Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Загрязнением воздуха
Джеффри Тейлор
Торренс, Калифорния. В этом сооб- ществе бунгало и пальм, где жестко регулируются любые виды загрязнения окружающей среды (даже работа га- зонокосилок и бензоколонок), корпо- рация Mobil Oil получила право на дополнительный ежедневный выброс 450 кг вредных газов.
Почему защитники окружающей среды активно штурмуют ворота нефте- перерабатывающего завода? Ведь Mobil участвует в начале новой эры защиты ок- ружающей среды. Нефтеперерабатываю- щий завод примерно за $ 3 млн приоб- рел разрешение на загрязнение у властей ближайшего городка Сауз Гейт, которым оно досталось от компании General Mo- tors, закрывшей в 1985 г. местный завод и продавшей его имущество муниципа- литету. Нефтеперерабатывающий завод из Торренса будет производить намного
меньше дополнительных выбросов, чем завод General Motors.
Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на за- грязнение. Реализация программы нача- лась в 1970-х гг., но ее правила настоль- ко громоздки, что «торговля» правами на загрязнение, как в случае с Mobil, скорее исключение. Однако грядут пе- ремены. Все больше чиновников пола- гают, что обычное командно-контроли- руемое регулирование, устанавливающее пределы загрязнения для каждого пред- приятия, не в состоянии остановить раз- рушение окружающей среды. Побужда- емые экономистами, власти хотели бы «представить» атмосферу Земли на фи- нансовых рынках и использовать их силу для избавления нас от кислотных дождей и глобального потепления...
Некоторые защитники окружающей среды считают аморальной покупку и продажу прав на загрязнение. Другие сомневаются, что чиновники располага- ют необходимыми инструментами пре- творения экономических программ регу- лирования в жизнь, так как они требуют чрезвычайно точного контроля за уров- нем выбросов. Некоторые фирмы скеп- тически относятся к тому, что чиновни- ки, привыкшие к командам и контролю, предоставляют рынку свободу.
В Вашингтоне, Калифорнии и дру- гих местах сторонники рынка выигра- ли спор с оппозицией, указывая, что традиционное регулирование лишает компании стимулов к уменьшению выбросов ниже разрешенного уровня. Они считают, что рынки создадут
конкуренцию среди компании, кото- рые будут искать дешевые новые тех- нологии уменьшения загрязнения.
Идея превращения отходов производ- ства в товар не нова. В начале XX в. британский профессор А. Пигу утверж- дал, что рыночная цена чистого воздуха и воды должна включаться в издержки фирмы точно так же, как стоимость тру- да и материалов. Однако только в 1975 г. американское Агентство по защите ок- ружающей среды создало рынок прав на загрязнение, позволив региональным чи- новникам, занимающимся регулировани- ем качества воздуха, продавать их нуж- дающимся компаниям...
В Лос-Анджелесе жесткие ограни- чения на выбросы заставили компании направить миллиарды долларов на уменьшение загрязнения, и сегодня ка- чество воздуха несомненно лучше, чем 15 лет назад. Однако в прошлом году загрязнение воздуха достигало опасных уровней 184 дня, а ведь по закону штата до 2010 г. регион должен ежегодно со- кращать выброс вредных отходов на 5 %. Сегодня в Южной Калифорнии за- крывается все больше производств, час- тично из-за высоких издержек контроля за уровнем загрязнения. После годовых слушаний калифорнийское Агентство по контролю за состоянием воздуха одоб- рило изменения, направленные на уси- ление экономического регулирования загрязнения окружающей среды и пла- нирует создание рынка прав для трех основных загрязняющих веществ. Источник: «The Wall Street Journal»-, April 14, 1992, p. Al.
возможность производить столько отходов, сколько им позволяют ресурсы для уплаты налога), а расположение кривой спроса определяет размер загрязнения. На графике (б) представлена ситуация, когда Агентство устанавливает размер загряз- нения, выпуская разрешения. В этом случае кривая предложения прав на загрязне- ние совершенно неэластична (потому что размер загрязнения ограничен количе- ством разрешений), а расположение кривой спроса определяет цену загрязнения. Следовательно, при любой кривой спроса АЗОС может достичь любой точки на кривой спроса либо устанавливая цены с помощью налога Пигу, либо с помощью разрешений на загрязнение.
Тем не менее в некоторых случаях продажа разрешений на загрязнение оказы- вается эффективнее налога Пигу. Предположим, что АЗОС определяет допусти- мый объем загрязнения реки не больше 600 т отходов. Но так как Агентству неизвестна кривая спроса на загрязнение, оно не знает, какой размер налога ему следует установить. В этом случае АЗОС просто проводит аукцион по продаже разрешений на сброс 600 т отходов. Цена, установившаяся в результате аукциона, покажет соответствующий размер налога Пигу.
Часть 4. Экономическая теория общественного сектора
|