Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ноосфера
Основное понятие русского космизма, «ноосфера» — это прежде всего специфическая антропогенная или психогенная «масса», которая постепенно растекается по оболочке Земли и, взаимодействуя с геологической материей и биомассой планеты, преображает мир. Мысль господствует над миром не столько содержанием, сколько массой. В этой модели есть свои преимущества и недостатки, которые можно обсуждать. Сегодня выявляются скорее отрицательные, чем положительные стороны превращения мысли в планетное явление. Если В. И. Вернадский видел в превращении науки в интернациональное мировоззрение, в глобализации информации, техники, связи, обменов исключительно положительные явления, то мы сегодня настороженно относимся к этому. В нашем прекрасном новом мире завелись такие опасные вирусы, от которых мы уже не видим защиты. Глоба- лизация доллара в экономике, развитие транснациональных информационных систем и, наконец, всемирная сеть, окончательно разрушившая все границы на пути обменов, сделок, передачи информации, — все это, соединенное вместе, разогревает систему до опасной температуры и грозит взрывом. В теории ноосферы учитывалась такая возможность, но Вернадский оптимистично предполагал, что разумные существа, зная об опасности, сумеют удержаться от рискованных действий. Согласно его концепции ноосфера, как и биосфера, не подчиняется законам равновесия, они развиваются в геометрической прогрессии. Очевидно, что геологическая масса в какой-то мере будет ограничивать распространение живого, а масса последнего способна вынести на своих плечах лишь определенное количество мыслящих существ. По-видимому, эти границы роста не очень беспокоили Вернадского. Во-первых, они обеспечивали сохранение системы. Во-вторых, ноосфера, если хочет безудержно расширяться, может перейти на другие планеты. Теорию ноосферы нельзя объяснить как исключительное проявление позитивизма. Все-таки любой ученый верит, что существуют истинные и ложные идеи, что истинное знание имеет значение, определяемое объективной реальностью, и именно в силу этого оно оказывается эффективным способом практического преобразования жизни на основе изобретения и использования техники. Обладая независимым объективным содержанием, идеи могут в процессе образования и просвещения влиять на умы людей и на их поведение. Вернадского можно понять по аналогии с Платоном. Поздние сочинения последнего поражают тем, что философ уже не верит в практически-воспитательную функцию истины. Знание никого ничему не учит, оно не способно противостоять природным склонностям и искусственным потребностям. Поэтому в своем «Государстве» Платон предлагает вовсе не интеллектуальные, а скорее генетические практики «одомашнивания человеческого стада». Так и Вернадский разочарован безуспешностью тысячелетних попыток связать человечество воедино на основе проповеди истины, добра и красоты. Такой апостольски-профессорский способ коммуникации, согласно которому учит и исправляет слово, кажется ему совершенно бессильным. По его мнению, мысль победит и уже побеждает, но совершенно иначе, нежели это представлено в теориях гениальности. Мысль возникает как продукт развития биосферы, и она остается планетным явлением. Благодаря работе цивилизации осуществляется обратный перевод мысли в геологическую форму. Ее история является не быстрой, а медленной.
342 Заключение. Основные этапы глобализации Электронные медиа 343
Вернадский перечисляет: изобретение орудий труда и войны, приручение животных, окультуривание растений, создание государства, наконец, распространение науки как главный фактор эволюции ноосферы. Она не сводится к открытиям гениев, а представляет собой постепенное наращивание количества людей, которые занимаются производством и распространением научного знания. На место хлебопашца и рабочего приходит интеллектуал. Он не связан с местом и не имеет отечества, он идеальный пользователь глобальных сетей коммуникации. У пего пет страха чужого, он не может быть расистом потому, что является интернационалистом и космополитом. Таким образом, теория ноосферы Вернадского является первым проектом глобального информационного сообщества еще до того, как оно сформировалось.
|