В этой главе ВЫ. • рассмотрите основные характеристики общественных благ и обших ресурсов___
• Рассмотрите основные характеристики общественных благ и обших ресурсов _______________
• Проанализируете, почему частным рынкам не удается
предоставить общественные блага
• Рассмотрите некоторые важные обще ственные блага
• Увидите, почему анализ «затраты-выгоды» общественных благ сколь необходим, столь и сложен
• Разберете, почему обычно обшие ресурсы используются слишком интенсивно
• Детально рассмотрите несколько видов общих экономических ресурсов
В старой американской песне поется, что «лучшие вещи в мире бесплатны». Когда мы слышим ее мелодию, мы представляем длинный список благ, о которых поет певец. Некоторые из них дает нам природа: реки, горы, пляжи, озера и океаны. Другие предоставляет правительство: игровые площадки, парки и места для прогулок. В каждом случае потребители не платят ни цента за пользование природными или общественными благами.
Экономический анализ бесплатных продуктов и услуг особенно труден. В нашей экономике большинство продуктов распределяется на рынках, когда покупатели платят за то, что они получают, а продавцы принимают деньги за то, что они предоставляют. В этих случаях цены на продукты служат сигналами, ориентируясь на которые принимают решения и покупатели и про- давцы. Если продукты предлагаются бесплатно, рыночные силы, обычно рас- пределяющие ресурсы в экономике, прекращают действие.
В этой главе мы рассмотрим проблемы, возникающие из-за появления продуктов, не имеющих рыночных цен. Наш анализ позволит раскрыть один из Десяти прин- ципов экономической теории: иногда правительство имеет возможность улучшить результаты деятельности рынка (гл. 1). Когда на товаре отсутствует привычный «ценник», частные рынки не гарантируют, что он производится и потребляется? оптимальном количестве. В таких случаях правительственная политика позволяе изменить последствия несовершенства рынка и увеличить экономическое благое стояние.
'лава 11. Общественные блага и общие ресурсы
Блага различных видов
Насколько хорошо рынкам удается обеспечивать людей необходимыми им блага- ми? Ответ на вопрос зависит от того, какое благо мы рассматриваем. Мы вполне полагаемся на рынок в отношении предоставления эффективного количества стаканчиков мороженого: цена стаканчика изменяется, чтобы привести в равнове- сие спрос и предложение, которое максимизирует общий излишек потребителей и производителей (гл. 7). Но мы не рассчитываем на то, что рынок помешает производителям алюминия загрязнять воздух, которым мы дышим: обычно поку- патели и продавцы не учитывают внешние эффекты, связанные с их решениями (гл. 10). Рынок вполне эффективен, когда предлагаемый товар — мороженое, и начинает давать сбои, когда благо — чистый воздух.
Рассматривая различные товары, полезно объединить их по двум признакам:
• Исключительность блага. Возможно ли помешать индивидам использовать
благо?
• Благо как объект соперничества. Приводит ли использование блага одним человеком к тому, что возможность его потребления другим индивидом умень- шается?
Используя эти две характеристики, мы разделяем блага на четыре категории (рис. 11.1):
1. Исключительные частные блага, являющиеся объектом соперничества. Рас- смотрим, например, стаканчик мороженого. Он исключителен, потому что если вы хотите помешать кому-либо хотя бы попробовать мороженое, — просто не давайте никому свой стаканчик. Стаканчик мороженого является объектом соперничества, потому что если один человек наслаждается холодным десер- том, другой индивид уже не претендует на тот же стаканчик. Большинство циркулирующих в экономике благ — частные блага, такие как стаканчик моро- женого. Когда мы анализировали спрос и предложение в гл. 4, 5 и 6 и эффек- тивность рынков в гл. 7, 8 и 9, мы предполагали, что товары являются как исключительными благами, так и объектами соперничества.
2. Общественные блага не исключительны и не являются объектом соперниче- ства. Нельзя помешать людям использовать общественные блага, а их потреб- ление одним человеком не уменьшает возможность их применения другим. Если государство обеспечивает защиту от иностранной агрессии, никто не мо- жет помешать любому гражданину страны воспользоваться преимуществами национальной безопасности. Более того, если индивид пользуется благами сис- темы национальной обороны, он не мешает использовать ее кому-то еще.
3. Общие ресурсы — объект соперничества, но не исключительный. Например, рыба в океане: когда некто вытаскивает попавшуюся ему на крючок макрель, число рыб, которые может поймать его сосед, уменьшается. Но рыба не являет- ся исключительным благом, поскольку взимание платы за выловленную рыбу почти невозможно.
4. Когда благо исключительно, но не является объектом соперничества, говорят о естественной монополии на благо. Рассмотрим к примеру организацию по- жарной охраны в небольшом городке. Лишить людей возможности пользовать- ся благом легко: пожарные просто позволят сгореть первому загоревшемуся дому. Но пожарная охрана не является объектом соперничества. Основную
Исключительность —
качество блага, состоя- щее в том, что индиви- ду можно помешать использовать его.
Объект соперничества —
качество блага, состоящее в том, что при использовании его одним челове- ком возможность потребления его другим индивидом уменьшается.
Частные блага —
исключительные блага, являющиеся объектом соперничества.
Общественные блага —
не являются ни исключительными, ни объектом соперничества.
Общие ресурсы —
блага, которые являются объектом соперничества, но не исключительны.
Часть 4. Экономическая теория общественного сектора
Рис. 11.1
ТИПЫ БЛАГ Блага можно сгруппировать в четыре категории в соответствии с ответами на два вопроса: (1) является ли товар исключитель- ным? Можно ли помешать людям воспользоваться им? (2) Является ли товар объектом соперниче- ства? Уменьшает ли использование блага одним человеком возможность его потребления другим? В таблице приводятся примеры благ каждой из четырех категорий.
|