Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы глобализации
Сегодня источник многих проблем видят в глобализации, которая стала неким натуралистическим мифом, наподобие «расы» у антропологов XIX столетия. На самом деле процесс глобализации постоянно сопровождает человеческую историю и является продуктом коммуникации. Именно в свете эволюции коммуникативных медиумов и целесообразно рассматривать глобализацию. Человек всегда стремился найти или искусственно построить вокруг себя интимное безопасное сферическое место. Поэтому он отыскивал или выкапывал пещеру, строил хижину и огораживал поселение. Точно так же он воспринимал землю как свою колыбель, а пространство как космос, окруженный прочной скорлупой небосвода. Все эти пространства он воспринимал как шароообразпые, а саму сферу расценивал как самую совершенную и одновременно прекрасную форму. Сегодня все по-другому. Мир стал открытым для бесконечного исследования, по сделался каким-то плоским, незащищенным и неуютным для проживания. И, может быть, как раз потому, что мы, подобно Паскалю, ощутили ужас перед бесконечностью разомкнутого Универсума, поиски своего места в Космосе снова стали для нас актуальными. Желание жить внутри уютной сферы, дающей защиту, и одновременно обозревать землю как поверхность глобуса, сконцентрировать мир в форме шара и крепко держать его в руке старо, как само человечество. Атлант с глобусом на плечах — это весьма распространенный сюжет, подхваченный в Новое время. Однако ноша античного человека не столько физическая, сколько метафизическая. Скипетр и держава, с тех пор как впервые появились на картине, изображающей византийского императора, становятся обязательными атрибутами царского титула. Имперские художники также изображали сверхчеловеческое могущество начальства, которое гнется под тяжестью неземных забот. Римская империя использовала метафору пути, так как имперская техника коммуникации была основана па распространении знаков, символизирующих мощь Рима, и письменных сообщений, доставляемых по великолепным мощеным дорогам, ведущим от центра в провинции. Империя — это почта. Христианство как трансцендентная религия опиралась на метафору неба — края Логоса и Света. Бог создал землю и небо для человека, по сам обитает вне их. Его сообщение па Землю было доставлено самым падежным посыльным и передано верным ученикам — Апостолам, от них панам, которые благодаря верным слугам церкви распространяют его в неискаженном виде по поверхности всей Земли. Так конструируется понятие универсального горизонта, охватывающего бесконечную Вселенную, однородность которой обеспечивается христианским учением. Впервые взамен различных ареалов, связанных сложными капиллярными сетями, предлагается единый универсум, в котором «нет пи эллина, ни иудея». То, что было начато христианством, которое раскололось на несколько конфессий, было продолжено наукой, создававшей единый язык описания мира. На уровне повседневности эта интенция поддерживалась расширением рынка, в орбиту которого попали не только деньги и товары, Чго и люди и книги. Мировая торговля привела к образованию широкого коммуникативного пространства, в рамках которого самостоятельные и ранее враждовавшие регионы получили возможность мирного общения. Обмен товарами, идеями, людьми, осуществленный древними греками в средиземноморском ареале, распространился практически по всей земле благодаря созданию нескольких торговых компаний. На этой основе расширяется почта, появляются новые средства сообщений, в том числе газеты и журналы, читателем которых стала образованная публика. Основой современных философских и научных представлений о бесконечной Вселенной, просторы которой покоряют космические корабли, является новый тип коммуникации, медиумом которой являются уже не книги, а сигналы — носители информации, подлежащей расшифровке и истолкованию па основе научного метода. Информационная революция привела к созданию единого коммуникативного пространства. Благодаря интернету можно свободно пересекать границы национальных государств и практически мгновенно связаться с любым жителем Земли, если, конечно, он является вла-
336 Заключение. Основные этапы глобализации Основные этапы глобализации 337
