Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы и прогнозы ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В развитии Интернета наблюдаются две тенденции: с одной стороны, интернационализация — формирование мировой сети, а с другой — регионализация — формирование внутренних сетей. Различие глобального и регионального реализуется как различие глобальных и локальных сетей. Является мифом мнение о том, что компьютерная сеть дает возможность абсолютного выражения индивидуальности. На самом деле главным является сеть, организация, а не отдельный человек. Выход из кажущегося противоречия между развитием глобальных и локальных сетей сегодня инстинктивно находят в форме так называемых виртуальных сообществ — своеобразных новых коммун. Конечно, это слишком мало по сравнению с тем, о чем мечтали великие утописты прошлого. Но не стоит сбрасывать со счетов неудачу революционного воплощения их проектов, а главное цену, которую пришлось за это заплатить. Сегодня глобализация и информатизация общества используются капитализмом, который после краха своего великого противника — коммунизма объявил свои ценности универсальными. Однако это тут же породило протест исламских фундаменталистов, которые используют стратегии как реального, так и виртуального террора. Все это склоняет к печальному выводу о том, что ничто в мире не меняется, что компьютер и массмедиа лишь усилили степень зла. На самом деле новые информационные и генные технологии гуманнее прежних. То, что мы живем в апокалиптическую эпоху, — это не заслуга и не вина человека. Очевидно, что этому способствовало пришествие эры видео и кибернетических технологий, эры электронных образов, новых форм симуляции и иллюзионизма, обладающих невиданной властью. Но это сопровождается страхом перед образами, манипуляция которыми способна покорить самого их создателя. Кризис системы гуманистического образования, представляющего собой эффективный комплекс практик гуманизации человека, — это главное событие современности, которое не является следствием отказа от доброй воли. Техническая культура породила такое повое агрегатное состояние языка и письма, которое имеет мало общего с традиционной религией, гуманизмом и метафизикой. С их помощью уже невозможно артикулировать способ бытия современности. Традиционные понятия и различия уже не позволяют попять такие культурные феномены, как знаки, произведения искусства, законы, нравы, книги, машины и другие искусственные «вещи», которые невозможно распределить по таким различиям, как дух и материя, душа и тело, субъект и объект. Попытка рассуждать об этих сложных феноменах в рамках однозначной онтологии и двузначной логики приводит к деструктивным последствиям. Информация представляет третий полюс между вещами и рефлексией, духом и материей. Прежде всего новые интеллектуальные машины заставляют отказаться от прежних жестких различий. Чтобы их правильно мыслить, необходима многозначная онтология и логика. Высказывание «существует информация» связано с другими: «существует система», «существует память», «существует культура», «существует искусственный интеллект». Даже высказывание «существует ген» показывает приоритет информации в сфере природы. Это ослабило интерес к субъектно-объектным отношениям: различие «Я» и мира утратило былое значение. Представление о реально существующей памяти и самоорганизующихся системах отбрасывает старое различие природы и культуры, ибо они оказались сторонами информации. Преодолевая односторонние воззрения материализма и идеализма, необходимо выработать оригинальный взгляд на культурные и природные объекты. Информационная материя, искусственные механизмы представляют собой реализацию инстанций души и субъективности. В ходе технической эволюции существенным образом оказался модифицированным классический образ мыслящего и переживающего «Я». Гомеотехники, имеющие дело с реальной информацией, открывают путь для ненасильственных отношений, формируют новый тип
348 Заключение. Основные этапы глобализации Контрольные вопросы 349
рациональности, которая опирается па информацию о мире, а не игнорирует ее в поисках способов самореализации. Таким образом, речь идет не о господстве, а о кооперации. Многие ученые стали говорить о «диалоге с природой», что означает отказ от стандартной установки на покорение природы. Существует соответствие способов производства и представления, техники и войны. Предприниматель и военный имеют дело с конкурентами и врагами; их интеллект ограничен индивидуальным эгоизмом, он не способен освободиться от различия творца и материала. Вся прежняя техника, так или иначе, предполагала образ врага. Даже гены рассматриваются как некое сырье, т. е. к ним относятся как к углю и нефти во время промышленной революции. Рост опасности следует тщательно изучить. Можно предположить, что нарастание технического безумия несовместимо с новыми технологиями: не обладает ли экологическое мышление потенциалом для утверждения этики таких отношений, которые лишены враждебности и насилия? Биотехника и информационная техника предполагают мирного субъекта, формирующегося в пространстве сложных текстов и сверхсложных контекстов. Здесь формируется матрица гуманизма после гуманизма. В мире, который стал сетью межиптеллектуальпых взаимодействий, эффективным становится не господство, а содружество. Это не исключает того, что реликты господства и рабства еще долго будут существовать в культуре. Контрольные вопросы 1. Каково соотношение природного и культурного в формировании 2. Раскройте цивилизационное значение сдержанности, самодисци 3. Как формируются тендерные различия людей? 4. Что такое воспитание? 5. Какое значение в культуре имеет совместное принятие пищи? 6. Как изменялось отношение к смерти на протяжении истории 7. Опишите формы различия своего и чужого. 8. Раскройте понятие языка как символической иммунной системы 9. Какова антропологическая функция дома? 10. Раскройте соотношение культурного и политического в определении нации и государства. И. Какую роль в гуманизации человека играют мораль и этика? 12. Является ли человек машиной? Раскройте историю формирования компьютерной метафоры. Литература Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992. Бельтинг Г. Образ и культ. М.: Прогресс-Традиция, 2002. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Прогресс, 1983. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, 2002. Макинтайр А. После добродетели. Екатеринбург: Академический проект, 2000. Марков Б. В. Икона и экран: Русская философия в эпоху массмедиа // Русская философия: Новые исследования и материалы. СПб.: Философское общество, 2001. Марков Б. В. Философия антропотехники // Философский Петербург. СПб.: Философское общество, 2004. Марков Б. В. Храм й рынок. СПб.: Алетейя, 1999. Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ф. Ницше. СПб.: Наука, 2005. С. 736-750. Подорога В. А. Феноменология тела. М.: Ad marginen, 1995. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1998. Сайд Э. Ориентализм. СПб.: Русский мир, 2006. СлотердайкП. Сферы 1. СПб.: Наука, 2005. Танатография Эроса. СПб.: Алетейя, 1994. Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: Владимир Даль, 2002. Фигуры Танатоса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. Философская антропология как интегративная форма знания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. Элиас Н. О процессе цивилизации. М.: Праксис, 2001.
|