмечается тенденция к конкретности мышления на фоне общей импульсивности. Выявлена повышенная утомляемость. Заключение: кляттеринг. Нетипичный случай кляттеринга: 364са имеет место страх речи. Сергей К., 18 лет. Поступил в клинику с жалобами на ухудшение речи, быстрый темп речи, страх речи в личностно значимых ситуациях. Беременность и роды у матери — без патологии, развивался нормально. В детстве перенес корь, паротит, скарлатину. В школу пошел с 7 лет, успеваемость была средней, в 1-м и 2-м классах занимался с логопедом (коррекция дислалии). С 4-го класса отмечает ухудшение речи: возобновление прежних речевых трудностей — быстрого темпа речи, повторов слогов, слов, невнятной речи. В ситуациях ответов перед классной аудиторией, бесед с учителями, незнакомыми, лицами противоположного пола отмечал ухудшение речи, появление страха речи. Закончив десятилетку, поступил в институт. С возрастом нарушения речи усилились. Обратился за помощью в клинику. Установка на лечение — пассивная. Индивидуальные особенности. По характеру общительный, в межличностных отношениях стремится к лидерству. Самооценка повышена, ригиден, тревожен. Фиксирован на собственной речи. Речевой статус. Дыхание грудо-ключичное, речевой выдох укорочен, прерывист за счет частых повторений отдельных звуков, слогов, слов. Голос смешанного регистра, средней силы, маломо-дулированныя. Характерна мягкая, реже — придыхательная атака звука. Тахилалия. Невнятное, нечеткое произношение, недоговаривание слов, непроговаривание стечений согласных, сложная дислалия. В чтении, пересказе, рассказе при быстром темпе отмечаются повторы слогов, слов, коротких фраз, растягивание гласных, эмболофразия. Почерк неразборчивый, персеверации, орфографические ошибки. Послого-вый ритм устраняет отмеченные трудности, но пациент способен поддерживать его недолго. Активный речевой контроль затруднен. Сопутствующие движения аутокоммуникативны. Имеет место «ритуал», который повторяется перед началом речевого высказывания. Диапазон адекватно используемых экстралингвистических средств сужен, обеднен \за счет нарушения просодической сферы (повторений одного и того же интонационного контура, немотивированных пауз, смещения логического ударения). По результатам нейропсихологического обследования при выполнении проб на реципрокную координацию, динамический и оральный праксис имеют место нарушения средней степени выраженности. По результатам психологического обследования выявляются нарушения внимания (его концентрации, сужение поля внимания). Заключение: кляттеринг. Выраженная ситуативная фиксация на речевом дефекте. Валерий С., 23 года. Поступил в клинику с жалобами на запинки, ухудшение речи в последнее время, появление неприятных ощущений во время речевого высказывания, напряжения в области нижней челюсти. Ребенок от первой беременности, протекавшей нормально. Родился в асфиксии. Отклонений в раннем физическом развитии не обнаружено". Перенес корь, ветрянку. В школу пошел с 7 лет, учился средне. Больше проявлял интерес к точным наукам. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. У двоюродного брата по линии отца — заикание. Заикание появилось с 2 лет, предполагаемая причина — испуг. Запинки отмечены матерью сразу же после испуга. Они выражались в затягивании начальных гласных, длительных остановках перед началом речевого высказывания. Свой речевой дефект стал осознавать в 6—7 лет. В школе речь значительно ухудшилась, появился страх речи. Сверстники дразнили, очень переживал это, часто плакал. Круг общения был сужен; друзей не имел, общественной работой не занимался, выполнял разные поручения, -не связанные с речью. Особенно были трудны ситуации выступлений перед классной аудиторией, общения с незнакомыми учителями, лицами противоположного пола, после школы поступил в технический вуз, где заикание резко усилилось, возрос страх речи, в связи с чем обратился в клинику. Индивидуальные особенности. По характеру замкнут, тревожен, ригиден. Самооценка понижена. Выражена фиксация на речевом дефекте. Логопедическое обследование. Гуление началось в 5 месяцев, лепет — в 8 месяцев, первые слова с 1 года 2 месяцев, фраза к 2 годам. Речевое окружение при формировании речи без патологии. Речевой статус: дыхание грудо-брюшное, речевой выдох укорочен, прерывист. Непродолжительные запинки на экспирации нередко возникают во время пассивной экспирации. Судорога: экспираторная, координированная с судорогами голосового и артикуляционного аппарата. Голос среднего диапазона, характерная твердая атака звука. Вокальная судорога,. Дизритмия. Артикуляционные судороги представлены судорогами небной занавески, углов губ, кончика языка, корня языка. Судороги лицевой мускулатуры (круговой мышцы глаз, жевательной мускулатуры, крыльев носа) больше выражены справа. Отраженная, сопряженная речь — в обычном и замедленном темпе, чтение, пересказ, рассказ, автоматизированные ряды — с тяжелым заиканием. Для больного характерны сопутствующие движения, носящие характер ауто-коммуникативного речевого ритуала. Жесткий послоговый ритм снимает заикание, речь