дельцем персонального компьютера, подключенного к «всемирной паутине». Начиная с Пармепида, доказывавшего, что бытие — это идеальная сфера, и до настоящего времени стремление глобализовать мир остается неизменным и Не подвергаемым сомнению. Каждый новый шаг на этом пути расценивается как прогресс. Открытие Коперника, путешествие Магеллана, проекты Циолковского и теория ноосферы Вернадского — все это шаги на пути глобализации. Конечно, перечисленные авторы скорее всего не приняли бы глобализацию мира, как она разворачивается на наших глазах в форме кризиса национального государства и появления транснациональных финансовых, информационных и иных систем. Что же настораживает в процессах глобализации? Первые серьезные опасения возникли в ходе мировых финансовых кризисов, которые имеют принципиально новый характер. Если раньше они возникали в результате сбоев в экономике, то теперь па-оборот: процессы на межбанковских биржах определяют состояние экономики. Деньги больше не зависят от труда и ресурсов, а сами по себе они ничто, бумага. Это заставляет под особым углом зрения посмотреть па другие процессы, например, в сфере массмедиа, информации, образования. Если раньше люди положительно относились к развитию транснациональных компаний в этих сферах, то сегодня возникают сомнения относительно тех надежд, которые на них возлагались. Достигшие невиданного технического уровня, они связывают людей в единое информационное пространство и формируют единое общественное мнение. Доступ к информации всегда ограничивался какими-либо структурами, например жрецами или властителями. После падения цензуры со стороны национального государства возникли новые формы селекции и ограничения. С одной стороны, продюсеры телевизионных программ отбирают матерная, а с другой стороны, зрители ищут среди многообразия каналов наиболее приемлемый. Человек растворился в цепях циркуляции информации, превратился в звено ее цепи: получил — послал дальше. Главная проблема телекомупикациоппого общества в том, что сообщения вызывают рефлексию, но не побуждают к действию. То же самое происходит в политике, которая приобретает все более ярко выраженный спекта-куляриый характер. Если раньше у людей вырабатывалось общественное мнение, которое вынуждены были учитывать политики, то теперь, наоборот, и общественное мнение, и сама фигура политика определяются информационными технологиями. Мы живем в условиях глобализации, которая является порождением уже не государства, институтов, индивидов, а универсальных структур техники, секса, денег, информации и коммуникации. Процесс глобализации в последние годы усилился иод влиянием Интернета, и теперь становится все более ясным, что он вошел в противоречие с проектом, опирающимся на идею национального государства. Интернет существенно изменяет условия развития власти, денег, права и знания, т. е. центральных медиумов управления национальным государством. Появляются угрожающие демократии техники: несанкционированные веб-страницы предлагают детское порно, способы изготовления подрывных устройств; разного рода преступные группы могут координировать свои действия на транснациональном уровне и т. п. Появление такого рода проблем в основном используется защитниками морали, которые видят в них повое подтверждение своей правоты и претензий па универсальность. Мораль стремится оценивать все сферы деятельности, включая политику, экономику, технику и науку. Допущение универсальной морали порождает'трудность, связанную с тем, как и кто будет оценивать саму мораль? Именно это обстоятельство и определяет недостаток как глобалист -ской, так и антиглобалистской стратегии. На самом деле глубинный протест против глобализации таится в доисторической жизни, когда люди объединялись в небольшие племена и орды, говорили на одном языке, сообща добывали и ели пищу, грелись у огня, где места хватало всем. Их мифы и фольклор представляли собой прочную иммунную систему, благодаря которой они чувствовали себя совершенными и защищенными. Но человек всегда стремился выйти наружу из своего дома, города или страны. Стресс чужого компенсировался экспансией. Эпоха империй является следствием морфологической катастрофы, суть которой состояла в неудовлетворенности местом своего обитания. Вместе с тем, например, Римская, Византийская, Российская империи просуществовали гораздо дольше Золотой Орды прежде всего потому, что заботились о цивилизации территории покоренных народов. Политическая архитектура Вечного Города на самом деле имела «человеческое лицо» и удовлетворяла глубинные желания человека. Думается, что и сегодня антигобализациопный психоз должен уступить место построению таких виртуальных коллективных пространств, в которых бы люди чувствовали себя как дома.