несколько монотонна, за счет частых судорог нарушается естественный речевой интонационный контур. При выполнении нейропсихологических проб отмечаются выраженные в средней степени нарушения в пальцевом праксисе, в реципрокной координации, в динамическом праксисе, а также в пробах, выявляющих слуховую агнозию на ритм, моторную и сенсорную амузию. По результатам психологического обследования: диапазон коммуникативных навыков сужен, возможно проявление повышенной агрессивности при межличностных конфликтах. В субъективно значимых ситуациях обидчив. Заключение: заикание тоно-клонического типа, дыхательно-вокально-артикуляционной формы, выраженное в тяжелой степени. Выраженный страх речи. Дифференцированный подход к результатам анализа и обобщение материалов первичного обследования (с некоторыми дополнениями, возникающими в процессе 1-го этапа комплексной терапии) позволяют определить наиболее адекватные направления коррекционного воздействия в каждом конкретном случае кляттеринга. следству в виде определенной неполноценности или несовершенства речедвигательного аппарата. У 30 из 100 наблюдавшихся детей он обнаружил заикание у близких родственников. Эта цифра была подвергнута тщательному анализу. Было выяснено, у кого из родственников наблюдалось заикание чаще всего. Оказалось, что число страдавших заиканием родственников по линии отца, в два раза превышало число заикающихся родственников со стороны матери. Эти данные совпадают с цифрами, приведенными различными авторами, о преобладании примерно в три раза заикания у мужчин по сравнению с женщинами (А.И. Сикорский, 1889; К.И. Хмелевский, 1897; М.Е. Хватцев, 1939, 1961; Н. ЗсЬиеН, 1946; Е. Музак, 1960 и др.). В.А. Гиляровский объяснял этот факт двумя моментами: во-первых, наследственным характером заикания и, во-вторых, тем, что у мальчиков существуют какие-то особые предпосылки, благоприятствующие развитию заикания. Однако, признавая несомненным тот факт, что в развитии заикания играют роль наследственные моменты, он не считал его наследственным заболеванием в собственном смысле, так как в этом случае наследственное взаимоотношение должно было бы быть более частым и определенным. Во многих случаях не удается отметить какого-либо наследственного отягощения и, с другой стороны, приходится говорить о большой роли экзогении. Учитывалась возможность возникновения заикания в результате подражания взрослым родственникам, но он не рекомендовал придавать этому особенно большого значения. Во-первых, дети часто живут вдали от заикающихся родственников и, во-вторых, заикание у отцов и других родственников наблюдалось нередко в детстве, так что о подражании не могло быть и речи. В.А. Гиляровский приходит к выводу, что заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. Вместе с тем важное значение следует придавать взаимопроникновению эндогенных моментов. При лечении заикания важным становится преодоление робости, связанной с актом речи, однако не следует делать заключение, что психические особенности являются чем-то первичным, на фоне чего и развивается заикание. Особенности формирования речи, стоящие в связи с развитием организма вообще, имеют значение и для определения психического склада. Так, если бы врожденные психические особенности были определяющими, то они должны были бы развиваться до появления заикания, а не наоборот, что чаще всего наблюдается при его изучении на ранних стадиях возникновения. На основании своих материалов он считал, что число случаев заикания, связанных с изменением характера, невелико. Психические изменения являются прямым следствием процессов, лежащих в основе заикания. Главное и определяющее значение при заикании, как и при неврозах, имеют экзогении. Наличие врожденной или приобретенной слабости часто является важным, но все же не обязательным условием. В семьях с заиканием процент заикающихся значительно выше, чем в популяции. Особо следует выделить тип наследования у лиц с кляттерингом, которых много в семьях заикающихся. Н. Ргеипй (1952), П. \Уе158 (1964) в семьях 95 заикаюшихся и 26 «заикающихся с кляттерингом» обнаружили 36 пациентов с так называемым «спотыканием» и 12 с тахилалией. В ряде исследований отмечена большая распространенность заикания у близнецов, чем в популяции. М. Зеетап (1937) обследовал 14 пар монозиготных близнецов, один из которых страдал этим речевым расстройством. Оказалось, что у 9 других близнецов из пары также отмечалось заикание. Из 5 пар дизиготных близнецов лишь один был с заиканием. Р. НолуЦ (1976) обнаружил среди монозиготных близнецов 58—63% заикающихся, у дизиготных близнецов — 13—19%. Анализ приведенного материала показывает, что в настоящее время не существует убедительной концепции, позволяющей утверждать определенную причинную взаимосвязь возникновения заикания для всех его случаев. Можно выделить лишь определенные тенденции, частотность некоторых признаков (чаще заикание возникает в семьях, где отмечается заикание у родителей, у однояйцевых близнецов, в группах детей с органическим поражением ЦНС, в школах для детей с нарушением интеллекта* и Др.).
|