338 Заключение. Основные этапы глобализации Гуманизм и глобализация 339
Гуманизм и глобализация Гуманистами назывались интеллектуалы, состоявшие в переписке друг с другом. Отсюда гуманизм можно определить как дружеское общение при помощи письма. Уже во времена Цицерона гуманистами называли людей, умеющих пользоваться алфавитом, использующих язык для воздействия на людей с целью их облагораживания. То, благодаря чему и сегодня, спустя две с половиной тысячи лет, сохраняется философия, — это способность писать и читать тексты. Ее можно рассматривать как непрерывную цепь посланий от поколения к поколению и как дружбу между авторами, копиистами и читателями, дружбу, связанную именно ошибками и искажениями при интерпретации, которые поддерживают напряженные отношения между любителями истины. Первым важным посланием была греческая литература, а ее первыми получателями и читателями были римляне. Благодаря прочтению текстов содержание греческой культуры оказалось открытым для Империи и позже для всего европейского мира. Конечно, греческие авторы были бы чрезвычайно удивлены, если бы им сказали, что их послания будут читаться и сегодня. Дружба па расстоянии предполагает не только письма, но также истолкователей. Без готовности римлян дружить с греческими писателями этих давних писем, без способности воспринять соответствующие правила игры, предполагаемые письмами, эти тексты никогда бы не проникли в европейское культурное пространство. Эти проблемы снова повторились, когда дело дошло до рецепции римских посланий европейцами, говорящими на разных национальных языках. Во многом именно благодаря римской готовности читать греческие тексты мы сегодня.можем вести речь на своем языке о гуманных вещах. Письмо — не просто коммуникативный мост между друзьями, разделенными расстоянием, а сама операция разделения. В европейской магии письма оно и есть «действие на расстоянии», целью которого является включение другого в круг общения. Телекоммуникативное общение снимает разницу между ближним и дальним. Первоначально гуманисты были не более чем сектой грамматиков, которой, в отличие от других, удалось сделать свой проект универсальным. Позади письменной культуры в эпоху Нового времени в эпоху становления национальных государств, возникают специаль ные дисциплинарные учреждения, поддерживающие письменну культуру в определенных рамках. Это прежде всего школы и гимна зии, благодаря которым литературные стандарты согласуются с политическими. Теперь уже не только античные и христианские, но и национальные авторы образуют круг читательской публики — ценителей романов, публикуемых в появившихся толстых журналах. Предыдущее довоенное столетие было расцветом национального гуманизма. Его опору составляла филологическая элита, которая своей задачей считала ознакомление современников с важнейшими посланиями истории. Власть учителя и филолога была связана с привилегированными знаниями авторов, входивших в круг отправителей важнейших для человечества посланий. Субстанцией буржуазного гуманизма стала абсолютная власть принуждать юношей к изучению классиков. Сегодняшние буржуазные нации во многом являются литературным, почтовым, коммуникативным продуктом. Можно сделать вывод, что глобализация началась отнюдь не сегодня. В рамках письменной культуры коммуникация перестала быть межличностным общением в рамках коллектива, спаянного территорией, языком, образом жизни и самобытной культурой. Благодаря использованию письменности стали возможными обширные империи. Их распад компенсировался за счет сохранения единых образовательных стандартов и корпуса классических сочинений, изучаемых европейцами. Сегодня Интернет преодолевает границы национальных государств и угрожает не столько индивиду, который давно «глобализирован» государством, сколько самому государству. Таким образом, если эпоха буржуазного гуманизма стала закатываться, то вовсе не благодаря декадентским капризам людей, которым надоели уроки национальной литературы. С утверждением новой медиальной культуры радио (1914), телевидения (1945) и, наконец, «всемирной паутины» сосуществование людей стало строиться на новой основе. Мы живем в постлитературном, и, стало быть, в постгуманистическом мире. В ход пошли новые телекоммуникативные медиумы, которые отвергают старую модель гуманистической дружественности. Эра гуманизма, основанная на книге и образовании, закатывается, потому что проходит одна великая иллюзия, состоящая в том, что единство общества может достигаться исключительно литературой. На место глобальной литературы приходят новые политические и экономические структуры, которые из средства стали сами глобальными целями. Преодоление иллюзии гуманизма после Второй мировой войны стало поворотным пунктом современного мировоззрения. Однако парадокс состоял в том, что это историческое ниспровержение гуманизма сопровождалось эска-
340 Заключение. Основные этапы глобализаиии Ноосфера 341
лацией гуманистической модели в философии. Этот рефлексивный ренессанс, видимо, был обусловлен страхом перед обнаружившимся во время войны одичанием человека, тем, что люди не хотели повторения ужасов войны и поэтому использовали старую тактику осуждения зла и насилия. В послевоенном гуманизме появился новый мотив, которого не было прежде ни в Риме, ни в национальных государствах Нового времени. Гуманизм как слово и дело питался страхом перед одичанием и надеждой на приручение. Он был наиболее понятен и звучал наиболее громко как раз в эпохи варварства, господства насилия в отношениях между людьми. Чем же пытаются противостоять сегодня бестиализации людей, происходящей в условиях современных масс-медиа, которые, подобно культивируемым в Риме кровавым зрелищам, пытаются воспроизвести нечто подобное на экране? Во времена Цицерона причину бестиализации видели в амфитеатрах, где бились звери и люди, и это легко инсталлировалось в современные массме-диа. Античный гуманизм был восстанием книги против амфитеатра, попыткой воздействовать на одичание посредством лекционной дисциплины. То, что образованные римляне называли humanitas, было немыслимо без театра жестокости. Развитие человеческой природы виделось в обращении к приручающим медиумам, к успокаивающим книгам, а не зрелищам, исторгающим животный вопль. На самом деле зрелища были частью имперской техники власти, с помощью которой она управляла коллективным телом толпы.
|